Цифровой монстр с фискальными целями

Системы анализа данных Федеральной налоговой службы уже сейчас позволяют находить малейшие расхождения в отчетности компаний и доначислять налоги. Теперь налоговая стоит на пороге внедрения ИИ, который позволит ей обрабатывать еще больше данных и делать это еще быстрее

Читать на monocle.ru

Федеральная налоговая служба (ФНС) превращается в цифрового гиганта, который с помощью своих автоматизированных систем может проанализировать все данные о бизнесе, увидеть все взаимосвязи, нестыковки и доначислить налоги. Если заглянуть на HeadHunter, можно увидеть, как помимо традиционных налоговых инспекторов ФНС нанимает аналитиков данных и других технических специалистов. Причем в качестве ключевых навыков даже для налоговых инспекторов (в контрольно-аналитическом отделе) значатся статистический анализ и работа с базами данных.

Налоговая делает все больший упор на цифровые решения, и неудивительно, что теперь ей требуется меньше рядовых сотрудников на местах. Прямо сейчас в Службе проходит масштабная реорганизация, в рамках которой происходят сокращение численности персонала и укрупнение инспекций. В октябре 2025 года об этих планах со ссылкой на внутреннюю презентацию ФНС сообщали СМИ. Согласно опубликованным данным, до конца марта 2026 года служба планирует сократить 31 тыс. штатных единиц и почти 16,5 тыс. фактически работающих сотрудников. Напомним, из отчета об итогах деятельности следует, что на июль 2025 года в ФНС работало 118 тыс. человек. На конец 2023-го штат ФНС превышал 140 тыс. при фактической численности больше 120 тыс. Впрочем, стоит учитывать, что текучка кадров в ФНС довольно велика (12% в 2023 году), так что, видимо, обойдутся без массовых увольнений, только сокращением найма. На днях информацию о проводимой реформе подтвердила заместитель руководителя УФНС России по Красноярскому краю Дарья Давыдова, но цифры она назвала только по своему региону.

Не забывают в налоговой и о модных сейчас технологиях искусственного интеллекта, хотя и не делятся подробностями. Например, в июне прошлого года сообщили, что продолжат совместно со Сбером развивать применение ИИ при обслуживании граждан и бизнеса и подписали соглашение о технологическом сотрудничестве и обмене опытом в области информационных технологий.

Налоговая как электронный детектив: найдет малейшие расхождения и взаимосвязи

В результате активной модернизации ФНС, в том числе путем цифровых инноваций, поступление налогов в консолидированный бюджет России до 2025 года стабильно росло — с 13,8 трлн рублей в знаковом для начального этапа цифровизации ФНС 2015 году до рекордных 43,5 трлн за 2024 год. Конечно, базовая причина — рост самой экономики и налоговой базы, но поступления увеличивались и в те годы, когда экономика была не в форме, и чаще всего с темпом, превосходящим рост ВВП. За 11 месяцев значительно менее благоприятного 2025 года поступления налогов в консолидированный бюджет уже почти добрались до 41 трлн рублей (см. график). Более того, все это происходило на фоне сокращения выездных проверок. Если в 2015 году было проведено больше 26 тыс. выездных проверок организаций, то 2024-м всего 4500 (3800 за девять месяцев 2025 года). К сожалению, статистика собираемости налогов не публикуется, но и из приведенных данных виден рост эффективности работы ФНС.

Начало новой эры

Как ФНС смогла превратиться из части Министерства финансов СССР в современного всевидящего «большого брата»? Началось все это в 1993 году с программы информатизации налоговой службы как части федеральной программы информатизации России. Следующий этап наступил в 1997-м, с появлением концепции создания автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-2». Современный период начался в 2010-м, когда руководителем налоговой службы был назначен Михаил Мишустин, который сейчас занимает должность председателя правительства Российской Федерации. В 2013 году началось тестирование действующей сейчас АИС «Налог-3» и была запущена первая версия Автоматизированной системы контроля за налогом на добавленную стоимость (АСК НДС), еще спустя два года заработала АСК НДС-2. Если первая версия этой системы только создала ощущение наступления новой эры налогового контроля, то вторая действительно ее начала.

Как рассказывает юрист налоговой практики юридической фирмы Vegas Lex Елена Наумова, до 2013 года АИС «Налог-3» и системы АСК в том виде, в котором их знают сегодня, еще не существовали. Основой аналитики был «человеческий фактор». Полноценный же переход сервисов налоговой службы в поле технологического прогресса стал очевиден в 2017 году, когда ФНС централизованно подключилась к комплексу АИС «Налог-3».

Юристы и бизнес вспоминают тот период со смешанными чувствами.

«На практике наиболее ярко запомнился период 2015‒2016 годов, когда количество получаемых запросов по “разрывам” (налоговый разрыв по НДС — расхождение данных о сделке между покупателем и поставщиком. — “Монокль”) кратно выросло по сравнению с прошлыми периодами. Были и такие случаи, когда один налогоплательщик получил более 100 тысяч требований за квартал», — вспоминает руководитель налоговой практики Vegas Lex Юрий Иванов.

Если АСК НДС только создала ощущение начала новой эры налогового контроля, то АСК НДС-2 действительно ее начала

По словам партнера ФБК Legal Эдуарда Гюльбасарова, с запуском автоматизированных систем контроля НДС (АСК НДС/АСК НДС-2) произошел настоящий прорыв: это не только в корне изменило фокус налоговых органов в вопросе контроля уплаты НДС и налога на прибыль, но и привело к изменению судебной практики и появлению нового правового регулирования и правовых доктрин. В общем, в налоговом контроле началась комплексная перестройка.

«К сожалению, на первых порах процесс отбора налогоплательщиков для углубленного контроля был не до конца отлажен. Приходилось прилагать множество усилий, чтобы доказать, что формальное отнесение абсолютно добросовестного налогоплательщика к числу тех, кого следует подвергнуть тщательной проверке, было не более чем ошибкой в работе систем ФНС России, — вспоминает Гюльбасаров. — Однако этот опыт позволял понять, что именно следует изменить бизнесу в работе с контрагентами, чтобы понятные и прозрачные операции не “окрашивались в красный цвет” в глазах налоговых органов».

На АИС «Налог-3» и АСК НДС-2 развитие информационных систем ФНС, естественно, не остановилось. Директор практики организационного развития КСК Групп Михаил Меркулов напоминает еще одну веху: в 2015 году появился цифровой личный кабинет налогоплательщика. Изначально он тестировался и дорабатывался на индивидуальных предпринимателях, а доработанный интерфейс распространили на всех. Многие стандартные налоговые процедуры стали доступны удаленно, сократилось количество физических посещений налоговой для получения справок. С 2017 года онлайн-кассы перевели фискальный контроль в онлайн-режим. Инфраструктура ФНС справилась с автоматизированной обработкой миллиардов QR-трансакций онлайн и стала основой гигантской базы данных по движению товаров и услуг. «В настоящее время ФНС проводит консолидацию ИНН и ОГРН, развивает единый налоговый счет, внедряет ИД ЕРН (идентификатор записи в Едином регистре населения. — “Монокль”), консолидацию баз данных банков, госучреждений», — описывает масштабнейшую работу ФНС Михаил Меркулов.

Не важно, что думают люди, главное — что о вас думает ФНС

«Сердце» цифровой системы ФНС ― автоматизированная информационная система (АИС) «Налог 3», сейчас уже на подходе АИС «Налог 4». В последней есть практически полное досье на любого налогоплательщика.

Елена Наумова говорит, что АИС «Налог-3» — основа для работы АСК НДС и других систем. Она аккумулирует в себе все сведения, которые есть у налогового органа. Информация поступает в ФНС различными способами — как от самих плательщиков при подаче деклараций, уведомлений, документов, пояснений и пр., так и от иных уполномоченных на это лиц (таможенные органы, банки, фонды пенсионного и социального страхования). Так, по словам Михаила Меркулова, ФНС совместно с Банком России провели большую работу по раскрытию информации об остатках и движениях по банковским счетам в онлайн-режиме в фискальных целях. Автоматизированные алгоритмы самостоятельно извлекают и сопоставляют данные о налогоплательщиках, говорит наш собеседник. В результате ранее работавшие схемы сокрытия «обналичивающих цепочек», «бумажного НДС», вывода кредитных средств сейчас моментально становятся прозрачны по каждой трансакции: от отправителя денег до последнего дроппера. Наложение данных о банковских трансакциях на налоговую и бухгалтерскую отчетность, сопоставление доходов и расходов налогоплательщиков, сравнение с аналогичными бизнесами и среднеотраслевыми показателями в сумме дают сигнал ФНС для незамедлительного реагирования.

А вот «мозгом» цифровой системы ФНС можно с полным правом назвать АСК НДС.

Адвокат Андрей Головня рассказал, что так называемые деревья из АСК-НДС 2, то есть цепочки взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами, становятся даже основой доказательств в суде. В своей практике он часто встречает акты и решения, где практически все доказательства строятся на скриншотах из этой системы. «С точки зрения налогового администрирования АСК НДС 2, безусловно,  нужный и актуальный инструмент, однако, как и любое технологическое решение, оно требует вмешательства человека, — продолжает наш собеседник. — Часто мы сталкиваемся с тем, что система может отражать недостоверные данные, что становится причиной отправки автоматических требований налогоплательщикам в целях уточнения и корректировки “зеркальности” представленных сведений». Андрей Головня также напомнил, что АСК НДС-2 стала тем инструментом, который позволил налоговой создать Федеральный реестр выгодоприобретателей — базу, содержащую сведения о компаниях, в отношении которых имеются подозрения в участии в «схемах» по уклонению от уплаты НДС и других налогов.

Как пояснил Андрей Головня, попадание в этот реестр предполагает выездную налоговую проверку в ближайшее время с вероятностью 90%. При этом исключить компанию из реестра в настоящее время очень сложно, так что нужно всеми силами стараться в этот реестр не попадать. Он добавил, что в дополнение к АСК НДС налоговые органы начинают активно применяться АСК «Прибыль». Этот инструмент позволяет контролировать выручку компании и установить реальную налоговую базу. В результате ФНС может обнаружить неправомерные и экономически необоснованные расходы, а также узнать о фиктивности тех или иных сделок. И если раньше именно разрывы по НДС вели к признанию сделок фиктивными, к отказу в вычете НДС и к автоматическому доначислению налога на прибыль, то теперь уже анализ АСК «Прибыль» может повлечь за собой доначисление налога на прибыль — а это уже приведет к доначислению НДС, даже при наличии «зеленого дерева» (то есть отсутствия подозрительных контрагентов) в АСК НДС-2.

Партнер ФБК Legal Эдуард Гюльбасаров добавляет, что в АСК НДС-2 входит система управления рисками, которая в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков на три группы риска: «зеленую», «желтую» и «красную». Есть еще комплекс «ВНП-Отбор» для планирования выездных налоговых проверок — он действует вместе с другими подсистемами АИС «Налог-3», использует систему баллов и учитывает такие данные, как отсутствие сотрудников, массовый адрес регистрации/отсутствие по адресу регистрации, массовые учредители и руководители, высокая доля вычетов и др.

Постепенно к «сердцу» добавляются другие «органы», которые все вместе работают на одну цель — полную прозрачность для ФНС всего происходящего в экономике.

Много разговоров сейчас об АСК ДФЛ. Эта система, говорит Эдуард Гюльбасаров, предназначена для выявления выплат теневой заработной платы и сокращения налоговых разрывов по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов. Система сравнивает уровень доходов с МРОТ, среднеотраслевым уровнем заработной платы, оценивает снижение доходов относительно предыдущих периодов; сейчас она находится в процессе доработки. Юрий Иванов из Vegas Lex обращает особое внимание: это не просто точечный инструмент контроля за серыми зарплатами и недоплатой НДФЛ и страховых взносов — ФНС выстраивает комплексный подход к оценке прозрачности. Например, наличие серой заработной платы может (хотя и не всегда) свидетельствовать о неполном декларировании доходов организации и/или использовании схем вывода денежных средств через технические компании и, соответственно, о неполной уплате НДС и налога на прибыль.

При этом ФНС делится своими «знаниями» и с бизнесом, запуская цифровые сервисы уже для него. Так, Эдуард Гюльбасаров добавляет в копилку полезных для предпринимателей сервис ФНС «Прозрачный бизнес» — он содержит данные о полученных компаниями доходах, суммах уплаченных налогов, налоговой задолженности, нарушениях, среднесписочной численности сотрудников и таким образом помогает налогоплательщикам оценить контрагента и выбрать «добросовестного» и надежного партнера. Есть также сервис «Отчет об иностранных клиентах по стандарту ОЭСР», в нем содержатся данные о различных видах инвестиционных доходов клиентов — иностранных налоговых резидентов в целях международного автоматического обмена информацией.

Посмотреть на себя глазами ФНС

Все это очень впечатляет. Но как все эти инновации отражаются на гражданах и компаниях? Пояснить ситуацию мы попросили налоговых юристов и консультантов. Налоговый юрист Группы «Баланс» Юрий Болдырев говорит, что при работе с клиентами учитывает АСК НДС и всегда рекомендует собирать доказательства должной осмотрительности поставщиков и подрядчиков при выборе контрагента, а также включать в договоры налоговые оговорки (условия, которые позволяют покупателю потребовать от поставщика возмещения потерь, если ФНС отказала в вычете по НДС). Кроме того, он использует сервис ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» — это позволяет спрогнозировать повышенное внимание со стороны налогового инспектора и подготовиться к камеральной налоговой проверке.

Основатель и руководитель аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин в начале 2010-х был одним из руководителей рабочей группы по совершенствованию налогового администрирования Агентства стратегических инициатив. Соответственно, сотрудники его компании были в курсе новых разработок и сразу начали готовить клиентов к новому технологическому укладу в налоговом контроле. При налоговом планировании и управлении рисками «Градиент Альфа» в первую очередь учитывает, как бизнес клиента выглядит «в глазах» цифровых систем ФНС, в частности в АСК НДС-2 со всеми надстройками (под надстройками имеются в виду операции особого контроля, анализ «деревьев» платежей, выгрузки данных из единой системы анализа платежей, используемой Росфинмониторингом), а также в АСК ДФЛ (доходы физических лиц), АСК «Прибыль» (налог на прибыль), АСК «Дробление» и наконец, АИС «Налог-3».

Тотальная цифровизация: уже скоро

Хотелось бы рассказать и об использовании ИИ в различных системах ФНС, но, к сожалению, информации об этом, кроме редких пресс-релизов без подробностей, нет. На запрос «Монокля» в службе не ответили. Эдуард Гюльбасаров говорит, что сейчас ИИ используется не очень активно — это связано в первую очередь с отсутствием единого подхода и правовой базы для применения ИИ в государственных органах. Так что пока ИИ помогает только при решении узкоспециализированных задач, которые, как правило, связаны с большими данными. Например, с машинным обучением системы АСК НДС-2. Именно машинное обучение позволяет системе совершенствоваться, а сам факт применения ИИ дает возможность обработать в автоматическом режиме огромные цепочки поставок товаров, сличив данные отчетности и расчетных счетов всех задействованных в цепочке лиц, с тем чтобы выявить налоговые разрывы. Тем не менее после выявления разрывов в дело вступают «живые» сотрудники. На основе искусственного интеллекта работает также чат-бот ФНС России «Таксик», а в системе «ККТ-онлайн» ИИ используется для повседневной аналитики, в том числе для мониторинга цен на товары повседневного спроса и анализа потребительского поведения.

Уже скоро компаниям придется рассчитывать свои бизнес-модели с учетом того, что применение серых схем будет практически невозможным

Михаил Меркулов добавил к этой истории интересный штрих. Он рассказал, что в фазу активного импортозамещения софта ФНС перевела часть данных на продукты Arenadata, поддерживающие универсальную платформу LakeHouse («Озеро данных»), которая используется в том числе для обучения ИИ. Технические параметры ИИ, критерии поиска и выборок, признаки существенности и условия сопоставления, алгоритмы, архитектура — являются коммерческой тайной разработчика (ГНИВЦ, Главный научный инновационный вычислительный центр) и по понятным причинам никогда не будут доступны широкой публике и налогоплательщикам.

В заключение остается присмотреться к перспективным разработкам ФНС, с которыми нам придется столкнуться уже в ближайшем будущем. Так, Михаил Меркулов предлагает следить за онлайн-интеграцией баз «Честный знак» и АИС «Налог-3». По мнению представителя КСК Групп, как раз после завершения маркировки всех товаров и связи их движений с денежными транзакциями и наступит тотальная цифровизация. Параллельно завершится объединение ИД ЕРН (идентификатор записи в Едином регистре населения) индивидуальных налогоплательщиков и ОГРН/ ИНН юридических лиц, в результате вся цепочка «товар — продавец — банк — покупатель» окажется под контролем АИС «Налог-3».

Налоговый юрист Группы «Баланс» Юрий Болдырев ждет появления в ФНС автоматизированной системы определения у физических лиц статуса резидента РФ, которая будет работать на основании данных загранпаспортов и информации о пересечении границы. Такую систему будет необходимо учитывать тем гражданам, которые в течение года продолжительное время находятся за границей.

Юрист Vegas Lex Елена Наумова напоминает: по информации из открытых источников, в 2026 году на модернизацию цифровых технологий Федеральной налоговой службы предусмотрено финансирование в размере 82,36 млрд рублей. Следовательно, уже в текущем году она может анонсировать результаты разработки и внедрения платформы Puzzle RPA (роботизации процессов) и интеграции ИИ сервисов Сбера. От дальнейшего информационного развития сервисов налоговой службы она ожидает увеличения скорости и точности выявления расхождений в налоговом учете, что позволит значительно снизить вероятность ошибок налоговых органов и избавит от необоснованных претензий к бизнесу.

Адвокат Андрей Головня как налоговый консультант следит за развитием всех систем ФНС России и предполагает, что уже в ближайшее время свою бизнес-модель нужно будет рассчитывать с учетом того, что применение серых схем для оптимизации будет невозможным. Все «схемные» операции рано или поздно будут выявлены, с соответствующими доначислениями и, скорее всего, с привлечением к уголовной ответственности. По его мнению, в результате вы заплатите кратно больше, чем сэкономите.

Павел Гагарин следит за разработками, которые выявляют подозрительные финансовые операции, с нового года их перечень был расширен. Основатель «Градиент Альфа» констатирует: фирмы-однодневки уже практически отсутствуют, и теперь оптимизация НДС — занятие не просто опасное, а экстремальное, сопоставимое по своим последствиям с русской рулеткой. «Зачем, если есть законные методы, льготы, преференции, господдержка? Сейчас налоговые инспекции взялись за цифровые платформы, маркетплейсы и селлеров — там пока еще можно “переливать” деньги из одного вида в другой (в том числе незаконная конвертация в крипту и другие валюты). Потихоньку и эти лазейки будут закрываться, но будут открываться другие, в частности с применением ИТ, когда обнальщиков заменяют хакеры», — заключает Павел Гагарин.