Правительство РФ заложило на оздоровление бассейна реки Дон 90 млрд рублей. Экологический проект должен распутать огромный клубок проблем — от загрязнения до ограничения судоходства. Все «болевые точки» ещё определяются
В правительство РФ внесён проект программы экологической реабилитации бассейна Дона. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил ведомствам подготовить до 30 мая «дорожную карту» по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки в рамках нацпроекта «Экология». По всей видимости, проблемы Донского бассейна, о которых говорили не один год, начнут постепенно решаться.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) по поручению правительства РФ подготовило проект специальной программы экологической реабилитации реки Дон.
«Предполагается, что план работ объединит несколько национальных проектов, которые касаются и продовольствия, и водных путей, и комфортной среды, — цитирует главу Росводресурсов Дмитрия Кириллова пресс-служба ведомства. — Сейчас документ обсуждается с федеральными органами исполнительной власти, затем предстоит заняться формированием набора мероприятий и поиском источников финансирования. Предварительно комплексная работа обойдётся в 90 миллиардов рублей».
По словам Дмитрия Кириллова, Росводресурсы располагают 26 млрд рублей из требуемой суммы, ещё порядка 75 млрд рублей — это объём дополнительного финансирования.
«Мы занимаемся утверждением программы в правительстве и поиском финансирования, чтобы приступить к последующей реализации. Предварительно старт программы запланирован на будущий год. Основные же проекты будут реализованы в 2023–2024 годах», — пояснил глава ведомства.
Ресурсы бассейна Дона испытывали чрезвычайно высокую хозяйственную нагрузку. На протяжении 2007–2017 годов постоянно наблюдалось маловодье из-за низких запасов воды в снежном покрове зимой и дефицита осадков летом и осенью, указано в пресс-релизе агентства. Дефицит воды отрицательно сказывался на орошаемом земледелии, возникали проблемы с судоходством, водоснабжением городов, объектов промышленности и энергетики.
«Учитывая все эти “узкие места”, принято решение о разработке спецпрограммы реабилитации Дона. Свои соображения руководство Росводресурсов передало в правительство РФ», — говорится в сообщении агентства.
Незадолго до этого Михаил Мишустин поручил Минприроды, Минфину, Минтрансу и Минэкономразвития до 30 мая подготовить план мероприятий по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса Дона. Работа будет вестись в рамках нацпроекта «Экология».
Река Дон протекает по европейской части РФ и является четвёртой по площади водосбора в Европе после Волги, Дуная и Днепра. Формирование речного стока происходит водотоками, размещёнными на территории 15 субъектов федерации: Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Курской, Белгородской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей, Ставропольского и Краснодарского краёв, Калмыкии.
Продвижение госпрограммы по оздоровлению бассейна Дона стало результатом последовательной работы, которую на протяжении многих лет вели экологи и общественники, а также представители администраций регионов, через которые протекает Дон.
Инициатива же исходила в первую очередь от Ростовской и Волгоградской областей. Здесь из-за нынешнего состояния Дона и Цимлянского водохранилища особо остро стоят проблемы с обеспечением водой населения, орошением полей, обеспечением работоспособности мелиоративной системы и естественных нерестилищ ценных видов рыбы, соблюдением условий судоходства.
В частности, в ноябре 2019 года навигацию на реке Дон пришлось остановить на несколько дней раньше запланированного срока из-за катастрофического обмеления. «Для сельского хозяйства, рыбоводства, судоходства — это неблагоприятный период. Необходимо заниматься мелиорацией дельты Дона, очисткой и дноуглублением рукавов, внедрять водосберегающие технологии. Проблема должна решаться не только на региональном, но и на федеральном уровне», — рассказывал ранее СМИ научный руководитель научного центра РАН академик Геннадий Матишов.
Маловодность Дона в последние годы негативно сказывается на экономике регионов, расположенных по течению реки, отмечает заммнистра природных ресурсов Ростовской области Алла Кушнарёва. По её словам, практически все отрасли экономики напрямую зависят от гидрологического состояния реки. В настоящее время водохозяйственная обстановка в бассейне Дона характеризуется как напряжённая и обусловлена пониженной водностью в период с 2007 по 2015 годы. Последние годы также были исключительно маловодными, рассказывала г-жа Кушнарёва ТАСС.
В последние несколько лет специалисты отмечают недостаточный приток воды также в Цимлянское водохранилище и нижний Дон. Так, весной прошлого года приток составил только треть от нормы. Водопотребление при этом не сокращается и ежегодно составляет 3,1 млрд кубометров. Большая часть (56%) идёт на нужды сельского хозяйства, 31% — на нужды предприятий энергетики, 11% — на хозяйственные нужды и водоснабжение жителей.
Все эти проблемы с участием представителей науки рассматривались в июле прошлого года на межрегиональной конференции в Волгодонске.
«От поддержания равновесия экосистемы Цимлянского водохранилища и нижнего Дона зависят обеспечение водой миллионов граждан, работа сельскохозяйственных и промышленных предприятия, крупнейших объектов энергетики, сохранение водных биоресурсов, рыболовство, судоходство, — сказал тогда губернатор Ростовской области Василий Голубев. — В итоге от сохранения экосистемы зависит социально-экономическое развитие регионов».
«Реки Дон и Волга являются важнейшим источником жизнеобеспечения и развития 45 регионов страны, где проживают порядка 90 миллионов человек. Кроме того, Донской бассейн — это более половины земельных угодий Волгоградской области, на которых проживают, ведут хозяйство порядка 800 тысяч жителей региона. Решение проблем Дона, задача сохранения уникального природного комплекса Цимлянского водохранилища требуют комплексных решений и отдельного внимания со стороны всех уровней власти», — заявил на конференции губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
Осенью прошлого года главы парламентов Ростовской и Волгоградской областей подписали совместное обращение к коллегам из других 13 регионов, по территории которых протекает Дон, для совместной разработки программы по экологической реабилитации водных объектов, питающих Донской бассейн.
«Мы призываем парламенты регионов разработать региональные программы по оздоровлению своих водных объектов, питающих Дон, — пояснял председатель законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко. — Очевидно, что две федеральные программы, принятые для спасения озера Байкал и реки Волга, должны быть продолжены в отношении других водных объектов, и третья программа должна касаться именно реки Дон, которая является важной водной артерией не только для Юга,но и для центральной России».
Для разработки федеральной программы по оздоровлению Донского бассейна ведётся подготовка перспективного плана соответствующих мероприятий. В начале марта министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области направило в адрес Росводресурсов список из 239 мероприятий. Среди них — расчистка десятков водных объектов, капремонт гидротехнических сооружений.
По данным пресс-службы минприроды, в этой «дорожной карте» есть разбивка по отраслям. В частности, в сфере ЖКХ предполагается реконструкция и строительство очистных сооружений канализации, в том числе ливневой, объектов водоснабжения. Мероприятия в АПК предусматривают выпуск молоди растительноядных видов рыб, реконструкцию и модернизацию воспроизводственных предприятий, проектирование и строительство рыбоходного канала в обход Кочетовского гидроузла, реконструкцию Донского магистрального канала, модернизацию мелиоративных систем.
Также в список мероприятий включено строительство Багаевского гидроузла, эксплуатация которого позволит предотвратить обмеление реки и решить проблему поддержания гарантированных глубин судоходства на Нижнем Дону. Гидроузел строится с 2018 года в районе хутора Арпачин Ростовской области. Стоимость проекта, включая обустройство его водохранилища, составляет 22 млрд рублей.
Больше всего выгод от проекта получит Ростовская область. Он разгрузит транспортную артерию. Есть шанс перезапустить судоходство, задействовать причалы, которыми стало трудно пользоваться из-за обмеления реки
Проблему маловодности на Нижнем Дону который год фиксируют в Азово-Донской бассейновой администрации, которая занимается строительством Багаевского гидроузла. Прошлый год не был исключением. Средняя глубина на лимитирующем участке Дона ниже Кочетовского гидроузла составляла 310–330 см при гарантированной навигационной глубине 340 см, а на завершающем этапе навигации, после 28 ноября, вообще 290 см. Но из-за того, что навигация открылась на восемь суток раньше запланированного срока, чему способствовали благоприятные погодные условия, грузооборот в зоне ответственности бассейна вырос на 4,3% по сравнению с 2019 годом и составил почти 10,3 млн тонн. В этом году снова прогнозируется маловодная навигация.
Власти Ростовской области, в отличие от Росводресурсов, оценили работы по экологической реабилитации Донского бассейна в 100 млрд рублей. Именно такую цифру озвучил вице-губернатор Виктор Гончаров в начале февраля 2021 года. При этом часть мероприятий, которые разработаны в области и на федеральном уровне, совпадают, а некоторые отличаются. К примеру, областные чиновники включили в список неотложных реконструкцию и создание новых водопроводящих сетей, обновление системы водоотведения и очистки и строительство ливневых канализаций в Ростове и Волгодонске.
Сейчас в регионах, заинтересованных в оздоровлении Дона, разрабатывают предложения для госпрограммы, которые направят в Росводресурсы. Их обсуждение намечено на май в рамках Южно-Российской парламентской ассоциации в Волгограде.
Политолог Дмитрий Абросимов говорит, что вопросы экологической реабилитации Дона и строительства соответствующей инфраструктуры поднимались в Ростовской области ещё при прежнем губернаторе Владимире Чубе.
«Теперь проблемой занялись на уровне правительства. Это, безусловно, заслуга не какого-то одного человека — проблема с рекой Дон назревала давно, — пояснил г-н Абросимов “Эксперту ЮГ”. — Больше всего выгод от этого проекта получит Ростовская область. Мы получаем стабильный судоходный канал от Семикаракорска до выхода в Азовское море, сейчас его загрузка падает. Это разгрузит транспортную артерию. Сейчас есть шанс перезапустить судоходство, задействовать причалы, которыми стало трудно пользоваться из-за обмеления реки, например, в Усть-Донецком и в Семикаракорске. Реализация программы позволит оживить эти участки.