Произведем от души

Европейские санкции уже привели к росту производства косметики и парфюмерии в стране. Теперь бизнес приступил к развитию нового передела — изготовлению отдушек для этих отраслей по полному циклу

Отдушки — базовое сырье для производства парфюмерии и косметики
Читать на monocle.ru

Резкое увеличение производства отечественной парфюмерии и косметики стало ответом российских компаний на уход иностранных компаний с российского бьюти-рынка. Вплоть до лета этого года многие предприятия продолжали работать на импортном сырье: 80% отдушек (базового сырья) поставлялось из Европы. Однако в августе Евросоюз ввел 18-й и 19-й пакеты санкций, которые в числе прочего запрещают поставки в Россию отдушек для парфюмерии, косметики и бытовой химии. После этого рыночная инициатива перешла к нашим производителям и поставщикам отдушек: сегодня они активно наращивают мощности, пытаясь заместить европейские ароматы их копиями, а также собственными разработками. Более того, начинают выпускаться ингредиенты для отдушек — отрасль, которой в стране практически не было.

Своего стало больше

Запрет на экспорт европейских отдушек встревожил рынок, поскольку производство парфюмерии и косметики в стране вот уже несколько лет находится на подъеме. По оценке INFOLine, в 2024 году продажи косметики, парфюмерии и товаров для ухода за телом выросли на 16,8%, до 1,11 трлн рублей (13,8 млрд долларов), в то время как мировой рынок (с учетом доли России), например, косметики показывает существенно меньший рост — 6,5%.

В 2024 году продажи косметики, парфюмерии и товаров для ухода за телом выросли на 16,8%, до 1,11 трлн рублей

Причинами такого роста в нашей стране стало повышение интереса населения, особенно молодежи, к уходу за собой, а также развитие интернет-торговли, которая активнее офлайн-розницы продвигает подобные средства. Сказывается и опустошение рынка: иностранные бренды (Chanel, Dior, Guerlain и прочие) ушли из России еще в 2022 году, освободив большую нишу. «Отечественные производители показывают впечатляющие результаты. За последние три года количество компаний увеличилось вдвое, что говорит о растущем интересе к выпуску косметической и парфюмерной продукции в стране, — говорит генеральный директор “INFOLine-Аналитики” Михаил Бурмистров. — Уходовая косметика показывает наиболее динамичный рост в своей категории».

Как заявлял ранее главный парфюмер фабрики «Новая заря» Кирилл Хайкин (см. статью «Российский парфюм: в поисках собственной формулы», «Монокль» № 48 за 2025 год), после ухода европейских брендов в России появилось много ароматов арабских марок (в частности, Armaf, Ajmal, Al Haramain, Widian, Attar Collection и другие). Затем производство нарастили крупные российские корпорации — производители парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, выводя на рынок новые продукты. Например, «Арнест» (эта компания в 2023 году приобрела бизнес Unilever в России и Белоруссии. — “Монокль”) создала целую линейку парфюмированной продукции: свечи, гель для душа в алюминиевых баллончиках. Давно работающие на рынке крупные производители, такие как «Новая заря», «Фаберлик», «Аромапром», тоже нарастили выпуск.

Кроме того, розничные сети стали предлагать парфюмерию под собственными торговыми марками. Например, примерно 40% ассортимента «Л’Этуаль» — торговые марки компании или продукты ее дистрибуции. По тому же пути пошли «Золотое яблоко» и «Рив Гош», хотя и в меньшей степени.

По данным INFOLine, четыре из пяти ведущих российских производителей парфюма расширили свой ассортимент, включив в него уходовые средства. Михаил Бурмистров отмечает, что только в этом году на рынке появился целый ряд новых продуктов: линейка гелей для душа «By Фа» от компании Lab Industries, коллекция MyMuse от Grass, увлажняющий гель для душа Argan & Vanil от Ecolatier, продукция Sanfito от Ступинского химического завода и другие. А московская косметическая компания «Гельтек» с помощью Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства привлекла льготный инвестиционный кредит в размере 800 млн рублей для приобретения новых площадей и увеличения мощностей по производству кремов и другой продукции.

Быстрый рост отрасли отчасти связан с тем, что производители, ожидая блокировок от западных поставщиков, заблаговременно позаботились о поставках сырья. «Наша компания еще во время пандемии приняла стратегическое решение перейти на работу с российскими поставщиками сырья, поэтому санкции нам уже были не страшны», — говорит главный технолог компании — производителя бытовой химии Prosept Людмила Огородняя. По ее словам, это позволило значительно снизить риск перебоев, которые часто возникали при работе с иностранными контрагентами, в особенности с европейскими. «Благодаря отлаженной и продуманной работе российских поставщиков и их ассортименту, в том числе отдушек, мы получили возможность более детально контролировать процесс поставок, минимизировать задержки и не менять рецептуру», — добавляет эксперт.

Аромат не должен пострадать

Очевидно, не желая мириться с таким ростом российских производителей парфюмерии и ароматических средств по уходу, Европа этим летом ввела санкции на поставку своих отдушек. Ранее в Россию поставлялось в среднем около 13 тыс. тонн отдушек (данные за 2022 год), из них свыше 80% (примерно 10 тыс. тонн) — продукция из недружественных стран.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Мелитопольского государственного университета Mупегну Нзусси Кевин Грас считает, что уход глобальных брендов с российского рынка стал большим вызовом для отечественных компаний. По его словам, исторически в нашей стране доминировали крупные международные корпорации — производители отдушек: Givaudan и Firmenich (Швейцария), IFF (США), Symrise (Германия), Mane (Франция) и другие, однако «после 2022 года освободившуюся нишу постепенно стали заполнять китайские компании, предлагающие широкий ассортимент по конкурентным ценам, индийские бренды, сильные в воспроизведении классических композиций и работе с эфирными маслами, а также турецкие и иранские марки». Если до 2022 года доля европейских отдушек превышала 85–90%, то к концу 2024-го она сократилась до 40–50%, а сейчас и вовсе стала стремительно падать.

Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Александра Скоробогатова подтверждает, что ряд западных производителей и поставщиков отдушек полностью прекратили сотрудничество с лета этого года, а кто и раньше. «Некоторые наши производители косметики и парфюмерии начали запасаться отдушками еще с 2022 года и сейчас наращивают производство. Другие теперь вынуждены везти сырье из Европы окольными путями, что увеличивает цену продукции примерно на 20–30 процентов и влияет на сроки, — говорит она. — В России импортозамещение отдушек происходит в основном в массовом сегменте: повторить ароматы премиум-класса крайне трудно, поэтому полный отказ от европейского сырья невозможен».

Доля себестоимости отдушек в готовой продукции составляет всего 1–3%, поэтому критическим для производителей готового продукта является не повышение их цены, а стабильность аромата, его сходство с замещаемым оригиналом, то есть схожесть химической формулы. В каталогах отдушки описываются примерно так: «Верхние ноты: морской, герань. Ноты сердца (основные тона): ягодный, роза. Шлейф: амбра, белый мускус» (Wesal Khaleegy от«Инкомпро»). Всего ведущий дистрибьютор отдушек предлагает более 500 позиций.

Аромат в профессиональной косметике относится к категории критического сырья, которое не должно меняться ни при каких обстоятельствах. «Салоны закупают продукцию под конкретные спа-программы, где важна не только эффективность, но и стабильное сенсорное восприятие, — поясняет основатель и CEO Thai Traditions Светлана Гришкина. — А розничные покупатели привыкают к определенному характеру аромата, и любые изменения, даже в сторону объективного улучшения, воспринимаются болезненно». По ее словам, некоторые клиенты готовы полностью отказаться от линейки, если аромат стал чуть менее сладким или более цитрусовым, хотя разница может быть микроскопической. «Поэтому любая нестабильность в поставках отдушек или изменение их запаха для нас крайне важны — и с точки зрения технологии, и с точки зрения потребительского спроса», — добавляет она.

Доля себестоимости отдушек в готовой продукции составляет всего 1–3%, поэтому критическим для производителей готового продукта является не повышение их цены, а стабильность аромата, его сходство с замещаемым оригиналом

Именно поэтому быстро заместить импортные отдушки отечественными и тем более нарастить их производство в стране не так-то просто. «Нужны длительные НИОКР, и даже просто скопировать отдушку трудно. И мало подобрать аромат — важно соблюсти и другие параметры: чтобы сохранялся цвет, крем не кристаллизировался, шампуни не разжижались и не густели, а духи имели стойкий аромат и в них не образовывался осадок», — перечисляет Александра Скоробогатова.

Производители наращивают оборот

Мы насчитали 20 российских компаний — дистрибьюторов и изготовителей отдушек: среди них волгоградский «Химпром», нижегородская «Косметикс Трейд», екатеринбуржский «Мир аромата» и другие, кто прежде выпускал в основном эфирные масла, но сейчас начинает синтезировать отдушки. Например, научно-исследовательская лаборатория «Отраслевые технологии» занимается разработкой инновационных формул ароматизаторов и натуральных ингредиентов для них.

Один из лидеров рынка, компания Syren, с августа увеличила выпуск отдушек на 35% и ожидает еще большего роста в следующем году. «Мы видим неимоверную трансформацию локальных производителей отдушек, поскольку российские косметические и парфюмерные компании стали закрывать нишу базовых ароматов для массмаркета, где цены в сравнении с европейскими аналогами ниже минимум на 30 процентов, — рассказывает эвалюатор (специалист по оценке парфюмерных композиций на стадии разработки. — “Монокль”) Syren Борис Пашкин. — Многие предприятия отрасли сейчас просят адаптировать европейские отдушки, заменив их аналогичными. И они у нас получаются не менее яркими и стабильными».

По словам эксперта, компания может создать отдушку по образцу из импортной рецептуры, а затем добавить к ней другие ингредиенты — стабилизаторы или фиксаторы аромата. «Сроки поставок у нас — от двух до четырех дней, а зарубежные аналоги едут в страну больше месяца, и это тоже мотивирует клиентов обращаться к нам», — говорит Борис Пашкин.

Недавно компания купила хроматограф — молекулярный анализатор, позволяющий поставить копирование на поток, и сейчас через него «прогоняется» 24 разные отдушки в сутки. «Это нужно тем клиентам, которые хотят получить точную копию отдушки для сохранения аромата парфюма или косметики, — объясняет эвалюатор Syren. — Хроматограф раскладывает исходник на молекулы и вычисляет точную дозировку ингредиентов. А заказчик уже сам решает, какие технологии ему требуются для смешивания ароматов». Но если некоторые отдушки удается скопировать за сутки, то другие, более сложные, проходят несколько этапов «прослушивания», и разных версий может быть десяток.

По словам эксперта, российские производители также начали осваивать создание ароматических формул с помощью искусственного интеллекта, что позволяет ускорить процесс разработки. Традиционно отдушки изготавливают в основном перегонкой из растений или дистилляцией ароматических веществ. ИИ же помогает подобрать сочетание нужных ингредиентов или сырье.

Сырьем пока слабо пахнет

Локализация выпуска ароматических композиций в России — реальная и рабочая модель, но импортозамещение по полному циклу пока невозможно из-за слишком большой доли ввозимого сырья, уверены эксперты. Например, та же Syren работает с сырьем из Испании. «Даже если производство композиции размещено в России, большая часть сырья остается импортной — особенно если речь идет о сложных ингредиентах, которые у нас пока не производятся, — признает Светлана Гришкина. — В этом смысле импортозамещение отдушек всегда будет относительным, и сейчас задача предприятий — не “заменить все”, а выстроить устойчивую систему снабжения и гибко работать с поставщиками».

Органические ингредиенты (интермедианты) для отдушек — это в основном эфирные масла и экстракты, получаемые из растений, фруктов и цветов. Некоторые органические интермедианты, в частности ароматы хвойных деревьев, лаванды и мяты, производят в России. В перечне сырья есть также абсолюты — субстанции, получаемые из эфирных масел методом вторичной экстракции спиртом (прежде всего жасминовый и розовый абсолюты), и смолы (амбра, бензоин и прочие). Но у них есть недостатки: высокая стоимость и ограниченная стойкость. Поэтому производители все чаще используют интермедианты синтетические, которые создают химическим путем, имитируя натуральные запахи или придумывая уникальные ароматы. Некоторые примеры: альдегиды (цитраль с запахом лимона, бензальдегид с запахом горького миндаля), сложные эфиры (бензилацетат с запахом жасмина, линалилацетат с запахом бергамота), кетоны (иононы с запахом фиалки) и прочие. Используются также спирты с ароматами разных цветов.

«Крупные химические компании вроде “Нижнекамскнефтехима” и “Сибур-Химпрома” рассматривают проекты диверсификации в сторону высокомаржинальной тонкой химии для парфюмерии, — комментирует Mупегну Нзусси Кевин Грас. — Однако это длительный процесс, требующий инвестиций в НИОКР на уровне десятков миллионов долларов. НИОКР нужны для создания оригинальных, а не имитационных композиций».

Есть хорошие новости и в области разработки интермедиантов для индустрии красоты. Например, Архангельский водорослевый комбинат в 2025 году добыл тысячу тонн водорослей, в том числе для косметической промышленности, а в следующем планирует увеличить выпуск на 20%. В Саратовской области предполагается запустить современное производство по извлечению оксида цинка из сталеплавильной пыли методом вельцевания (оксид цинка используется в составе солнцезащитных кремов, детских присыпок, заживляющих мазей и антисептических средств).

«Но все компании — производители отдушек и ингредиентов для них сталкиваются с критическим дефицитом химиков-парфюмеров, таких специалистов у нас нигде не учат, — говорит Александра Скоробогатова. — В основном ими становятся выпускники химфака, которые потом сами доучиваются за границей или прямо на рабочем месте».

После 2022 года рынок косметики и парфюмерии научился выживать, найдя новых поставщиков, пусть и ценой снижения качества и потери ароматического разнообразия. «Но в 2025-м начался второй этап — активное импортозамещение ингредиентов, — отмечает Mупегну Нзусси Кевин Грас. — Успех этого этапа будет определяться не только ростом спроса со стороны изготовителей парфюмерии и косметики, но и способностью страны создать полноценную научно-производственную вертикаль, от химического синтеза интермедиантов и выращивания сырья до подготовки парфюмеров-творцов. Без этого Россия рискует остаться на периферии мирового рынка ароматов и будет зависеть уже от решений азиатских и африканских поставщиков».