Все, кто следит за реализацией Комплексной программы развития гражданской авиации (КПГА), в 2025 году ждали сертификации новых и обновляемых отечественных самолетов.
Это прежде всего четыре лайнера: в большей или меньшей мере обновляемые «Суперджет» (SJ-100), Ту-214 и Ил-114-300, а также совершенно новая разработка — МС-21. Для всех необходим больший или меньший объем импортозамещения, требующего сертификаций.
Вообще, по второй версии КПГА (от мая 2024 года), МС и 214-й в 2025 году уже должны были летать в авиакомпаниях: девять и четыре самолета соответственно. Но что сроки сдвигаются, стало понятно уже вскоре после мая 2024-го. И четыре месяца спустя в ОАК и ОДК сменилось руководство. Появились ожидания, что теперь реализацию программы пришпорят.
Впрочем, о поставках МС-21 речи не было. А вот завершение сертификации намечалось.
Но, говоря в январе о МС-21, что «нам надо сейчас завершить все сертификационные испытания», глава «Ростеха» Сергей Чемезов сделал оговорку: «…я надеюсь, мы завершим все полеты. Там очень много полетов». Осторожность оказалась обоснованной. И теперь сертификация, на этот раз уже твердо, назначена на 2026 год.
С оговорками прогнозировалась и сертификация SJ-100 с двигателем ПД-8. «декабрь 2025 года, но могут прозвучать и иные сроки, что связано с различными рисками» — таким был смысл апрельского сообщения Минтранса России. Вскоре эти новые сроки и назвали: март 2026-го, по причине задержки сертификации двигателя новейшей разработки.
Что касается Ил-114-300, в сентябре компания-разработчик еще планировала сертифицировать его до конца года. Но уже в октябре глава Росавиации Дмитрий Ядров назвал новый ориентир: первый квартал 2026 года.
И про Ту-214. Это первый самолет, который реально поставлен по КПГА. Что закономерно, поскольку разработан он давно. И была надежда, что он начнет замещать иностранные машины в парках авиакомпаний раньше всех. Но обнаружились острая нехватка производственных мощностей и квалифицированного персонала. Сказался долгий период, когда 214-х делали по штуке в год.
Но вот в мае еще не полностью импортозамещенный «Туполев» отправился наконец к заказчику, хотя и не на авиалинии, а как ведомственный самолет в Минпромторг России. А 17 декабря улетел с Казанского завода на покраску в Минск второй, уже целиком оснащенный отечественными системами, Ту-214. Тоже в комплектации бизнес-джета (он станет корпоративным самолетом одной из компаний).
Помимо лайнеров надо упомянуть еще одномоторный ЛМС-901 «Байкал». Их в 2025 году должны были сделать пять штук, но вместо этого в мае прозвучало выступление представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, заявившего, что работа «зашла в тупик» и «самолета “Байкал” у нас не ожидается». Тут же последовали опровержения наряду с обещаниями улучшить конструкцию самолета. Теперь по госконтракту на доработку самолета под отечественный двигатель ВК-800СМ сертификация «Байкала» должна произойти в 2027 году.
Летом глава ОАК Вадим Бадеха назвал указанные в КПГА сроки ориентировочными. Она предусматривает постройку к 2031 году 994 самолетов (включая совсем «сырые» двухмоторные «Ладоги» с «Овсеями» и лайнеры Ил-96-300 в количестве 14 машин). Росавиация в октябре сообщила, что ожидает выбытия к 2030 году 339 самолетов. Это 230 отечественных (Ан-24, Ан-26, Як-40 и Ан-2) и 109 иностранных машин. По-видимому, наиболее напряженной может оказаться ситуация с региональными авиаперевозками.
Нельзя не сказать, что после целого ряда лет обидного полупростоя на авиапром была возложена беспрецедентная задача противоположного свойства: в рекордный срок довести до ума сразу несколько типов самолетов, сделав это исключительно на отечественной базе комплектующих, узлов и систем. Жалуясь на разные трудности, самой постановке задачи в отрасли только рады и «пашут» изо всех сил. Деньги тоже находят, хотя и не без проблем. Срок реализации такого предприятия точно определить было сложно, но выдерживается по крайней мере замедленный ритм, и это скорее успех. Кстати, новых самолетов разной степени готовности произведено уже довольно много. По паре МС-21 и SJ-100 постоянно совершают сертификационные полеты, с той же целью летают три Ил-114-300. В производстве на разных этапах находится более 20 планеров МС-21, в серийной сборке на заводе в Комсомольске-на-Амуре — 24 SJ-100. Известно также о сборке трех «Байкалов».