Спрос на повышение качества жизни становится мощным трендом, влияющим на развитие самых разных индустрий. Дальнейшее развитие связанных с этим процессов нуждается в выработке общей стратегии, считает социальный предприниматель Дмитрий Бочкарёв
Этим материалом «Эксперт ЮГ» открывает серию публикаций, посвящённых тому, как спрос на качество жизни влияет на развитие различных сфер общества, бизнеса и медицинской науки. Проблема здорового образа жизни уже давно вышла на первый план на государственном уровне. Принята стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля инфекционных заболеваний до 2025 года, в которой сформулированы масштабные цели. Например, снижение уровня смертности населения на 25%.
Ключевые принципы, на которых основывается стратегия — научная обоснованность мер, а также взаимодействие госорганов с общественными организациями и бизнес-сообществом. Принцип диалога и заложен в самой стратегии, но стороны пока плохо друг друга слышат — об этом говорят сами эксперты. Между тем повышение спроса на качество жизни может стать реальным инструментом борьбы со смертностью в стране.
С решением таких системных проблем, как создание доступной профилактической медицины и изменение моделей поведения граждан, государственное здравоохранение самостоятельно не справляется. Поэтому задача проекта — вовлечение в диагностику и выработку повестки развития ключевых представителей сферы медицины, здравоохранения, науки и социально ориентированного бизнеса юга России.
Компания «МастерСлух» находится на острие этих процессов — её сверхзадача, помимо лечения и протезирования, видится в смене самой жизненной парадигмы граждан, в смене требований, которые они предъявляют к качеству своей жизни. Повышение же качества собственной жизни — осознанный выбор, который должен сделать каждый, кто хочет прожить дольше и при этом не в статусе «социального инвалида», считает сооснователь сети медицинских центров «МастерСлух», учредитель фонда «Я слышу жизнь» в поддержку детей с нарушениями слуха Дмитрий Бочкарёв.
— Можно ли сказать, что повышение спроса на качество жизни меняет вашу сферу деятельности, формирует новые вызовы для неё?
— Для нас важны изменения в законе по поводу ОМС. Это был важный тренд. Для многих участников рынка частной медицины это был сигнал со стороны государства о том, что отношение к частной медицине меняется. Для всех стало очевидно, что вопрос качества жизни становится более важным. Происходит существенное расслоение и целевой аудитории. Снижение слуха в определённых пределах становится вариантом нормы. Но я считаю, это вопрос выбора качества жизни. Тугоухость является третьим по распространённости заболеванием, уступая болезням сердца и артритам. Распространённость этого рода заболеваний будет расти всё сильнее и сильнее. Поэтому вопрос, какой образ жизни выбрать, с нашей сферой связан напрямую.
Я как-то прочитал одно определение, которое мне близко. Качество жизни — это мера того, как сильно в жизни ты готов «терпеть». Терпеть неудобства вместо того, чтобы жить. По этому принципу, на мой взгляд, хорошо заметно разделение. Сейчас мы наблюдаем, как растёт поколение тех, кто родился в эпоху новых технологий, как они думают. Если говорить о наших пациентах, то это слабослышащие и глухие от рождения. Им повезло, потому что уже доступны такие технологии, как кохлеарная имплантация — это вживлённые во внутреннее ухо «слуховые протезы». Доступны цифровые программируемые слуховые устройства. Всё это очень дорого (неважно, за государственный счёт или за личный). Это реабилитация длиною в жизнь. Сюда же можно включить и обслуживание устройств, которые помогают слышать.
В России, к сожалению, не принято делать выбор в пользу себя и качества своей жизни, особенно у старшего поколения. А это значительная часть наших клиентов. Они нередко живут ради других: детей, внуков, ремонтов, покупок чего-то другого важного. Да, слух — не заболевания сердца. От снижения слуха не умирают скоропостижно. С этим живут. И живут долго. Но каково качество такой жизни?
— Безусловно, оно снижается…
— Фактически речь идёт о медленном угасании когнитивных способностей, так как слух и звуковое «раздражение» определённых долей мозга связаны напрямую. Когда слух по каким-то причинам ухудшается, то на одну чашу весов всегда ложится перспектива вынужденной изоляции. На другой чаше — выбор в пользу недешёвого пути коррекции своего слуха, чтобы сохранить то самое «качество жизни». Становиться или нет инвалидом по социальному статусу, не по медицинскому, повторюсь, а именно по социальному, каждый решает сам. Возможности есть, но чаще всего «терпеть» — осознанный выбор.
— Кто, на ваш взгляд, является локомотивом тех процессов, которые идут в сфере общественного здоровья?
— Это экспертное сообщество. Государство на себя эту роль всячески примеряет и декларирует, но, если смотреть по существу, всё здравое и новое рождается в той сфере, где есть экспертное сообщество. Это те люди, которые занимаются либо бизнесом, либо какими-то другими проектами. Рано или поздно человек, который претендует на какие-то качественные изменения, становится носителем определённых знаний и идёт в те объединения и сообщества, которые способны влиять на политическую или экономическую повестку дня, на выработку новых норм и стандартов.
— Каковы приоритетные направления развития вашей организации? Какой работы и объёмов инвестиций они требуют?
— Наш продукт — это сложная медицинская услуга, которая опирается на технические средства реабилитации. Технологии развиваются лавинообразно. Мы не продаём «коробочки с гаджетами». Всё, что было сложно и стоило дорого в техническом плане, рано или поздно станет «товаром народного потребления». Мы всё-таки строим компанию знаний и компетенций — это не обесценится никогда.
Снижение слуха — «болезнь века». И не только 21-го. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году каждый четвёртый человек на Земле будет тугоухим. Это пожизненный диагноз, и поэтому на первый план выходят не технические решения, а то, как с этим диагнозом жить. Слух можно восстановить, но им нужно научиться пользоваться. Либо с «нуля» — тем, кто родился без этой физической способности. Либо восполнить утраченное, забытое. Поэтому реабилитация пациентов с потерями слуха и речи — педагогическая, медицинская, социальная — как раз то самое приоритетное направление, в котором мы планируем развиваться.
Если говорить об инвестициях, то я приведу один конкретный пример: у нас есть в планах строительство Центра диагностики и реабилитации слуха и речи в Ростовской области с возможностью круглосуточного пребывания и базой для дополнительного профессионального образования. Такой проект потребует, на начальном этапе, от 25–30 миллионов рублей инвестиций.
Ещё одно приоритетное направление развития — знания и экспертиза. За годы работы мы накопили колоссальный «портфель» практических знаний. Сопровождение пациентов с нарушением слуха. Не только диагностика и врачебное сопровождение, коррекция слуха, но и педагогическая реабилитация. Обучение специалистов смежных специальностей — тех врачей и педагогов, которые могут по роду деятельности сталкиваться с людьми с нарушениями слуха. Это педиатры, неонатологи, логопеды, ЛОР-врачи, особенно в поликлиниках. Нередко они не знают, что делать с такими пациентами, в силу очень узкой специализации. Ещё один вопрос — модная нынче инклюзия. Слабослышащих детей берут в общеобразовательные школы, в массовые классы. Это в тренде, это пропагандируется. А вот дальше возникает вопрос: что с ними делать и как учить? По каким методикам? Отсутствие положительных результатов потом тоже «прячут». Это сложные дети, особенно в массовых школах, к ним нужен свой подход. Вот с этими специалистами нужно делиться знаниями и опытом. Какой системы и инвестиций это требует? Сложно оценить в деньгах. Сколько стоит, к примеру, «Яндекс.Школа»? Безусловно, это создание образовательной платформы, на которой можно поделиться знаниями об особенностях патологии слуха, а также о том, каких педагогических методик требуют дети с нарушениями слуха.
— Как 2020 год изменил приоритеты развития вашей организации и вашей сферы в целом? Каков план на 2021 год?
— По предварительным оценкам, оборот сети вырос на 30–40 процентов. Если раньше среда и условия рынка были благоприятны к тому, чтобы развиваться и расти «вширь», то во время кризиса силы перераспределены на освоение внутренних ресурсов. Мы перестали ждать, когда пациент сам осознает потребность и придёт к нам. Мы пошли туда, где может быть наш пациент. Логичным продолжением этой работы стал выездной формат. Мы очень долго не могли решиться: ограничивали страхи, сомнения в экономической целесообразности и т. п. Но кризис подтолкнул к выбору.
Выездная работа разделилась на два направления: это выезды на дом к пациентам и «гастроли» наших «топовых» специалистов в те города и центры, где был коллективный запрос пациентов на их консультации.
На время пандемии мы также остановили открытие новых офисов.
Рост показателей прибыли за время пандемии, по сравнению с прошлым годом, составил 37 процентов. Количество первичных пациентов, обратившихся за сурдологической помощью, выросло на 10 процентов. Повторные продажи услуг и обращений выросли на треть
В этом году учредили фонд «Я слышу жизнь». Будем системно заниматься сбором средств для детей, у родителей которых нет финансовой возможности обеспечить коррекцию слуха. У нас в компании и раньше существовала такая практика, но в каждом случае мы принимали решение индивидуально и потом адресно искали для каждой семьи благотворителя.
Если бы к системе профилактики ЗОЖ подходили бы так же, как к информированию о выборах, думаю, что с профилактикой всё было бы прекрасно
В целом наш план состоит в расширении и углублении направления реабилитации. Особенно в Ростове-на-Дону. Это первый город, где в систему ОМС включили замену речевых процессоров и реабилитацию. Сейчас занимаемся тем же самым в Ставрополе и Калининграде. Наши сурдологические центры будут оказывать услуги по ОМС.
— Какие задачи и проблемы сферы общественного здоровья, на ваш взгляд, получают пока недостаточно внимания со стороны государства или игроков данной сферы? Какие задачи должны выходить на первый план?
— На первый план должен выходить проект, посвящённый формированию здорового образа жизни у россиян. Это проект должен иметь разные возрастные категории и прежде всего ориентироваться на детей, но при этом не стоит забывать и поколение, рождённое в 60–70 годах двадцатого века. Актуальность этого проекта очевидна, потому что 60 процентов всех влияний на здоровье человека, на продолжительность его жизни — это его образ жизни. В него входят пища и режим питания, режим физической активности, уровень стресса и деструктивное поведение, то есть самоотравление человека теми компонентами, которые вредны для здоровья, прежде всего это алкоголь и алкогольные напитки при их неумеренном употреблении, табачные изделия и заменители табачных изделий — электронные сигареты, вейпы и так далее.
Поэтому этот проект должен иметь три большие блоковые составляющие. Первая — это создание условий для того, чтобы можно было вести здоровый образ жизни: спортивные площадки, стадионы, секции, уличные комплексы здоровья. Второе — маркировка продуктов питания на предмет их пользы для здоровья. Необходимо закрепить маркировку для продуктов с повышенным содержанием сахара, а также законодательно закрепить требования к маркировке продуктов, которая должна содержать полную и легкочитаемую информацию о калорийности, содержании насыщенных животных жиров, углеводов и соли. И третья важнейшая часть этого проекта — это, безусловно, информационно-коммуникационная кампания, которая должна пройти, с одной стороны, очень массово, с другой стороны, выверенно, с микротаргетированием по разным социальным группам в зависимости от пола, возраста, интересов этой социальной группы.
Задача — создать такие креативные материалы, которые бы воздействовали на конкретные социальные группы, не вызывая отторжения.
Как можно говорить о правильном питании, если почти 20 миллионов человек в стране живут ниже черты бедности, и им не до выбора питания? Возможно, нужно организовывать сети столовых и кафе с нормальной здоровой едой, делать их бесплатными или дотационными.
Как воспитывать культуру питания, если на российском телевидении реклама вредной еды — сладких газированных напитков, чипсов, фастфуда, шоколадных батончиков, других кондитерских изделий с избыточным содержанием жира и сахара, колбасных изделий — правит бал и формирует норму поведения?
В любом случае, каждое направление в частной медицине старается разработать свою «дорожную карту» повышения качества жизни. ЗОЖ — это не только неупотребление вредных продуктов, но и профилактика болезней, у которых высокий риск развития. У государства есть определённая классификация приоритетных заболеваний. При этом заболевания слуха к ним не относятся.
— Сегодня много говорят о необходимости развивать профилактическую медицину. Что мешает это делать? Как эффективнее вовлекать граждан в работу по сохранению своего здоровья?
— Профилактика и ранняя диагностика — эта связка работает на любом уровне, её и необходимо развивать. Мало кто пользуется этими мерами, хотя вся инфраструктура для этого есть. Это зачастую вопрос образованности населения. Если бы к системе профилактики ЗОЖ подходили бы так же, как к информированию о выборах, думаю, что с профилактикой всё было бы прекрасно. Рассуждать об этом можно бесконечно. Для одной части общества можно сделать это модным, для другой — обозначить список преимуществ, которые они получат. Возможно даже, в рамках продвижения по карьерной лестнице.
Существует и немало общественных объединений, вовлекающих граждан в заботу о здоровье, но самый мощный партнёр — это государство. Если на государственном уровне под программы ЗОЖа найдутся средства, а продвигать их будут эксперты, то к этому подтянутся и остальные. Если за этим проектом будут стоять деньги, идеи и эксперты, возможно и создание, условно говоря, какого-нибудь «Яндекс.ЗОЖ» — экосистемы продуктов, которая объединяла бы всё, что связано с ЗОЖ — от онлайн-тренингов до заказа продуктов. Эта тема должна объединить разнообразные проекты в сфере ЗОЖ и персонифицировать их. Такая система могла бы иметь успех.