Пока фронт несколько примерз, в жарком Абу-Даби развернулись трехсторонние переговоры, посвященные разработке мирного плана по Украине.
Похоже, все его основные параметры участники давно утвердили, за исключением ряда ключевых пунктов, без которых сделка не может состояться в принципе, — это вопросы вывода украинских войск с территории ДНР, международного признания новых российских границ и так называемых гарантий безопасности, в рамках которых подразумевается сокращение численности украинской армии и запрет на любое военное присутствие натовских государств на Украине после окончания СВО.
Политическое руководство в Киеве не скрывает принципиального несогласия с этими положениями и просто тянет время, дожидаясь смены настроения Дональда Трампа или потери его влияния вследствие грядущих выборов. Одновременно в Вашингтон летят депеши, в которых Киев пытается настроить Трампа против Москвы, а в российской столице в разгар переговоров происходит покушение на знаковую для силовиков фигуру — генерал-лейтенанта Владимира Алексеева, первого заместителя начальника ГРУ Игоря Костюкова, который и возглавляет российскую делегацию на переговорах в Абу-Даби.
Почерк, к сожалению, хорошо знакомый, и это уже далеко не первое покушение на высокопоставленных российских военных. Например, 25 апреля 2025 года в Балашихе был взорван автомобиль с заместителем начальника Главного оперативного управления Генерального штаба генералом Ярославом Москаликом. Он погиб. А в Кремле в этот день Владимир Путин встречался со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом — коммуникация с Вашингтоном только начинала налаживаться, и противник прицельно по ней бил.
Расчет понятный, а эффект накопительный. Россия не может из раза в раз закрывать глаза на террор ради доброго переговорного фона, и вопросы к американцам должны появиться, так как ни с украинцами, ни с британцами, курирующими диверсионную работу киевских коллег, разговаривать не о чем. Как бы Вашингтон ни силился выставить себя посторонним модератором, он напрямую отвечает и за продолжение войны, и за пробуксовку мирных переговоров, и за терроризм Зеленского.
Симптоматично прозвучала оценка ситуации в интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова Russia Today. Он заметил, что о сути договоренностей в Анкоридже должна была рассказать именно американская сторона, но вместо этого Вашингтон позволил европейцам и украинцам «переделывать» инициативу США, одобренную Путиным, и теперь чувствуется, что «американские коллеги хотят еще каких-то уступок с нашей стороны»: «По большому счету решения администрации президента Дональда Трампа было бы достаточно для нас. Нас не интересовало, как будет вести себя Европа. Мы это себе представляли. Нас не интересовало, что скажет Украина. Украина без Соединенных Штатов, как и Европа без США, без тех вооружений, которые Соединенные Штаты продают Европе, без данных разведки, целеуказаний со спутников, не смогла бы воевать».
Можно предположить, что в отсутствие внешнего давления на украинскую сторону в мирных переговорах Россия решила усилить «внутреннее» и поэтому интенсифицировала удары по энергетике противника. Москва никогда не ставила задачу «погасить» Украину и всегда легко шла на всевозможные энергетические перемирия, которые Киев неизменно нарушал. Однако в конечном счете в результате методичных ударов из номинальной мощности в 56 ГВт, которыми обладала энергоизбыточная Украина в 2021 году, сейчас осталось порядка 12‒13 ГВт при пиковых потребностях (например, при сильных морозах) в 18 ГВт. Дефицит лишь частично покрывается импортом из Европы и малой генерацией. Энергосистема страны на грани коллапса, а жители крупных городов наконец почувствовали на себе тяготы войны, которая все это время шла «где-то далеко на востоке».
Воевать украинцы давно не хотят, но не против, чтобы за них это делали другие несчастные, пока в тылу в целом сохраняется вполне комфортная и даже местами сытая жизнь на заемные западные деньги. Чем дальше от Донбасса проживает украинец, тем более страстно он настаивает на отказе от уступок, а самые стойкие украинские патриоты в принципе лишены счастья оказаться в рядах ВСУ, поскольку обитают за границей. Добить украинскую энергосистему будет непросто, но крайне полезно и для фронта, и для окончательного мира.