Инвестпортфель ЮФО 2021: крупные инвесторы сузили круг

Главный удар в сфере инвестиций 2020 год нанёс по количеству инвестпроектов — оно сократилось на 22% при сохранении общей стоимости на уровне прошлого года. Точек роста две — ветроэнергетика и нефтегазопереработка

ДИНАМИКА ИНВЕСТПОРТФЕЛЯ ПО РЕГИОНАМ ЮФО ЗА 2019–2020 ГОДЫ
Читать на monocle.ru

Особенность исследования «Инвестпортфель ЮФО» состоит в том, что оно позволяет судить о трендах инвестиционного процесса на ближайшие годы. Росстат видит ситуацию по факту, а мы, считая крупнейшие проекты, реализуемые в регионе прямо сейчас, понимаем точки роста и падения на ближайшие 3–5 лет (см. методику). В результате мониторинга мы формируем базу реальных проектов стоимостью от 300 млн рублей — изменения размеров этой базы и её структуры показывают нам эволюцию инвестиционного процесса.

По итогам 2020 года общая стоимость проектов рэнкинга выросла символически — с 4,75 до 4,79 трлн рублей, это менее 1%. Общее количество проектов в базе по итогам 2020 года составило всего 203 — против 259 годом ранее, количественное сокращение — 22%. Это самое крупное сокращение с 2015 года (см. график 1). График показывает, что в целом последняя пятилетка была позитивной. Пиковым оказался 2018 год, когда инвестпортфель показал очень высокую динамику, которую обеспечили и рост крупных проектов, и общий рост количества проектов. Динамика в тот год была столь мощной, что корректировка на 10%, которая произошла в 2019 году, показалась нормальной. Ещё большей корректировки можно было ожидать и в 2020 году, но в целом можно сказать, что инвестпортфель Юга устоял.

Главный фактор устойчивости инвестиций в 2020 году

Инвестпортфель «похудел» практически во всех отраслях, кроме АПК и энергетики. Крупные же проекты, которые заявлялись в валюте, растут в цене, что сказывается на сроках их реализации и окупаемости. В целом на Юге завершены или подходят к завершению крупнейшие транспортные проекты, ещё год назад добавлявшие «веса» рэнкингу. Так, например, из рэнкинга ушел успешно завершённый в 2020 году проект строительства трассы «Таврида» стоимостью 140 млрд рублей, а также проект обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна — ещё более 200 млрд. Закончены и проекты по подключению дополнительных скважин и реконструкции промысловых объектов для ООО «Газпром добыча Астрахань» общей стоимостью более 60 млрд.

И, тем не менее, общая стоимость инвестпортфеля осталась прежней. Первая наша гипотеза: это следствие переоценки существующих крупных проектов. Такую переоценку мы уже видели по итогам 2015 года — годом ранее, напомним, российская валюта подешевела по отношению к доллару на 58%. Ослабление рубля в 2020 году не было столь масштабным — оно оценивается в 20%. А значит, есть все основания ожидать переоценки проектов. Однако из лидеров заметно вырос в стоимости только один проект — портово-индустриальный промышленный парк в порту Тамань (инвестор — группа ОТЭКО Мишеля Литвака), занимающий вторую строку рэнкинга крупнейших инвестпроектов ЮФО. Заявленная стоимость на середину 2020 года — 8 млрд долларов. Согласно валютному курсу на начало февраля, это 600 млрд рублей, хотя ранее называлась цифра в 385 млрд рублей (она до сих пор присутствует в отчётах департамента инвестиций края).

Другой фактор стабильности инвестпортфеля в кризисный год — новые проекты. Новых проектов, которые стартовали или возобновились в прошлом году, всего 24, а их общая стоимость составляет 507 млрд рублей. В отличие от прошлогодних, «гнездятся» они не только в верхних секторах таблицы, но разбросаны по всей базе.

Новых проектов, которые стартовали или возобновились в прошлом году, всего 24, а их общая стоимость составляет 507 млрд рублей

Среди регионов по величине доли в реализуемых проектах по-прежнему лидируют Астраханская область и Краснодарский край. В Астраханской области появилось семь новых крупных проектов в разных отраслях, включая и крупный газоперерабатывающий комплекс стоимостью 110,6 млрд рублей. Но самая высокая динамика стоимости инвестпортфеля зафиксирована в Ростовской области — рост почти на 39%.

У нашей методологии есть условность, ярче всего она видна на долгосрочных, многолетних проектах. Понятно, что стоимость проектов и их параметры устанавливаем не мы, а инвесторы, и что по мере реализации проектов сумма уже осуществлённых инвестиций становится всё больше, а сумма ожидающихся всё меньше. По-хорошему, если мы хотим понимать, сколько ещё должно быть вложено в рамках проекта со сроком реализации более года, у нас в таблице каждый год из общей стоимости проектов должна была бы вычитаться сумма инвестиций, сделанных в прошлые годы. Но реализация такой методологии для нас утопична — данные слишком фрагментарны. Да, мы знаем, что по проекту разработки шельфа Каспийского моря на территории Астраханской области освоено уже примерно 300 млрд рублей, но мы их не можем вычитать из общей стоимости незаконченного проекта — потому что не можем такую же операцию проделать со всеми остальными проектами. Однако именно в этом году, когда основным событием становится переоценка проекта, нелишне напомнить, что часть инвестиций в инвестпортфеле ЮФО уже сделана.

Яркие новички рэнкинга крупнейших инвестпроектов

В десятке крупнейших инвестпроектов ЮФО два ярких новичка.

Среди наиболее крупных новых проектов — новая программа развития Новороссийского морского торгового порта стоимостью свыше 108 млрд рублей (основной бенефициар — «Транснефть»). «Транснефть» купила пакет в 50,1% акций ПАО «НМТП» в 2018 году у ГК «Сумма». После этого в СМИ было множество спекуляций по вопросу статуса порта, а также обвинений госкомпании в стремлении вывести из актива средства путём выплат дивидендов. Главное обвинение состояло в отсутствии инвестиций и плана развития. И вот в середине прошлого года НМТП представила новую стратегию до 2029 года. Согласно новой программе, 63,3 млрд рублей будут направлены на реконструкцию и модернизацию действующих мощностей, а 45,1 млрд рублей — на реализацию новых проектов. В частности, инвестиции пойдут на расширение контейнерного терминала в порту Новороссийск, строительство терминала минеральных удобрений, универсального перегрузочного комплекса АО «НСРЗ» и терминала растительных масел, сообщала ранее группа НМТП. Прирост мощностей предполагается на 21,8 млн тонн, что примерно на 15% выше, чем нынешний грузооборот группы НМТП.

Наиболее очевиден драйвер АПК и пищевой промышленности. Эта отрасль, несмотря на существенное сокращение количества проектов (с 78 до 64),показала прирост их общей стоимости

Другой крупнейший новый проект рэнкинга — строительство комплекса по производству полимеров в Астраханской области стоимостью 110,6 млрд рублей (1,5 млрд долларов). Планируется, что этот крупнейший в стране газохимический комплекс (ГХК) по переработке этана в полимерную продукцию будет создан к 2025 году. Общая производительность комплекса — 650 тысяч тонн поливинилхлорида (ПВХ) и 430 тысяч тонн каустической соды в год. Проект реализует ООО «Каспийская инновационная компания» (КИК) при участии ПАО «Газпром». «Газпром», например, станет поставлять для ГХК сырьё — этановую фракцию, которая будет извлекаться из природного газа на мощностях Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ, принадлежит «Газпрому»). Получение этана из природного газа начнётся в регионе впервые. Для этого «Газпром», синхронно со строительством ГХК, проведёт реконструкцию технологических установок АГПЗ. «Проект привязан к сырью, которое будет поставлять “Газпром” — 300 тысяч тонн метана в год», — говорил ранее «Эксперту ЮГ» исполнительный директор КИК Сергей Штепа. Планируемый комплекс будет самым крупным объектом по выпуску такой продукции в России. Срок окупаемости проекта составит не менее 12 лет.

АПК и энергетика — новые драйверы развития

Если смотреть на доли, которые занимают отрасли в инвестпортфеле регионов Юга, то мы увидим, что свыше 66%, как и в прошлом году, приходится всего на две: нефтегазовую и химическую промышленность. Несмотря на то, что количество проектов в нефтегазовой сфере сократилось с 13 до 8, а в химпроме их, как и прежде, 12, это по-прежнему две самые капиталоёмкие отрасли, которые к тому же каждый год добавляют в рэнкинг 1–2 новых проекта.

Наиболее очевиден драйвер АПК и пищевой промышленности. Эта отрасль, несмотря на существенное сокращение количества проектов (с 78 до 64), показала прирост их стоимости (с 138,3 млрд до 149,7 млрд рублей). Во многом росту способствовала реанимация одного из крупнейших проектов — завода по глубокой переработке зерна, строящегося компанией «ДонБиотех» в Ростовской области, который добавил сразу 15,2 млрд рублей к стоимости портфеля.

Напомним, что с 2013 года сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно переносились. В 2018 году проект был заморожен, Россельхозбанк приостановил его финансирование, а в марте 2019 года Арбитражный суд Ростовской области ввёл в отношении «ДонБиотех» процедуру наблюдения, что дало основания исключить проект из списка «живых». Однако, по данным регионального минсельхозпрода, на конец 2020 года в рамках проекта было освоено 13,31 млрд рублей, а готовность комплекса составляла 83%. По информации руководства предприятия, Россельхозбанк, который через свои структуры контролирует проект, гарантирует необходимое финансирование. Своё участие в инвестиционном проекте подтвердил и поставщик технических решений компания Evonik. После неоднократных переносов сроков реализации проекта в этот раз вероятность дойти до финиша высока как никогда, поскольку для этого созданы все необходимые условия.

Ещё один очевидный отраслевой драйвер — проекты в сфере энергетики. Помимо реализации проекта Ударной ТЭС под Анапой, который затянулся из-за международных санкций на поставку газотурбин для этого объекта (сейчас производство аналогичных турбин уже освоили в России), а также реконструкции Краснодарской ТЭЦ, мы видим сразу несколько проектов в сфере ветроэнергетики. Новые проекты стартуют и будут завершены уже в этом году в Волгоградской (УК «Ветроэнергетика»), Астраханской областях (ООО «Ветропарки ФРВ»), а также в Адыгее (ООО «ВИЭ»). Совокупная стоимость трёх этих новых проектов — свыше 40 млрд рублей. Если добавить к этому уже реализуемые проекты в сфере строительства солнечных электростанций в Калмыкии (17,2 млрд рублей), а также завершаемый в марте этого года проект строительства Азовской ВЭС (11 млрд рублей), то мы получаем один из мощнейших драйверов развития, связанный с возобновляемыми источниками энергии. Планируемые и уже введённые в эксплуатацию на Юге мощности в течение трёх–четырёх лет позволят не только конкурировать с традиционными генерирующими мощностями, но и создадут возможности для строительства производств элементной базы.

Регионы-локомотивы — Астрахань и Кубань

Нефтегазовые проекты Астраханской области на протяжении последних лет ставят этот регион на первое место в рэнкинге по величине стоимости крупных инвестиций. Примечательно, что по итогам этого года в регионе появилось семь новых проектов в различных отраслях. Это всего на один проект меньше, чем у лидера, Краснодарского края, с его ресурсами и диверсифицированной экономикой. Помимо уже упомянутого комплекса по производству полимеров и строительства ветропарка на 340 МВт, в Астраханской области заявлены проекты по переработке картофеля, производству стеклопластиковых труб, судовых панелей и бытовой химии. Последние три реализуются на территории Особой экономической зоны «Лотос», где создаётся ещё ряд производств. Объём инвестиций в проекты на территории «Лотоса» (около 1000 гектаров) в 2015–2019 годах составили, по данным АО «ОЭЗ “Лотос”», свыше 1,6 млрд рублей.

Регионом, в котором в 2020 году портфель инвестпроектов изменился кардинально, является Адыгея

Регионом, в котором в 2020 году портфель инвестпроектов изменился кардинально, является Адыгея. Две трети проектов (4 из 6) — новые. Пусть их совокупная стоимость на фоне остальных регионов невелика (всего 7,1 млрд), но для республики, которая является одним из самых маленьких субъектов федерации, это бесспорное достижение. Новые проекты представлены в сфере промышленной инфраструктуры (завод по производству алюминиевого профиля, а также расширение производства завода «ДомБытХим»), целлюлозно-бумажной промышленности (модернизация крупнейшего на Юге завода по производству упаковки «Картонтара»), а также строительством ВЭС «Адыгейская». На территории Адыгеи главным сдерживающим фактором развития инвестиционных процессов являются инфраструктурные ограничения, говорится в ответе министерства экономического развития и торговли республики на запрос «Эксперта ЮГ». Для наращивания потенциала электроэнергетических мощностей на территории Шовгеновского и Гиагинского районов реализован крупнейший в России проект по созданию самого большого на сегодня ветропарка мощностью 150 МВт. Проект поможет восполнить растущие потребности республики в энергомощностях, а также сократить на 20% энергодефицит и обеспечить более надёжную работу энергосистемы при пиковых нагрузках.

В Краснодарском крае, несмотря на определённые ограничения, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), инвестиционная активность сохраняется на достаточно высоком уровне. По объёму привлекаемых инвестиций регион находится на восьмом месте среди субъектов РФ и традиционно является лидером по данному показателю в ЮФО — 34% крупнейших проектов ЮФО реализуется именно на территории Кубани. Наибольшая инвестиционная активность по итогам 1 полугодия 2020 года зафиксирована в сфере обрабатывающих производств — 28,3 млрд рублей (инвестиции в отрасль составили 24,4% от общекраевого объёма инвестиций); транспортировки и хранения — 26,6 млрд рублей (22,9%); в АПК — 11,8 млрд рублей (10,2%). Среди наиболее крупных завершённых проектов — строительство метизного цеха № 2 (5 очередь) в Абинском районе (ООО «Абинский электрометаллургический завод»), тепличный комплекс по выращиванию шампиньонов и производству компоста в Крыловском районе (ООО «Воронежский шампиньон»), реконструкция Белореченской ГЭС (ООО «ЛУКойл Экоэнерго»), а также строительство логистического хаба (ООО «ХАБ-Новороссийск»).

В ближайшей перспективе в Краснодарском крае начнётся реализация ряда крупных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для развития не только региона, но и юга России в целом. Это, например, создание крупного транспортного хаба, который в долгосрочной перспективе объединит новый аэропорт Краснодара, железнодорожный вокзал, автостанцию, логистический центр и торговые площади. В рамках развития дорожной инфраструктуры в Краснодарском крае планируется реализация ряда крупных проектов по строительству автомобильных дорог, в том числе строительство южного подъезда к Краснодару, а также строительство и реконструкция автодороги Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — Новороссийск — Керчь.

Также в прошлом году в Краснодарском крае началась реализация многих знаковых для экономики региона проектов. Среди них, например, строительство промышленного парка «Вайлдберриз» на территории Краснодара стоимостью порядка 6 млрд рублей, а также работы по расширению цехов металлообработки, окраски и логистического обеспечения на комбайновом заводе «Клаас». До конца 2021 года планируется инвестировать в строительство, закупку оборудования и технологическую модернизацию около 680 млн рублей.

В министерстве экономического развития Ростовской области «Эксперту ЮГ» подчеркнули, что в 2020 году ведущим предприятиям региона, реализующим свои инвестпроекты, оказана финансовая поддержка на сумму порядка 250 млн рублей. Предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в сфере промышленности. Среди них АО «НЗНП», ООО «Вотерфолл ПРО», ООО «Лемакс»), «инженерная» субсидия предоставлена проектам ООО «Ай-Пласт», ООО «Марс», ООО «КСМК-Север».

А вот с новыми проектами на Дону пока не всё так очевидно. Помимо возрождённого «ДонБиотеха», к списку новых можно добавить лишь проект по увеличению мощности производства конвейерных роликов АО «ПромТяжМаша» за 650 млн рублей. Власти региона по итогам «ковидного» 2020 года рассчитывают на рост инвестиций благодаря активному развитию ветроэнергетик­и, а вот в наступившем году не исключены проблемы, хотя просматриваются и «окна возможностей» в виде создания ОЭЗ промышленного типа по примеру «Алабуга» в Татарстане, снижения тарифов на электроэнергию, а также создания центров обработки данных в интересах крупных телекоммуникационных компаний, которые могут добавить в региональный инвестпортфель ещё 20–30 млрд рублей. Пока же Дон, как Крым и Калмыкия, не добавляет в рэнкинг каких-либо новых проектов, что, безусловно, не соответствует потенциалу этой территории.

Как мы считаем реальные инвестиции ЮФО

Основной ресурс исследования — уникальная база данных инвестпроектов, реализуемых на территории ЮФО, которую Аналитический центр «Эксперт ЮГ» формирует с 2007 года. При составлении базы мы обращаемся с запросами в администрации субъектов ЮФО, агентства инвестиционного развития, предлагаем заполнить анкеты крупнейшим региональным предприятиям, крупным корпорациям российского уровня, иным институциональным игрокам, исполнителям федеральных целевых программ, наиболее активным инорегиональным инвесторам, администрациям ряда муниципальных образований. Кроме того, используется информация из открытых источников (деловые СМИ, официальные сайты компаний, информационные агентства и т.д.), а также собственная база данных. Традиционно за пределами рассмотрения остаются проекты в области жилищного строительства, а также проекты по созданию и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. География исследования включает все субъекты ЮФО.

База формируется из инвестпроектов стоимостью не менее 300 млн рублей, по которым начало работ «в поле» планируется не позднее чем в течение двух лет со времени проведения данного исследования — слишком отдалённые в перспективе проекты сложно счесть реальными. Далее мы чистим базу по степени реальности проектов на основе имеющихся данных и самостоятельной проверки информации. Проекты, входящие в итоговую базу, должны иметь чётко определённого инициатора, технико-экономическое обоснование, бизнес-план, а желательно — соглашения с инвесторами, договорённости с банками о кредитовании, определённость с земельно-правовой документацией, понятную текущую стадию реализации и т.п.

В результате отсева в нашей базе осталось 203 проекта, которые можно с большой долей вероятности назвать реализуемыми. Совокупная стоимость этого портфеля составляет 4 трлн рублей или 53 млрд долларов по актуальному на момент завершения рэнкинга курсу.