Израиль и США делают ставку на внутренний раскол Исламской Республики
Протесты в Исламской Республике Иран, начавшиеся в конце декабря, стали самыми масштабными за последние годы. Беспорядки охватили 92 города, счет жертвам идет на сотни. Причиной стала тяжелая экономическая ситуация, ответственность за которую взяли на себя власти страны. Вероятно, не обошлось и без внешнего вмешательства, тем более что США уже объявили о готовности поддержать протестующих и нанести удар по позициям иранских военных.
К 16 января ситуация в Иране, как кажется, стабилизировалась, что признали в Белом доме. Тем не менее США продолжают переброску авианосной ударной группы из Южно-Китайского моря к Персидскому заливу и авиационных сил на базы в регионе. А в Москве подтвердили, что Владимир Путин прикладывает значительные усилия для деэскалации напряженности.
О ситуации в Иране «Моноклю» рассказала Евдокия Добрева, научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН.
— Кажется, на данный момент иранским властям удалось удержать ситуацию под контролем. Какова цена?
— Сложный вопрос, с учетом того, что в Иране проблемы с интернетом и мы получаем разные оценки. Но нет сомнения в том, что это беспрецедентные протесты после Исламской революции 1979 года. Разумеется, не стоит недооценивать работу израильских спецслужб, и сейчас появляются сообщения, что власти тут и там задерживают вооруженных людей. Например, на границе с Ираком изымают оружие, которое явно предназначалось для курдов.
Хотя, повторюсь, эти протесты начались как стихийные, а такую массу людей очень сложно организовать. Так что мощь протестов — это результат серьезных экономических проблем, которые усугубились в последнее время.
— Почему Ирану никак не удается поправить свое экономическое положение?
— Помимо санкций и проблем с экономикой свою лепту внесла недавняя война с Израилем. Она была короткой, но стране, ее инфраструктуре был нанесен ущерб. Ну и, наконец, есть фактор, который никак не зависит от иранского правительства. Последние шесть лет царила беспрецедентная засуха, что привело к нехватке водных ресурсов. Многие водохранилища либо полностью пересохли, либо в них сильно понизился уровень воды. Из-за дефицита электроэнергии по стране шли отключения и летом, и зимой, что тоже способствовало недовольству.
— Почему люди на улице вдруг вспомнили про шахского наследника Резу Пехлеви?
— Последние 47 лет он жил за границей и не смог заручиться поддержкой не то что в Иране, но и среди иранской диаспоры в западных странах. Я тоже видела кадры с лозунгами в его поддержку — но тут вопрос, не постановочные ли они. Даже по личному общению с иранцами, в том числе с оппозиционно настроенными, могу сказать: там очень скептически относятся к Резе Пехлеви.
Если протесты просто подавят, Ирану это ничего хорошего не сулит, поскольку проблемы никуда не денутся
— Может, противники Ирана именно на такой раскол решили сделать ставку? Например, появлялись сообщения, что арестован бывший президент Ирана Хасан Роухани, а также бывший глава МИД Джавад Зариф…
— В целом эта новость выглядит либо как попытка консерваторов еще больше подорвать авторитет реформаторов, либо как вброс западных СМИ, чтобы усилить эффект «раскола элит», поскольку ни Роухани, ни Зариф никогда открыто не выступали против режима. Хотя такие ограничительные меры властей, как помещение реформаторов под домашний арест, не исключены в текущей ситуации.
— Как иранские власти убеждают сограждан?
— У иранцев перед глазами пример Сирии, Ирака и Ливии, где в результате вмешательства внешних сил начался полнейший хаос, и власти Ирана постоянно напоминают об этом людям. Поэтому они и настаивают на независимой политике. С другой стороны, есть Израиль, для которого вопрос противостояния с Ираном тоже экзистенциальный, и у них есть некие рычаги влияния, в том числе на Белый дом, чтобы решить этот вопрос, пока Дональд Трамп находится у власти.
У иранцев перед глазами пример Сирии, Ирака и Ливии, где в результате вмешательства внешних сил начался полнейший хаос
— Какие есть сценарии для Ирана и региона в целом?
— Если, допустим, те же США все же нанесут удары по военным целям и пунктам управления Ирана, то это приведет, скорее, к консолидации народа. Возможно, именно по этой причине американцы с ударами пока тянут. Даже Израиль обратился к Трампу с просьбой, чтобы они пока не били. Если разговоры про удары — блеф и никакой силовой акции не будет, а протесты просто подавят, то Ирану в целом это ничего хорошего не сулит, поскольку проблемы никуда не делись и их необходимо решать. Позже ситуация повторится, но уже в более ужасающих масштабах. В израильской логике внутренний кризис и протестная динамика в Иране рассматриваются как не менее эффективный инструмент подрыва его регионального потенциала, чем немедленная внешняя эскалация. А если в результате военного вмешательства в Иране начнется хаос, то такой вариант не устроит никого, включая и соседей Ирана по региону. Саудовская Аравия, при ее сложных отношениях с Ираном, тоже осудила идею военного вмешательства США.
— По чьим интересам сильнее всего бьет ситуация вокруг Ирана?
— Китай — основной торговый партнер Ирана, главный покупатель иранской нефти по довольно привлекательным ценам. Для России Иран тоже важен в силу географической близости и наших амбиций на Ближнем Востоке. В случае смены режима или дестабилизации ситуации в Иране Россия потеряет своего важного стратегического партнера, чего не хотелось бы. Под угрозой окажутся логистические проекты, проходящие через Иран, а также инвестиционные: в газовую и нефтяную отрасль, строительство АЭС в Бушере и так далее. Ну и хаос в Иране дополнительно создаст особую опасность на южных рубежах нашей страны.