Бизнес-сообщества юга России: куда и зачем пойти предпринимателю?

Если коротко отвечать на вопрос, что делать начинающему предпринимателю, который чувствует, что ему не хватает опыта, то ответ будет звучать так: найти нужное сообщество. «Эксперт ЮГ» провёл ревизию бизнес-сообществ юга России и поговорил с их лидерами об их развитии

На мастермайнде сообщества «БизнесЮг». Мастермайнд — это групповой формат работы, где участники помогают друг другу в достижении личных целей за счёт обмена опытом и взаимоподдержки
Читать на monocle.ru

Бизнес является одним из агентов, которые создают сообщества. Есть сообщества, которые создаются вокруг брендов для формирования ядра аудитории и увеличения её лояльности. Другой тип — бизнес-сообщества, объединяющие руководителей компаний, работающие как самостоятельные организмы. Наличие бизнес-сообществ в регионе существенно повышает привлекательность условий для развития предпринимательства. Именно здесь происходит обмен опытом управления, нетворкинг, который порождает новые идеи для бизнеса.

Если взглянуть на сообщества для предпринимателей, которые существуют сегодня на Юге, можно увидеть, что большинство из них возникло в последние три года (см. таблицу). Создание сообществ, рост их численности — безусловный тренд деловой жизни.

Какими бывают бизнес-сообщества

Профессиональные бизнес-сообщества условно можно разделить на три типа. К первым относятся региональные представительства федеральных общественных организаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата). Эти организации достаточно многочисленны по составу — как правило, номинальное количество их членов измеряется сотнями. Однако их активность сильно зависит от умения регионального лидера организовать работу. В жизни каждого из этих бизнес-объединений в регионе можно вспомнить более или менее продолжительные периоды спячки. Принципиальное отличие этих организаций в том, что они нацелены на взаимодействие с государством, более того — само государство уже встроило их с систему работы с малым и средним бизнесом, а их представители неизбежно становятся довольно сильно похожими на чиновников.

Второй тип — частные федеральные форматы, которые действуют в регионах («Эквиум», «Ротари клуб», «Клуб 2015»). Их характерной особенностью являются достаточно чёткие правила работы, прописанная на федеральном уровне идеология — всё это передаётся региональным партнёрам, готовым выступать их проводниками в своих регионах. Как правило, членство в таких сообществах платное, количество участников измеряется десятками. И представлены они не во всех субъектах федерации.

Третий тип сообществ — местные (Reactor, «Бисом», «БизнесЮг», «Южный рубеж»). Иногда такие сообщества возникают в силу обстоятельств, часто их собирают бывшие топ-менеджеры. Их главная идея — нетворкинг: увеличение количества деловых контактов и обмен опытом предпринимательства. «Именно нетворкинг и является основой бизнес-сообщества», — считает основатель «БизнесЮг» Анна Макуха. Такие сообщества стремятся к определённой массовости и часто выглядят частью индустрии так называемого инфобизнеса.

Впрочем, любой лидер бизнес-сообщества в ответ на вопрос о том, зачем сообщество создано, вам скажет, что оно содействует росту бизнеса участников и защите их интересов.

«Я всегда хотел общаться с такими же предпринимателями, как я, — говорит руководитель сообщества “Эквиум. Краснодар” Роман Фингелькурц. — Путешествовал по всему миру, впитывал опыт окружения. Побыв некоторое время резидентом московского клуба “Эквиум” и узнав об их планах по расширению, решил стать лидером сообщества в своём городе. Мы хотим помочь предпринимателям преодолеть одиночество, дать инструмент для сохранения, накопления и передачи друг другу представлений, смыслов, практик, приёмов».

«Наша главная задача — поднять роль и престиж предпринимателя в обществе. Также мы ведём диалог с властью, лоббируем интересы предпринимателей», — сказал «Эксперту ЮГ» руководитель бизнес-сообщества «Бисом» (Махачкала) Абдулхаким Пахрутдинов.

«Очень хотелось создать независимую площадку, где равные по статусу и доходу бизнесмены будут сосредоточены только друг на друге», — говорит основатель существующего с 2018 года бизнес-сообщества REACTOR business network Дмитрий Флоренко. Дмитрий признаётся, что исходным импульсом создания сообщества была личная потребность в сильном окружении.

«Действительно, людям всегда важно чувство сопричастности, принадлежности, — считает лидер ростовского форсайт-движения, начальник финансового управления ФГАНУ НИИ „Спецвузавтоматика“ Нина Морозова. — Сообщества помогают стать частью чего-то большего, чем один человек, а экономика сообществ создаёт больше возможностей для продвижения продуктов и услуг, ставя в основу доверие, эмоции и обмен опытом. Но следует учитывать, что управление сообществом — это технология с набором согласованных стандартов, отражающих общее понимание намерений, процессов и ключевых ролей его развития».

Коммуникаторы между властью и бизнесом

Опыт региональных отделений федеральных деловых объединений заслуживает отдельного внимания. Нужно заметить, что в 2020 году они сыграли очень важную роль коммуникатора между властью и бизнесом в период, когда государство объявило продолжительные выходные, но ещё не определилось с тем, как помогать бизнесу — и помогать ли. Можно сказать, что это был период, когда сообщества выполняли свою роль, которая часто остаётся на заднем плане, — они обобщали проблемы и запросы регионального бизнеса, готовили предложения для властей по мерам поддержки на федеральном и региональном уровне. Ростовская область оказалась одним из наиболее активных регионов. В декабре «Опора России» представила рейтинг региональных отделений за 2020 год. По сумме всех показателей первую строчку в рейтинге заняло Ростовское областное отделение, председателем которого является член президиума правления, координатор организации по ЮФО, а также предприниматель из Шахт Аркадий Гершман. Именно с его появлением на посту председателя ростовское отделение «Опоры» резко активизировалось.

«Мы, например, принимали активное участие в разработке положений о снижении налоговой ставки в Ростовской области, — рассказывал г-н Гершман “Эксперту ЮГ”. — Благодаря в том числе и нам, налоговая ставка по упрощённой системе налогообложения в регионе снижена до одного процента. Это, конечно, не только наша заслуга — как говорится, у победы много отцов. Но мы принимали серьёзное участие, говорили и предлагали на всех уровнях — в том числе, например, меры по снижению ЕНВД в два раза во всех муниципалитетах области. Доказывали, что эти послабления необходимы не по конкретным ОКВЭДам, а по всем представителям конкретной отрасли».

«ОПОРА», ТПП, «Деловая Россия», РСПП — это общественные организации федерального уровня, остальные сообщества не стремятся регистрироваться как НКО — более того, часто зарегистрированы как коммерческие организации. В федеральных общественных организациях, объединяющих бизнес, работают системы комитетов — на федеральном и региональном уровне. Фактически комитет — это тематическое сообщество внутри большого сообщества. Состав таких комитетов находится в постоянной ротации. Ещё одно направление деятельности федеральных сетевых бизнес-объединений — предоставление различных услуг для бизнеса. Особенно эти виды деятельности развиты в ТПП, для которой именно услуги, а не членские взносы, являются основным источником доходов.

В октябре 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, где чётко прописан обновлённый статус торгово-промышленных палат: они стали частью инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Для ТПП это была большая победа.

В отличие от «Опоры России» и ТПП, «Деловая Россия» всегда стремилась объединять средний бизнес, РСПП — крупный. Отделение «Деловой России» довольно активно в Краснодарском крае, его возглавляет Игорь Московцев, гендиректор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат». РСПП всегда был представлен на Юге окружным отделением, его центр много лет находился в Ростове-на-Дону. Но в последние годы активность РСПП сосредоточена в Краснодарском крае, поскольку координационный совет РСПП в ЮФО возглавил Виктор Бударин, председатель наблюдательного совета банка «Кубань Кредит».

Поскольку все эти сообщества прежде всего работают на диалог между властью и бизнесом, каким бы этот диалог ни был, предприниматель, который идёт сюда, как правило, руководствуется желанием влиять на экономическую политику в своём регионе.

Как сообщества развивают предпринимателя

И наоборот, на встречах предпринимательских сообществ чиновников не встретишь. Их ключевой двигатель — мотивация участников к развитию, обмен опытом управления, популяризация предпринимательства. Основная форма деятельности — мероприятия для нетворкинга, обмена опытом, обучения. Форматов у мероприятий не так много, в основном это круглые столы, встречи с известными фигурами, бизнес-форумы, бизнес-игры. У отдельных сообществ есть свои ноу-хау. У клуба «Эквиум», например, это формат совета директоров, технология которого расписана по минутам. «БизнесЮг» проводит бизнес-ретриты — выезды на природу в сочетании с коуч-сессиями. В ростовском сообществе BusinessLife каждый квартал подводят итоги. Участники сообщества разбиты на команды до восьми человек, у каждой из которых есть опытный наставник. На каждой встрече подсчитывается количество денег, которые команда заработала за квартал. По замыслу, это должно способствовать мотивации к развитию бизнеса. «Люди растут в конкуренции. И все инструменты, в том числе обучающие программы, преследуют эту цель», — объяснил руководитель BusinessLife Сергей Шушин.

«Мы делаем совместные выезды с испытаниями участников в дикой природе, поддерживаем молодых стартаперов, проводим форумы, где резиденты делятся своим опытом с начинающими, выезжаем в другие города с целью рассказать о компаниях нашего города, проводим бизнес-разборы и вечера бизнес-знакомств», — рассказывает Дмитрий Флоренко.

«Мы исходим из того, что в сообщество вступают люди активные. Важно понять интересы каждого, — считает исполнительный директор ростовского “Клуба 2015” Марина Шустова. — Если люди вместе — им комфортно, интересно. Но есть ещё цели и задачи у каждого из участников. Нужно говорить с каждым, чтобы синхронизировать интересы, предлагать форматы активности и интересные события, чтобы каждый мог находить интересные истории. Тогда каждый будет чувствовать, что он услышан, будет желание проявлять инициативу самому. Вместе мы можем больше, чем каждый по отдельности, запускается синергетический эффект».

Организация большого количества форматов для бизнеса — непростое дело. Оно требует и команды, и понимания процессов, и большой сети связей с потенциальными гостями и экспертами. Плюс федеральных сообществ, которые приходят в регион, в том, что они имеют сеть экспертов и чёткие инструкции по основным форматам встреч. Местные сообщества на это отвечают гибкостью и способностью создавать партнёрства. Например, в прошлом году в период пандемии несколько бизнес-сообществ из разных регионов, включая Юг, создали Альянс бизнес-клубов — в него включились REACTOR business network, «БизнесЮг», «Южный рубеж». Смысл такого объединения — совместные межрегиональные мероприятия и совместный доступ к топовым экспертам. «Резиденты получают прямой доступ к сотням топовых предпринимателей со всего мира. Всё стало гораздо проще и ближе, чем казалось», — говорит Дмитрий Флоренко.

«Польза для наших резидентов от создания такого альянса очевидна — куда бы резидент ни поехал, он везде может получить поддержку, — поясняет Анна Макуха. — Конкретный пример: наш ставропольский предприниматель поехал на Дальний Восток. Благодаря альянсу, то есть нам, его встретили и поддержали».

Директор АНО «Интегра» Оксана Барабицкая считает, что предприниматели, объединённые в сообщества, имеют гораздо большие возможности для развития своего дела — как за счёт взаимной поддержки, так и благодаря различным образовательным программам, обмену методиками. «Сообщества отличаются от других групп тем, что предполагают большое количество горизонтальных связей, когда инициатива произрастает изнутри,— говорит г-жа Барабицкая. — Участники могут общаться, выдвигать идеи и предлагать участие в мероприятиях, в том числе социальных, друг другу, а также инициировать обучение какой-то новой технологии, которая будет полезна и другим членам».

Большинство бизнес-сообществ озабочены прежде всего проблемой собственного роста. Некоторые руководители сообществ осторожно говорят о том, что для них вызовом является монетизация их работы. Конечно, для того, чтобы сообщество эффективно работало и развивалось, важно грамотно им управлять — это удаётся, если руководитель интуитивно следует технологиям построения и развития сообществ, однако так происходит не всегда. «Часто сообщества появляются по итогам какого-то события, мероприятия, — отмечает Оксана Барабицкая. — После этого они начинают развиваться, но затем может идти угасание. Когда нет совместных договорённостей о миссии, общей идее, результатах, к которым идут участники, то в какой-то момент может начаться хаос, который вполне способен привести к разделению сообществ на несколько маленьких».

По словам г-жи Барабицкой, архитектура сообщества зависит от целей лидера сообщества. Цели могут быть коммерческими, продуктовыми, стратегическими или смысловыми. Для коммерческих целей не всегда нужно развивать свое сообщество, иногда достаточно использовать маркетинг комьюнити. Другая ситуация со смысловыми целями, тут конечно важно объединить людей — единомышленников, и здесь архитектура сообщества выстраивается совсем по-другому. При отсутствии необходимых инструментов управления и развития сообщества могут прекращать своё существование — так, например, клуб инвесторов в стартапы, работавший в Краснодарском крае, прекратил свою деятельность в пандемию. По словам Оксаны Барабицкой, хорошо, когда сообщество модерирует коммьюнити-менеджер, основной задачей которого является поддержание системной коммуникации между участниками и поддержка активности участников сообщества.

По тому, как развиваются сообщества в определённой сфере деятельности, можно, как по лакмусовой бумажке, понимать, как эта сфера чувствует себя в регионе. Развитие бизнес-сообществ на Юге сегодня находится на стадии активного роста, что, с одной стороны, является определённым показателем развития деловой среды в регионе, с другой — создаёт дополнительные возможности для её выхода на новый уровень.