Новый завод ТМК на Волге покончит с зависимостью промышленности РФ от импорта нержавеющего проката
Трубная металлургическая компания намерена создать в Волгоградской области крупнейшее в России производство нержавеющего плоского проката мощностью до 500 тысяч тонн в год и тем самым полностью закрыть потребности отечественной промышленности в этой продукции. О планах по созданию в Волжском производства нержавеющего плоского проката на совещании по вопросам стимулирования инвестиционной активности, которое в формате видеосвязи провёл президент России Владимир Путин, рассказал председатель совета директоров и бенефициар Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Пумпянский.
На совещании у президента Дмитрий Пумпянский напомнил, что сейчас в России практически нет производства плоского проката из нержавеющих и коррозионностойких марок стали. Внутренняя ёмкость рынка такой продукции составляет около 300 тысяч тонн в год, из которых 95% составляет импорт — «невозможная для нашей страны ситуация», считает он.
«Реализация подобного технологически сложного проекта сдерживалась длительными сроками строительства и туманными перспективами окупаемости, — признал глава совета директоров ТМК. — Сегодня наши новые расчёты, деятельность, которая ведётся в РФ по снятию барьеров в промышленном строительстве и одновременному использованию таких мер поддержки, как СПИК 2.0 (специальный инвестиционный контракт. — “Эксперт ЮГ”) и СЗПК (система защиты и поощрения капиталовложений, закреплённая в соответствующем федеральном законе. — “Эксперт ЮГ”), показывают существенное снижение сроков строительства и вполне приемлемую окупаемость. В результате ТМК, например, при поддержке Минпромторга принято решение по организации производства нержавеющего плоского проката мощностью до 500 тысяч тонн в Волжском. Предварительно инвестиции в проект составят более 100 миллиардов рублей».
«Проект ТМК — это экономическая и политическая сенсация, потому что в Волгоградской области таких крупных инвестпроектов ещё не было, — отмечает директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП) Андрей Серенко. — 100 миллиардов рублей, которые ТМК намерена вложить — это почти половина стоимости Крымского моста (227,9 млрд рублей. — “Эксперт ЮГ”). Этот проект войдёт в историю Волгоградской области».
По данным правительства Волгоградской области, в 2014–2020 годах в сфере промышленности было реализовано 82 инвестпроекта: создано 20 производств и завершена модернизация 62 крупных производственных участков. Совокупный объём инвестиций составил порядка 210 млрд рублей.
По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачёва, такой проект реализовать самостоятельно без поддержки государства, льгот и субсидий, без софинансирования, невозможно, хотя желающие бы нашлись, учитывая темпы роста потребления нержавеющего плоского проката и зависимость российской промышленности от импорта такой продукции и особенно холоднокатаного проката.
По его словам, окупаемость таких крупных вложений может составить 10–15 лет с учётом мер господдержки, предусмотренных в рамках СПИК и СЗПК, на которые рассчитывает топ-менеджмент ТМК. Например, налоговые льготы, доступ к госзаказу, доступ к субсидиарной поддержке, создание субъектами РФ объектов инфраструктуры, особые условия аренды земельных участков и т. д.
Алексей Калачёв предполагает, что проект рассчитан на создание производства холоднокатаного листового проката, который является наиболее дефицитным. По оценке ассоциации «Спецсталь», в 2020 году по этому сегменту зависимость от импорта достигала 97,7%, а по горячекатаному прокату — 76,6%.
Мировая структура потребления плоского проката на 80% состоит из холоднокатаного и на 20% из горячекатаного проката. Структура производства в РФ имеет обратное соотношение.
Так, по данным Росстата, в 2020 году в стране было произведено 27,75 тысячи тонн нержавеющего проката, что на 9,4% меньше, чем годом ранее, в том числе 22,18 тысячи тонн горячекатаного проката (снижение на 11,1%) и 5,57 тысячи тонн холодного (снижение на 2%). То есть соотношение составило 79,9% и 20,1%.
В настоящее время основным производителем горячекатаного листового проката из нержавеющих сталей является Волгоградский металлургический комбинат (ВМК) «Красный Октябрь». В прошлом году здесь произведено 13,43 тысячи тонн продукции или около 60% общероссийского выпуска. Менее 40% производится на Урале — на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) и Ашинском металлургическом заводе.
«Этот проект хорош тем, что ничего не надо делать с нуля, надо всего лишь нарастить дополнительные элементы вокруг уже имеющегося крупного завода»
Около 86%, или менее 5 тысяч тонн холоднокатаного проката из нержавеющих сталей в 2020 году произвёл ЧМК.
По мнению Алексея Калачева, заявленный ТМК объём производства 500 тысяч тонн нержавеющего листового проката — «многовато для нашего рынка, это пока “на вырост” и с учётом экспорта в страны ЕАЭС». Весь объём видимого потребления основных видов продукции из нержавеющей стали в России с учётом взаимной торговли со странами ЕАЭС в 2020 году составил около 479,3 тысячи тонн (данные ассоциации «Спецсталь»).
Эксперт считает, что дополнительным плюсом от реализации проекта станет расширение ёмкости внутреннего рынка для никеля, который более чем на 95% сейчас отправляется на экспорт.
Андрей Серенко не исключил вероятности кооперации в будущем нового предприятия ТМК с ВМК «Красный Октябрь», который выпускает в том числе спецсталь. «Об этом нигде напрямую не говорится, но не исключено, что на самом деле ТМК предполагает более тесную и неизбежную технологическую кооперацию создаваемого производства с “Красным Октябрём”, — уточняет г-н Серенко. — В 20-х числах апреля в Волгограде пройдёт международная конференция, на которой будут обсуждаться российский рынок нержавеющих и специальных сталей и сплавов и его высокая зависимость от импорта. Проводиться она будет при активном участии менеджмента “Красного Октября” и представителей ТМК в том числе. Думаю, что это косвенный признак того, что сотрудничество между компаниями уже изначально предполагается в этой схеме».
Он уверен, что в случае успешной реализации проекта отечественная промышленность перестанет зависеть от импортных поставок нержавеющего листового проката. «Дмитрий Пумпянский фактически закроет все потребности российской экономики в листовой нержавейке. Безусловно, для него это выгодное и экономически перспективное решение, потому что появляется шанс стать монополистом на российском рынке производства никелированной нержавейки на беспредельно временную перспективу: с запуском производства новые подобные заводы в России вряд ли появятся, потому что рынок будет занят», — уверен эксперт.
Алексей Калачёв, однако, считает, что с зарубежными поставщиками будет сложно конкурировать без защитных мер, потому что нержавеющая сталь — это дорогой товар, и доля транспортной составляющей в его цене не так заметна. Китай в последние годы значительно нарастил мощности по производству нержавеющей стали, и конкурировать с ним по ценам и себестоимости, особенно за рынки ЕАЭС, — задача не из лёгких.
По словам Дмитрия Пумпянского, новое производство будет создано в городе Волжский. Здесь находится Волжский трубный завод (ВТЗ) — одно из ведущих в России металлургических предприятий, которое с 2002 года входит в состав ТМК. Ежегодно ВТЗ выпускает 900 тысяч тонн стали и 2 млн тонн труб. Кроме того, завод производит более 800 типоразмеров труб для нефтегазовой, химической, нефтехимической и автомобильной отраслей, машиностроения и теплоэнергетики.
По данным ИАС Seldon.Basis, в 2019 году выручка АО «ВТЗ» составила около 89,2 млрд рублей (на 24% больше, чем в 2018 году), прибыль упала на 8% — до 4,1 млрд рублей. Предположительно, производство нержавеющего плоского проката будет создано на территории ВТЗ. Правда, более конкретную формацию об этом мегапроекте и точные сроки его реализации в ТМК пока не раскрывают. «Эксперту ЮГ» в ТМК сказали, что в настоящее время параметры проекта находятся в стадии проработки, и от подробных комментариев воздержались.
По словам Андрея Серенко, такое местоположение нового производства оправдано экономически. Проект строительства ВТЗ, который был введён в эксплуатацию в 1970 году, предусматривал расширение его технических и технологических площадей.
«Много лет назад, когда завод только начинал строиться, предполагалось, что рано или поздно придётся его расширять, хотя тогда, скорее всего, не могли предусмотреть, для чего именно. Строительство нового завода укладывается в логику изначального замысла создания данной промышленной площадки», — говорит эксперт.
Ещё один важный момент, который объясняет, почему новое производство будет создаваться на территории ВТЗ, — это экология. Сегодня любые крупные промышленные предприятия закладывают большие экологически риски и, соответственно, реализуют комплекс достаточно дорогостоящих мероприятий для того, чтобы запустить полноценное производство. На ВТЗ этот вопрос в целом решён, так что дополнительных затрат на экологию в новом проекте не понадобится. Андрей Серенко поясняет: «Этот проект хорош тем, что ничего не надо делать с нуля, надо всего лишь нарастить дополнительные элементы вокруг уже имеющегося крупного завода».
Основные затраты по проекту, по всей видимости, будут связаны с закупкой импортного оборудования, поскольку собственных современных технологий в России нет, а требования на рынках к качеству продукции и экологичности производства будут только возрастать, считает Алексей Калачёв.
Нержавеющий плоский прокат востребован в первую очередь при производстве труб для нефтяной и газовой промышленности, для разработки месторождений. «Эта тема актуальна для России с учётом её зависимости от сырьевого экспорта, — говорит Андрей Серенко. — Вот в Астраханской области разработка новых месторождений идёт медленно, в том числе из-за нехватки труб определённого качества. То, что будет делать Пумпянский в Волжском, имеет очень много измерений и очень много вариантов развития сюжета в самых разных сферах».