Производитель подшипников построит в Астраханской области порт за 27 млрд рублей

25 мая представители немецкой делегации побывали на объектах будущего Каспийского кластера
Читать на monocle.ru

Экспертный совет портовой особой экономической зоны одобрил проект по созданию в Лиманском районе Астраханской области современного порта с контейнерным терминалом. Его запуск позволит создать в каспийском регионе мощный торгово-логистический хаб.

Об одобрении проекта создания современного порта с контейнерным терминалом в Лиманском районе Астраханской области сообщила пресс-служба АО «ОЭЗ „Лотос“», которое управляет портовой ОЭЗ. В пресс-службе уточнили, что инициатором и основным инвестором проекта выступает ООО «ПЛК „Каспий“», а стратегическим партнёром — Martrade Holding, ведущий в Германии оператор в сфере логистики (имеет 40-летний опыт в логистике и почти 30-летний — в управлении портами по всему миру, в том числе в США, Средней Азии, Индии и на Украине).

Меморандум о сотрудничестве главы компаний Олег Савченко и Ханс Гюнтер Хан подписали 25 мая во время встречи в Астрахани. «Документ закрепил намерения сторон совместно развивать и эксплуатировать терминалы нового порта, а также участвовать в организации международных логистических услуг», — добавили в пресс-службе АО «ОЭЗ „Лотос“».

По словам гендиректора ООО «ПЛК „Каспий“» Олега Савченко, новый портовый комплекс расположится на площади 295 гектаров. Здесь необходимо в первую очередь обеспечить электро- и водоснабжение, водоотведение, обустроить прилегающие к существующему порту Оля причалы № 8 и 9, построив контейнерные терминалы. Запланированы дно­углубительные работы в районе ильменя Забурунный, где построят основной порт (шесть контейнерных и других терминалов). Также в рамках проекта будут возведены административные здания и другие сооружения. «Инфраструктуру создадут за счёт средств федерального и областного бюджетов, строительство порта с контейнерным терминалом будет осуществляться за счёт частных инвесторов. Общая сумма заявленных инвестиций — порядка 27 миллиардов рублей, — сообщил топ-менеджер. — Планируемый грузооборот порта к 2031 году составит около 8 миллионов тонн. В результате реализации проекта будет создано не менее 800 новых рабочих мест».

По данным ИАС Seldon.Basis, Олег Савченко — гендиректор компании «Русские биотехнологии», а также председатель Ассоциации производителей подшипников. СМИ называют его бенефициаром крупнейшего в России производителя подшипников — холдинговой компании ЕПК.

В феврале 2021 года гендиректор АО «ОЭЗ „Лотос“» Сергей Милушкин рассказывал «Эксперту ЮГ», что портово-логистический комплекс «ПЛК „Каспий“» станет важной частью Каспийского кластера, в котором будут несколько особых экономических зон с современными высокотехнологичными производствами. В их создание вкладываются российские и зарубежные инвесторы, рассматривающие Каспий как перспективный регион. Проектные сроки строительства ПЛК — 2023-2026 годы. Авторитетная немецкая компания Hamburg Port Consulting оценила потенциальный грузооборот будущего комплекса в 19 млн тонн к 2050 году.

По информации пресс-службы ОЭЗ «Лотос», ООО «ПЛК „Каспий“» зарегистрировано в Лиманском районе Астраханской области в целях реализации инвестпроекта на территории портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) — создания современного порта с контейнерным терминалом.

Сергей Милушкин считает, что этот проект соответствует всем стратегическим документам портовой ОЭЗ. «Он направлен на развитие контейнерных грузоперевозок по международному транспортному коридору „Север-Юг“ через Астраханскую область, на создание современной инфраструктуры для обработки контейнерных грузов, которой сейчас в регионе нет», — говорит г-н Милушкин. Он уверен, что эффективная работа портовой ОЭЗ и контейнерного терминала как её главной инфраструктурной составляющей позволит создать на Каспии крупный торгово-логистический хаб для перевозки грузов по МТК «Север-Юг».

По мнению зампреда правительства Астраханской области, министра экономического развития региона Казбека Хадикова, запуск коридора «Север-Юг» позволит резидентам ОЭЗ «Лотос» и другим производителям выйти на новые рынки сбыта и использовать кратчайший маршрут из Индии, Юго-Восточной Азии, Африки и стран Ближнего Востока в Европу и европейскую часть России.

Руководитель российского представительства Национальной ассоциации логистов Германии BVL Мирко Новак во время недавнего визита в регион отметил рост интереса к коридору «Север-Юг» как альтернативе Суэцкому каналу. Немецкие логисты, по словам Новака, рассматривают расширение МТК на порты Гамбурга и Ростока.

Как ранее писал «Эксперт ЮГ», портовая ОЭЗ была создана в Лиманском районе Астраханской области, рядом с морским портом Оля, в соответствии с постановлением правительства РФ от 7 ноября 2020 года № 1792. Управляющей компанией является АО «ОЭЗ „Лотос“». В рамках проекта будет проведена инженерная подготовка, реализовано строительство объектов коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. На это из федерального бюджета выделено более 10 млрд рублей.

Резиденты портовой ОЭЗ могут осуществлять как профильную деятельность, так и строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры порта. В отличие от резидента ОЭЗ промышленно-производственного типа, резиденты портовой зоны не облагаются НДС. Кроме того, резиденты ОЭЗ пользуются такими льготами и преференциями, как пониженная ставка налогов на прибыль, имущество, землю и транспорт, использование режима свободной таможенной зоны.