Активный редевелопмент бывших и действующих промзон — главная тенденция последних лет при застройке территорий Ростова. К 2025 году в центре донской столицы может не остаться крупных производств
В Ростове всё чаще новые ЖК строят на территории промзон. Согласно генплану города, до 2025 года в центре донской столицы строительство новых крупных и средних промышленных предприятий не планируется. Основное развитие промышленности предполагается осуществлять путём расширения или реконструкции оставшихся предприятий.
За последние 10 лет в Ростове окончательно закрыты несколько крупных предприятий, когда-то составлявших промышленное ядро города. На их месте теперь построены жилые комплексы. Одним из последних крупных предприятий старой промзоны в районе Ростовского порта, закрытых недавно, стал крупнейший в регионе производитель шампанского — Ростовский завод шампанских вин (РКШВ). Его территорию может ждать такая же судьба, как и его соседей — снос и последующая застройка жильём. При этом создание новых предприятий промышленного типа — пока единичные случаи.
Генплан Ростова-на-Дону до 2025 года предполагает ликвидацию промрайонов вдоль проспекта Сиверса, улицы Мечникова и в районе ростовской фабрики игрушек, рыбного завода, а также предприятий, расположенных вдоль правого берега Дона. Все эти територии уже последовательно застраиваются жильём. Согласно генплану, всего должно высвободиться порядка 230 гектаров, которые должны быть использованы для развития общественно-деловых структур, туристического бизнеса, предприятий сервиса и частично под жилищное строительство.
Переезд предприятий пищевой и лёгкой промышленности по генплану предполагается в новую Западную промзону площадью 80 гектаров. В южном планировочном районе предусматривается выделение 400 гектаров под развитие различных крупных производств, включая переезд ростовского порта. При этом следует учитывать, что до настоящего времени в экономике города не создан бизнес, сопоставимый с деятельностью промышленного комплекса и способный компенсировать потери, связанные с сокращением промышленного производства, говорится в исследовании ярославской компании «Интегратор», которая по заказу департамента ЖКХ оценивала развитие города, сообщало Ростовское агентство новостей.
Одним из самых известных проектов реновации промышленных зон Ростова-на-Дону стал проект по строительству микрорайона «Красный Аксай» на территории бывшего одноимённого завода сельхозоборудования. Машиностроительное предприятие было упразднено в 2011 году. В последние годы его существования там работал Ростовский автобусный завод, который входил в ныне несуществующую финансово-промышленную группу «Донинвест». ГК «ЮгСтройИнвест» приступила к застройке этой зоны в 2016 году. К концу этого года проект должен быть полностью завершён — всего будет построено 26 многоквартирных домов на площади порядка 25 гектаров. Объём инвестиций в проект оценивается в 15 млрд рублей.
Впрочем, этот проект — далеко не первый, который реализовывался на территории бывшего промышленного производства, расположенного в непосредственной близости к историческому центру Ростова. Отметим построенный в 2015 году ЖК «Акварель» в районе Текучёвского моста. Тогда компания «Патриот-Девелопмент Юг» приобрела земельный участок бывшего шарикоподшипникового завода №34 по улице Скачкова. На берегу реки Темерник появились пять многоквартирных домов (МКД) общей площадью 57 тысяч кв. м.
Продолжают возводить в Ростове жилой комплекс «Екатерининский» на территории бывшего завода «Дон-Гипс» на западной окраине города. Его завершение тоже намечено на конец этого года. К декабрю на территории появятся более 10 высотных МКД общей площадью 190 тысяч кв. м. Также можно вспомнить микрорайон «Красные ворота» в Пролетарском районе, где под жилую застройку были отданы земли бывшего кирпичного завода или ЖК «Город у реки» на территории бывшего масложирового комбината «Рабочий».
За минувший год власти города анонсировали сразу несколько крупных проектов, связанных с редевелопментом промзон. В частности, на территории завода «Электроаппарат» появится новый ЖК. Правда, как заявил сити-менеджер города Алексей Логвиненко, разрешение на застройку выдадут только в том случае, если на месте бывшего завода появятся не только многоквартирные дома, но и социальные объекты. Недавно Алексей Логвиненко разрешил подготовить проект планировки территории бывшего «50 автомобильного ремонтного завода» в границах улица Лермонтовская — улица Красноармейская — переулок Университетский — проспект Соколова. Новый жилой проект займёт не менее 12 гектаров. Также на аукцион выставлен участок земли общей площадью 2,6 гектара в районе порта. Недвижимость может быть использована под жилую застройку, сообщается в документации на площадке аукциона. Кроме этого, мэрия Ростова разрешила построить ещё один крупный жилой комплекс в центре города. В отчёте департамента архитектуры и градостроительства сообщается, что СЗ «МСК-Союз» получил разрешительную документацию на возведение четырёх 32-этажных домов и одного 17-этажного дома на территории бывшего ДРСУ на проспекте Кировском.
В конце января стало известно, что крупнейший на Дону Ростовский завод шампанских вин прекратил работу. Связано это с решением собственника закрыть предприятие. Управляющий партнёр АН «Парус» Максим Хмель считает, что территория РКШВ привлекательна для девелоперов. «Рядом за забором Московская строительная компания (МСК) застраивает практически 10 гектаров, ранее принадлежавших ЗАО “Рабочий”, логично, что и территория РКШВ может пойти под застройку», — рассказал он «Эксперту ЮГ».
По словам г-на Хмеля, вынос производственных площадей за пределы города — общемировой тренд. Держать в центре города устаревшее производство не совсем соответствует текущей экономической ситуации, связанной с высокой стоимостью земли, логистикой и стоимостью электроэнергии. В малых городах легче найти аналогичную площадку с более дешёвыми техусловиями по коммуникациям, рабочей силой и поддержкой региональных и местных властей.
В перспективе под редевелопмент в Ростове может попасть ещё несколько территорий, включая бывший завод «Электроаппарат» в районе улицы Нариманова и территорию старого колбасного завода «Тавр» на Текучёва, который планируется вынести за пределы города. Также в перспективе предстоит застройка старого аэропорта Ростова и территории бывшего кирпичного завода в районе ТРЦ «Рио». Могут пойти под застройку и бывшие военные базы в районе улицы Таганрогской, а также территория предприятий, расположенная на улице Малиновского в районе ГПЗ-10 и бывшего хладокомбината.
У собственников участков два пути. Либо входить в строительный бизнес, либо продавать свои участки в центре Ростова, а затем приобретать новые в небольших городах
«Нужно выстраивать оптимальную градостроительную политику, смотреть, как город развивается пространственно, повышать связность городских территорий и плотность в центральной части. Нет смысла городу расползаться, это не приведёт к повышению качества городской среды», — считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.
По словам Максима Хмеля, стоимость одного гектара земли в районе РКШВ (старой промзоны) может составлять 70–90 млн рублей. «Вопрос экономики строительства сейчас главный. Стройматериалы подорожали, поэтому сложно предположить окончательную цифру рентабельности такого бизнеса. Стоимость земли обычно закладывают в проект из расчёта цены в пять–семь тысяч за квадратный метр. В любом случае, можно входить в проект с партнёром, у которого есть земля под застройку. На одном гектаре можно возвести 20 тысяч квадратных метров жилья. Обычно строительные компании зарабатывают 10–15 тысяч рублей с квадратного метра на такой застройке. Можно теоретически подсчитать прибыль от реализации такого проекта — примерно 200–300 миллионов рублей», — говорит Максим Хмель.
В нынешней ситуации перед собственниками таких участков открываются два пути. Либо входить в строительный бизнес, получая большую рентабельность, либо продавать свои участки в центре Ростова, а затем приобретать новые в районе небольших городов — например, Новочеркасска или Азова. Земля там дешевле, а в итоге можно ещё построить и абсолютно новое производство по современным технологиям, которому не нужны обширные территории.
Алексей Матвеенко, директор компании «Город-парк», идеолог винного и гастрономического туризма в Ростовской области, считает, что РКШВ был реальной и перспективной точкой посещения туристами. Завод был одной из иллюстраций того, что Ростовская область является активным игроком винного рынка. Теперь же на одно легендарное предприятие в городе стало меньше, что, безусловно, отражается на его туристическом потенциале. «Это — системная проблема. Она касается не только городских, но и сельских территорий. Например, есть завод “Цимлянские вина”, состояние и перспективы которого нам пока тоже не очень понятны. Если собственник площадки РКШВ принял такое решение, то пусть хотя бы музей завода сделают на первом этаже одного из зданий в будущем ЖК, — возмущается Алексей Матвеенко. — Пусть собственник площадки РКШВ возьмёт на себя социальную миссию и создаст точку истории донского виноделия в этом районе».