Аэропортовый холдинг «сшивает» активы в единое целое с помощью железных дорог и развития индустриального кластера
Строительство железнодорожных подъездов к аэропорту Анапы, а также создание в перспективе мультимодального комплекса на месте аэропорта Краснодара позволит связать обе точки в единый транспортный узел, к которому, безусловно, относится и «олимпийский» аэропорт в Сочи. Все три авиагавани управляются группой компаний «Базэл Аэро» Олега Дерипаски, который считается одним из ключевых инвесторов Кубани. Он уроженец Краснодарского края, поэтому развитие воздушных ворот региона для него имеет личное значение. Каждый аэропорт замыкает на себя строго определённые пассажиропотоки и по отдельности не годится на роль крупного внутрироссийского, а тем более международного, хаба. Создание же общей транспортной инфраструктуры, а также развитие индустриального кластера в районе краснодарского аэропорта открывает новые перспективы как для компании-владельца, так и для всего региона, в котором появляется крупный индустриально-транспортный кластер общей «мощностью» свыше 13 млн пассажиров в год.
В июле «Базэл Аэро» сообщил о планах по строительству железнодорожной ветки, которая свяжет аэропорт Анапы с городом. Сама авиагавань расположена в нескольких километрах от курорта в посёлке Витязево. Строительство начнётся в 2021 году и продлится два года. Предпроектную документацию подготовил ростовский проектно-изыскательский институт «Кавжелдорпроект». Железнодорожную линию проведут от аэропорта Анапы через станцию Тамань-пассажирская к существующему вокзалу в Анапе. Участок длиной около четырёх километров профинансируют РЖД, а объём инвестиций составит пять–шесть млрд рублей.
Создание нового железнодорожного подхода к аэропорту откроет новые возможности для туристов и жителей краснодарской и новороссийской агломераций, сообщает «Базэл Аэро». Фактически пассажирам будут доступны несколько видов транспорта, на котором можно добраться в любую точку курортного региона и соседнего Крыма.
Железнодорожную станцию на новой ветке построят на расстоянии около 300 метров от аэропорта Анапы, по ней будет курсировать пригородная электричка. Также в рамках предстоящей реконструкции терминала аэропорта в Анапе построят новую привокзальную площадь и прилегающие к ней автобусную станцию и стоянку для такси.
При наличии уже действующей технологии «Единый билет» железнодорожное сообщение с аэропортом станет удобной альтернативой автомобильному транспорту. В рамках проекта «Базэл Аэро» построит пассажирский железнодорожный павильон стоимостью около 26 млн рублей.
Анапа входит в число основных туристических городов Краснодарского края, который ежегодно посещают порядка 5 млн туристов. Аэропорт города-курорта, несмотря на пандемию, в январе–октябре 2020 года обслужил 1,7 млн пассажиров, что на 12% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Положительная динамика сохранится и по итогам года, обещают в «Базэл Аэро». Учитывая растущий интерес к курорту, в 2021 году начнутся работы по обновлению и ремонту основного терминала Анапы и превращения его в международный. Работы планируется закончить к летнему сезону 2022 года. Общая стоимость работ (включая государственную составляющую проекта) составит почти 1,5 млрд рублей.
Совместно с туроператорами и заинтересованными авиакомпаниями «Базэл Аэро» начал продвижение курорта Анапа. В результате один из крупнейших перевозчиков России «Ютэйр» сохранил полёты в низкий сезон из Петербурга и Москвы.
Проект развития аэропорта Краснодара, который широко обсуждается в последние годы, выходит далеко за рамки обычной реконструкции и увеличения терминального комплекса. Речь идёт о создании первого в России мультимодального транспортного комплекса, объединённого с промышленной и общественно-деловой зонами на территории свыше 2600 гектаров. Согласно стратегии развития, планируется построить индустриальный парк площадью более 300 гектаров, а также технопарк и транспортно-логистический центр. Он может стать одним из ключевых в России «сухих портов» с оборотом до 2 млн т грузов в год.
Реализация проекта будет проходить в три этапа. Основные вехи — это 2023-й, 2030-й и 2042 годы. До 2023 года будет построен новый терминал, площадь которого составит более 70 тысяч кв. м, пропускная способность увеличится более чем вдвое — с 1,1 тысячи до 2,6 тысячи пассажиров в час. Частные инвестиции на этом этапе составят порядка 25 млрд рублей.
Международный аэропорт Краснодара — один из самых динамично развивающихся аэропортов России. На Юге это крупнейший по пассажиропотоку (после Симферополя и Сочи) региональный аэропорт. До ограничений, связанных с пандемией коронавируса, пассажиропоток его ежегодно рос в среднем на 10% год, и по итогам 2019 составил 4,6 млн пассажиров. За 10 месяцев 2020 года аэропорт обслужил более 2,5 млн человек, что на 34% меньше, чем годом ранее. Однако этому есть объективные причины: аэропорт не попал в число тех, откуда разрешены международные полёты — среди таких на Юге только ростовский аэропорт «Платов».
Краснодарский аэропорт обслуживает не только жителей кубанской столицы. Аэропорт активно используют жители соседних муниципалитетов и регионов, включая Адыгею, Крым, Ростовскую область и Ставропольский край.
«Краснодар сейчас не является точкой входа на курорты, но имеет внушительный пассажиропоток, — говорит гендиректор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. — При реализации проекта мультимодального комплекса основные кубанские аэропорты будут объединены в сеть с помощью железных дорог, по которым без пробок можно будет добраться в любой крупный город».
Городской аэропорт, по словам г-на Пантелеева, уже давно исчерпал запас роста и сейчас нуждается не просто в развитии, а в коренной модернизации. Он считает удачной идей запускать этот инфраструктурный проект именно сейчас, во время кризиса, так как рынок не перегрет, а подрядчики будут готовы браться за него за приемлемые цены. Кроме того, в нынешнем году ограничение международных полётов подстегнуло интерес к внутреннему туризму, что создаёт стабильный спрос на отечественные курортные направления.
После проведения зимних Олимпийских игр 2014 года Сочи стал одним из самых современных аэропортов России. В 2006 году недостроенный терминал, который был заброшен с 1992 года, выкупил и начал заново отстраивать Дерипаска. Фактически аэропорт построен за два года (2010–2012), общая площадь терминала составила 65 тысяч кв. м — на тот момент это был самый крупный аэропорт на Юге (до строительства аэропорта в Симферополе). Частные инвестиции составили 24 млрд рублей.
Приоритетом его развития сегодня, как отмечают в компании, остаётся поддержание статуса круглогодично открытой гавани. «Базэл Аэро» планирует реконструкцию служебно-технической территории аэропорта в период 2021–2023 годов, а также расширение посадочной галереи в связи с восстановлением и растущим пассажиропотоком в летний сезон. Общий объём планируемых инвестиций — около 4 млрд рублей. С учётом растущего пассажиропотока остроты вопроса с возвратом инвестиций нет, отмечают в компании.
Самоизоляция также подпортила статистику авиаперевозок в Сочи: за 10 месяцев года аэропорт обслужил 5,6 млн пассажиров, что на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако Сочи сокращает этот разрыв впечатляющими темпами. Например, только за октябрь пассажиропоток увеличился на 47% по сравнению с тем же месяцем 2019 года.
«Недостаток Сочи — пиковые нагрузки и непростые метеоусловия, поэтому, несмотря на разветвлённую сеть и высокий спрос на это направление, в роли внутрироссийского хаба, а уж тем более международного, аэропорт рассматриваться не может, — говорит Олег Пантелеев. — Если же гибко и активно развивать маршрутную сеть, задействовать потенциал Краснодара и Анапы, о создании такого хаба говорить уже возможно».
Что касается международного потенциала, то здесь, по словам Пантелеева, краснодарский авиаузел вступает в конкуренцию со Стамбулом, где базируется одна из самых крупных в мире авиакомпаний Turkish Airlines. Теоретически Краснодар может стать крупным региональным хабом с расширенными международными возможностями, но для этого уже необходимо будет наличие базового авиаперевозчика. Сегодня на Юге такой перевозчик функционирует в аэропорту «Платов» — это авиакомпания «Азимут».
За последние 10 лет аэропорты Кубани изменились до неузнаваемости. Помимо почти трёхкратного роста пассажиропотока (до 13 млн пассажиров в год) и расширения терминальных площадей почти в пять раз (до 73 тысяч кв. м), аэропорты Кубани стали новыми точками роста экономики. Их модернизация вписывается в проект создания Южного экспортно-импортного хаба, которое увязано с реализацией Стратегии социально-экономического развития Кубани до 2030 год. Этот инфраструктурный проект, помимо аэропортов, объединит также девять морских портов и сеть промышленно-логистических центров. Хаб обеспечит новые возможности для связи региона со всем миром, а краснодарский авиаузел, в свою очередь, поборется за ключевую роль в пассажирских и транспортных авиаперевозках на юге России