Менее трети промышленников считают спрос нормальным. Заминка корпоративного кредитования в декабре
Потребительские цены за неделю с 20 по 26 января выросли на 0,19%, сообщил Росстат. Темпы повышения цен предсказуемо снизились относительно предыдущей недели, когда прирост цен составил 0,45%, и первых 12 дней января, за которые цены взлетели на 1,26%.
В целом за 26 дней января прирост ИПЦ составил 1,91%, тогда как за весь январь — 1,23%. Годовая инфляция на 26 января, по оценке Минэкономразвития, составила 6,43% против 5,59% на конец декабря.
Скачок инфляции, связанный с повышением НДС и индексацией части тарифов с начала года, постепенно затухает. Значительный вклад в замедление инфляции внесли туристические услуги, кроме того, практически до нуля снизился прирост цен на промышленные товары, в том числе автомобили, а также на топливо и транспорт.
Какой будет инфляция по итогам января, пока неясно. Прямая экстраполяция данных недельного мониторинга некорректна, так как для расчета месячных индексов Росстат отслеживает 558 позиций товаров и услуг, а для недельного мониторинга только 110.
Банк России сообщил результаты мониторинга инфляционных ожиданий домохозяйств в декабре 2025 года. Медианная оценка инфляционных ожиданий на годовом горизонте увеличилась на 0,4 п. п, до 13,7%, причем всю динамику обеспечили респонденты без сбережений. Ожидания опрошенных со сбережениями не изменились, к тому же они ниже по абсолютной величине (12,3%).
Наблюдаемая населением инфляция в декабре не изменилась и была равна 14,5%. Разрыв между значением наблюдаемой инфляции и годовым приростом ИПЦ (по Росстату) увеличился и достиг 7,9 п. п. — наблюдаемая инфляция в 2,2 раза больше, чем годовой прирост ИПЦ; среднее отклонение за 2022–2024 годы — в 2,1 раза.
В январе индекс бизнес-климата (ИБК) Банка России снова снизился из-за ухудшения ожиданий и составил 1,7 пункта против 2,6 пункта в декабре 2025-го. В целом ИБК сложился несколько выше уровня третьего квартала прошлого года и оставался в середине диапазона, наблюдавшегося в период умеренного роста в 2017–2019 годах. Динамика ИБК в январе определялась снижением краткосрочных ожиданий компаний, в то время как текущие оценки бизнес-климата превысили декабрьский уровень.
Краткосрочные ожидания компаний в январе стали более умеренными как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей. Наиболее заметно снизились ожидания в торговле автотранспортными средствами.
В январе сводный индекс промышленного оптимизма (ИПО) находился в диапазоне значений, худших со времен ковидного кризиса 2020 года, сообщил Сергей Цухло из ИНП РАН. Основой январской негативной корректировки ИПО стало снижение фактической динамики спроса до −27 пунктов. Худшее значение этого показателя за последние пять лет составляет −30 пунктов и было зафиксировано в сентябре 2025 года. Спрос на продукцию в январе оценивали как «нормальный» всего 31% предприятий. В то же время ожидаемые изменения выпуска сохранили в январе оптимизм декабря.
В декабре рост реального кредитного портфеля банков остановился — розничный портфель в постоянных ценах стагнировал весь четвертый квартал 2025 года, а портфель корпоративных кредитов показал заминку роста в декабре. По итогам 2025 года рост банковских требований к экономике в текущих ценах составил 9,4%, немного обогнав инфляцию.
В декабре отмечался характерный для последнего месяца года всплеск ипотечного кредитования. Банки выдали новых ипотечных кредитов на 811 млрд рублей. Это более чем в полтора раза превышает ноябрьские показатели выдачи вследствие традиционного повышения к концу года спроса ипотечных заемщиков, усиленного стремлением взять кредит до ожидаемого ужесточения условий семейной ипотеки с 1 февраля 2026 года. Средневзвешенная ставка по ипотечным жилищным кредитам продолжила снижение и составила в декабре 7,59% годовых вследствие уменьшения доли выдачи ИЖК на рыночных условиях.