«Умные города» сегодня — ключевые субъекты креативных индустрий. Южные города уже начали генерировать огромное количество данных, но ещё не могут решать проблемы граждан, о которых эти данные сообщают. Пока «умный город» — это больше про «железо», автоматизацию техпроцессов, чем про управление городом
В рамках форумов «“Умный город” здесь и сейчас», которые Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл в Краснодаре и Ростове в апреле, были организованы сессии, посвящённые технологиям «умного города» — у нас была возможность привлечь экспертное сообщество к диагностике процесса цифровизации южнороссийских городов.
Концепция smart city («умного города»), активно применяемая в южных городах, направлена на решение управленческих задач, а также на развитие необходимых для жителей города сервисов. Однако главная цель «умного города» — сделать жизнь горожан более комфортной и удобной. В целом на Юге пока только Краснодар и Новороссийск довольно успешно движутся к намеченной цели. Развитие и внедрение новых технологий в этих городах идёт стабильно и направлено на удовлетворение потребностей горожан. Существование общественного и государственного запроса на новую технологическую среду создаёт предпосылки для развития всего городского хозяйства, однако складывается впечатление, что основные участники процесса не совсем ясно представляют себе конечные цели цифровизации. Города во всей их сложности постоянно генерируют огромные объёмы информации — с помощью этих данных можно улучшить городскую жизнь. Это будут реальные, осязаемые изменения.
Итоговой оценкой эффективности внедрения технологий «умного города» является индекс «IQ городов», внедрённый Минстроем России в 2018 году. Это комплексная и сложная оценка, рассчитанная по десяти направлениям на основе 47 показателей. Со стороны трудно оценить точные причины положения отдельных городов России в рейтинге, так как Минстрой представляет только итоговое значение индекса, не раскрывая деталей. Но можно отметить, что скорость внедрения цифровых технологий во многом зависит от состояния инженерной инфраструктуры города и не может проводиться в отрыве от неё.
Тормозит же внедрение цифровых технологий недостаток финансирования, сложность смены старых программных обеспечений в государственных учреждениях, а также банальный страх перед новым.
Алексей Крыловский, управляющий директор Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group», отметил, что Краснодар может стать лидером smart-направления. Об опыте цифровизации некоторых городских сервисов рассказала Светлана Салтанова, заместитель министра экономики Краснодарского края. Муниципальные власти воспользовались цифровизацией городского хозяйства для отлаживания работы социальных учреждений и аварийных служб. Например, геоинформационная система городского «Водоканала» помогает сократить временные затраты при проведении ремонтных работ.
Также, благодаря внедрению электронной системы передачи личных данных, удалось сократить временные затраты для получения удостоверения ветерана труда. Раньше горожанину потребовалось бы 100 дней для оформления данного документа, но после применения новой системы этот срок сократился до 56 дней. Это пока самый яркий пример цифровизации «для людей» на уровне города.
Михаил Мартыненко, заместитель начальника управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодара, начальник отдела развития цифровой экономики, рассказал о системе бесконтактной оплаты в общественном транспорте, QR-кодах, предоставляющих информацию об автобусах прямо на остановках, а также о телеграм-ботах, извещающих горожан об отключении горячей воды в домах.
Однако есть и неудачные разработки. Так, например, сетевой сервис, созданный для заявок горожан об улучшении городской среды, оказался невостребованным. За год там накопилось всего 13 обращений. Сейчас в Краснодаре запустили новую опцию обратной связи от горожан на базе сайта Госуслуг. Этот механизм работает в том числе и для повышения эффективности управляющих компаний.
Не только Краснодар задаёт на Юге тон в цифровизации городского управления и хозяйства. Результатами работы поделился Евгений Азизов, руководитель проекта «Умный город Новороссийск». Здесь процесс начался с анализа инфраструктуры города: безопасности транспорта, городской среды, потребительских и информационных сервисов. Сейчас в городе внедряют информационную систему для отслеживания объектов, не внесённых в кадастровый учёт. Использование этой системы поможет пополнить городской бюджет. В Новороссийске создали специальный центр при администрации, куда стекаются все заявки, жалобы и предложения горожан. Отработка этих обращений ставится на контроль специальной системой, которая в режиме онлайн отслеживает решение проблем.
Но наряду с успехами специалисты сталкиваются и с рядом проблем, препятствующих развитию «умного города». Игорь Ежков, руководитель направления интеллектуальных транспортных систем (ИТС) компании Softline, говорит, что «Умный город» — это генератор бизнеса. Однако роль драйвера этого процесса, как правило, берёт на себя городская администрация. То есть управленцы сами должны решать, какие им нужно разрабатывать сервисы. Продуктивность такого подхода вызывает массу нареканий. Кроме того, по его мнению, не хватает существенного элемента — центра (проектного офиса), способного осуществлять координацию работы цифровых сервисов.
Заместитель директора Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Матвеев выделяет три главных препятствия на пути цифровизации: недостаток финансирования, страх людей перед новыми технологиями, сложность смены старого программного обеспечения в государственных учреждениях. Проблему с финансированием отмечали также Евгений Азизов и Михаил Мартыненко.
Несколько выступающих, среди которых Сергей Грабский, директор Ассоциации цифрового развития Краснодарского края, отмечали значимость централизации и необходимость межмуниципального взаимодействия для развития городов. Важное значение, по словам г-на Грабского, имеет наличие площадок, на которых могли бы обсуждаться проблемы и возможные решения. Наличие такого ресурса позволило бы обмениваться опытом и оптимизировать работу по конкретному направлению.
«Следует скоординировать усилия по разработке методологии решения городских проблем. Возможна разработка оценки ситуаций по системе smart. Также важно решить вопросы кадрового резерва», — отмечает Иван Брец, заместитель директора ООО НПП МВС.
С этим согласился исполнительный вице-президент – начальник департамента банковского сопровождения контрактов Газпромбанка Олег Мельников. В то же время, по его словам, необходимо уделять внимание и цифровизации процессов управления проектами.
Городам не хватает существенного элемента — центра (проектного офиса), способного осуществлять координацию работы цифровых сервисов
«Управление проектами не должно быть “ручным”. Среди характерных рисков такого подхода — нецелевое использование средств, необоснованное завышение стоимости работ, запаздывание с информированием заказчиков, недобросовестные, некомпетентные подрядчики. Для решения этих проблем Газпромбанк разработал сервисную цифровую программу банковского сопровождения контрактов. В неё входят: механизм контроля целевого расходования денежных средств по сопровождению контрактов, мониторинг расчётов, осуществляемых в рамках исполнения сопровождаемого контракта, информирование заказчика о результатах расходования денежных средств», — рассказал Олег Мельников.
Концепция «умного города» выглядит далеко не полной без интеллектуальной системы управления транспортным движением. Именно она избавляет город от пробок и хаотичного расписания общественного транспорта. Пока же процесс её внедрения идёт крайне медленно, что сдерживает развитие городов, считают эксперты.
В рейтинге IQ городов цифровизации транспортной инфраструктуры уделяется самое большое внимание (этот критерий оценки имеет 11 подиндексов — больше, чем какой-либо другой), поэтому отставание в этой сфере сильно влияет на положение города в «цифровом» табеле о рангах.
По мнению заведующего сектором безопасности дорожного движения министерства транспорта Ростовской области Андрея Орехова, транспортную систему региона предстоит объединить в единую платформу, которой будут пользоваться все жители города. Подобной единой платформой управления в будущем может стать ИТС (интеллектуальная транспортная система), включающая в себя 22 подсистемы и действующая на территории Ростовской агломерации (включает Ростов-на-Дону, Батайск, Азов, Аксай, Новочеркасск и прилегающие регионы).
«Мы уже создали геоинформационную систему общественного транспорта на территории агломерации, но если в Ростове возможно в мобильном приложении планировать поездки, то в пределах агломерации всё разобщено. Сейчас мы не можем контролировать состояние транспортной системы в режиме реального времени, а без подсистемы мониторинга транспортных потоков мы не можем создать эффективное управление светофорными объектами», — отметил заведующий кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» Донского государственного технического университета Владимир Зырянов.
При создании интеллектуальной транспортной системы существует ряд проблем, в том числе институциональных, продолжает г-н Зырянов. Агломерация состоит из множества муниципалитетов, но эта разобщённость и ведомственные барьеры не должны мешать работе ИТС.
С точки зрения практики Softline «умный город» — это набор оптимально подобранных цифровых сервисов, решающих конкретные задачи в рамках развития конкретного города, говорит Игорь Ежков.
Эффективное функционирование и управление этими сервисами возможно только на базе цифровых платформ. Задача регионов — обозначить потребности и сформировать запрос на решение тех или иных вопросов конкретного города, а задача ИТ-компаний — предложить наиболее оптимальные цифровые решения. Анализируя результаты внедрения используемых цифровых решений, быстро подключая новые или отключая неэффективные сервисы, региональные ведомства имеют возможность более эффективно выстраивать управление городами.
Городские службы научились собирать и хранить данные. Теперь необходимо понять, как ими эффективно распоряжаться
По сути, муниципалитету не нужно тратить время, пытаясь разобраться в цифровых платформах: их много, каждый день появляются новые, а какие-то перестают существовать. Разбираться в этом — работа специалистов по цифровой трансформации. Городским властям, по мнению г-на Ежкова, нужно лишь чётко определить, какие сервисы нужны в первую очередь, а затем составить своего рода техзадание на цифровой сервис. Другая важная задача — применение массива данных. Сейчас города генерируют колоссальное количество данных (например, город с населением в 1 млн человек генерирует в день до 180 ПБайт данных). «Нужно понять, какие из них важны и ценны, как их собирать, где хранить и подвергать анализу. Соответственно нужно определиться, какие данные нужны в первую очередь, и начать их собирать в рамках тех или иных сервисов. Это два простых шага, но их нужно сделать для решения задачи создания “умного города”», — говорит Игорь Ежков.
Городские службы уже научились вырабатывать, собирать и хранить большие объёмы данных. Теперь же необходимо понять, как этими данными эффективно распоряжаться, анализировать их и хранить.
Прежде чем переходить к цифровизации, необходимо последовательно решать проблемы «осязаемой» городской инфраструктуры.
Цифровизация будет эффективной только в том случае, если полученные с её помощью данные будут верно интерпретированы компетентными специалистами, отмечает генеральный директор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов.
«Но нужно признать: большой шаг был сделан по внедрению системы безналичной оплаты в городском транспорте», — считает руководитель ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов. По его словам, сегодня нужна межмуниципальная структура на основе той, что создана в Ростове, которая бы объединяла разные системы в сфере общественного транспорта. «Нам не надо ничего выдумывать, всё уже придумано, берите и действуйте», — говорит г-н Семёнов.
Сергей Смагин, инженер подразделения «Автоматизация в энергетике» компании «Сименс» в России, отмечает, что внедрение технологий сбора и анализа больших данных — ключ к реализации потенциала города, но подход требуется комплексный, учитывающий состояние существующей инфраструктуры.
Города включают в себя большое количество различных инфраструктурных систем: электроснабжение, здания, транспорт, коммунальное хозяйство. Для каждой из них характерна тенденция к использованию тех данных, которые ежедневно производятся инфраструктурными объектами. Распространённая схема: данные собираются на полевом уровне (трансформаторный пункт, датчики «умного здания», зарядки электротранспорта и т. д.) и передаются через специальные шлюзы в «облако», где производится их анализ и визуализация результатов для пользователя.
Скажем, для системы электроснабжения это позволяет организовать мониторинг состояния энергообъектов без развёртывания сложных и дорогостоящих систем. «Умные здания» могут быть интегрированы в систему электроснабжения, в результате их нагрузка может регулироваться в зависимости от текущей нагрузки питающей сети и тарифов на электроэнергию. «Облачные» решения позволяют обеспечить прозрачность процессов, происходящих в инфраструктурных объектах, а также экономить на их обслуживании.
Драйвером цифрового развития городов, с одной стороны, выступают жители, которые предъявляют растущие требования к общей комфортности городской среды, удобству предоставления городских сервисов, справедливости ценообразования этих услуг, оптимальности функционирования и развития инфраструктур. С другой стороны, стоимость внедрения решений, основанных на анализе и обработке данных, постепенно падает, что тоже способствует ускорению цифровизации.
«Для выбора оптимальных технологий развития города необходимо использовать комплексный подход. В первую очередь нужно понять, как каждое решение, связанное с инфраструктурой, повлияет на создание рабочих мест и рост конкретного сектора», — говорит г-н Смагин. По его мнению, необходимо проанализировать строительные, транспортные и энергетические технологии в городе, подготовить отчёты об экологических и экономических ключевых показателях эффективности в транспортном, строительном и энергетическом секторах. Только после определения комплексного сценария развития города можно говорить о дальнейшем внедрении конкретных технологий, согласованном со всеми сторонами — бизнесом, властью и городскими жителями.
Генеральным партнёром форума «Умный город здесь и сейчас» в Краснодаре выступил Газпромбанк. Стратегический партнёр: адвокатское бюро «Домащенко и Партнёры». Партнёр: лизинговая компания «Балтийский лизинг». Партнёры форума в Ростове: Softline — глобальный поставщик ИТ-решений и сервисов, а также ГК «Сокол»