«Арктик СПГ — 2» прорвал экспортную блокаду

Выиграна пока лишь битва, но не кампания
Читать на monocle.ru

Важным достижением 2025 года в российском ТЭКе стал запуск полномасштабного экспорта сжиженного природного газа с возглавляемого «НоваТЭКом» заполярного международного проекта «Арктик СПГ — 2», находящегося под блокирующими санкциями США.

По итогам 11 месяцев с завода на полуострове Гыдан отправлено 1,1 млн тонн СПГ в Китай. Мечта американцев, наших принципиальных конкурентов на глобальном рынке СПГ, похоронить флагманский проект «НоваТЭКа», развеялась в прах.

«Наша цель — убить этот проект», — без обиняков заявил в отношении «Арктик СПГ — 2» помощник госсекретаря США Джеффри Пайетт в ноябре 2023 года, после второй по счету волны санкций американского минфина в отношении ненавистного заокеанским «партнерам» предприятия. А всего таких волн было пять: санкционирована компания — оператор проекта, все его логистические звенья (оператор перегрузочных комплексов и сами эти комплексы, верфь «Звезда», где строятся газовозы для проекта, «Совкомфлот» как будущий владелец этих судов и даже сами строящиеся танкеры). В порядке вторичных санкций черную метку американского казначейства получили и ряд иностранных компаний из Китая, Индии, ОАЭ, Сингапура и Гонконга, которые помогали произвести и доставить в Россию технологические модули будущего завода.

Несмотря на тотальный санкционный пресс, строительство завода продолжалось. В декабре 2023 года заработала первая технологическая линия мощностью 6,6 млн тонн в год, в мае 2025-го — вторая аналогичной мощности. Однако долгое время наладить сбыт санкционного гыданского криопродукта не удавалось: в прошлом году несколько пробных партий не нашли покупателей и были зарезервированы на плавучих перегрузочных комплексах у Кольского полуострова и у восточного побережья Камчатки. Крупнотоннажный завод не может сжижать «про запас»: работающий по соседству с «Арктик СПГ — 2» завод «Ямал СПГ» способен заполнить весь свой резервуарный парк за четыре-пять суток. В отсутствие экспорта пришлось расхолаживать первую линию на Гыдане, фактически останавливать работу второй и параллельно замораживать добычу предназначенного к сжижению газа. Один из крупнейших в мировой СПГ-отрасли гринфилд стоимостью 21 млрд долларов висел на волоске.

И вот в конце августа нынешнего года западные новостные агентства сообщили, что танкер с санкционного проекта «Арктик СПГ — 2» замечен под разгрузкой у регазификационного терминала в китайском порту Бэйхай. За следующие неполные четыре месяца рейсы судов в этот порт стали обыденностью. А в декабре здесь была разгружена первая партия СПГ с также санкционированного американцами среднетоннажного завода «Газпром СПГ Портовая». И ничего поделать с этим США не могут, хотя еще в феврале 2024 года были упреждающе санкционированы оператор порта Бэйхай и ее «дочка», управляющая СПГ-терминалом. Китайское руководство назначило Бэйхай «точкой входа» для санкционного российского СПГ, и никакие другие китайские либо иностранные суда в этот порт теперь не заходят. А поскольку все участники схемы уже санкционированы, никаких рисков они более не несут: расчеты, как можно предположить, ведутся исключительно в валютах, недоступных для мониторинга и блокировки со стороны американского минфина.

Детали спецоперации мы узнаем, наверное, лет через десять. Но в целом понятно, что эта победа на счету не столько «НоваТЭКа», сколько высшего политического руководства нашей страны, сумевшего договориться с Китаем о такой схеме. Интерес КНР к санкционной «песочнице» тоже считывается. Резервируя один из своих СПГ-терминалов под специфическую схему работы с объявленным США токсичным российским продуктом, Китай тестирует создание контура экономики, который функционирует независимо от санкций геополитических противников.

Однако выиграна пока лишь битва, но не кампания. Девятнадцатый пакет санкций ЕС вводит эмбарго на поставку российского газа в Европу: для краткосрочных сделок с 25 апреля 2026 года, а полное — с начала 2027-го. Примерно для 14 млн тонн в год ямальского СПГ, который идет сегодня на этот рынок, придется искать новых покупателей в Азии. Сможет ли поглотить весь этот объем Китай — вопрос. Кроме того, для доставки на отдаленные неевропейские рынки понадобится больше газовозов. Уже спущены на воду и испытываются первые два газовоза, построенные на «Звезде» для «Арктик СПГ — 2». Тем временем 12 декабря английский МИД проинформировал о том, что Великобритания в течение 2026 года планирует запретить страхование российских поставок СПГ. Это существенно затруднит работу газовозов флота проектов «Ямал СПГ» и «Сахалин-2», которые, за исключением танкера «Кристоф де Маржери», пока не санкционированы. Экономическая война продолжается.