Условия для бизнеса на Юге в 2021 году глазами молодых

При оценке условий для бизнеса в Ростовской области и Краснодарском крае молодые предприниматели стали более прагматичны — вынудил 2020 год. «Эксперт ЮГ» весной 2021 года опросил около сотни бизнесменов-миллениалов и представляет итоги исследования

Молодые бизнесмены считают, что популяризировать предпринимательство может прежде всего развитие бизнес-образования
Читать на monocle.ru

«Эксперт ЮГ» подводит итоги исследования «Молодые созидатели Юга», которое было проведено в марте-апреле 2021 года при поддержке банка «Центр-инвест» и участии факультета бизнеса «Капитаны» Южного федерального университета. Исследование является продолжением прошлогоднего проекта «Образ молодого предпринимателя: новое поколение в бизнесе», цель которого заключалась в формировании портрета молодого поколения бизнесменов, выявлении основных составляющих их образа через отражение отношения к различным сферам жизни: деньгам, предыдущему поколению, государству, обществу. Настоящее исследование направлено на то, чтобы показать ценности молодого поколения предпринимателей, понять, какими мотивами они руководствуются и как видят успех, как воспринимают условия и внешнюю среду для ведения бизнеса в регионе, в каких направлениях считают нужным эту среду развивать.

Мнение молодого поколения предпринимателей о сложившихся условиях для ведения бизнеса важно выделять, поскольку новое поколение в бизнесе отличается по своим ценностям, так что его голос часто слышен недостаточно. Между тем именно у молодого поколения успех ассоциируется не только с прибылью и хорошей репутацией, но и со способностью расти. Если судить по оценкам опрошенных предпринимателей, условия для бизнеса на Юге заметно лучше, чем в среднем по России. Однако в оценке роли чиновников это поколение гораздо жёстче взрослых коллег. И надо признать, что по тем мерам поддержки, спрос на которые сегодня предъявляет молодой бизнес, сделано пока очень мало.

Портрет молодого предпринимателя на Юге

В опросе приняли участие 95 предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет, чей бизнес зарегистрирован на территории ЮФО. Из них 43% являются индивидуальными предпринимателями, 33% — собственниками или совладельцами бизнеса, 24 % приходится на самозанятых. Большая часть респондентов имеют бизнес в Ростовской области (63%) и в Краснодарском крае (21%).

Среди респондентов наблюдается незначительное преобладание мужчин над женщинами — 57% и 43% соответственно. В возрастном распределении группа от 31 до 35 лет составляет 60% от всех участников опроса. Совсем молодых людей, до 25 лет, всего 16%. Мнения по некоторым вопросам варьируются в зависимости от возрастной группы. Так, в группе респондентов до 25 лет мнение по некоторым вопросам отличается от основной массы ответивших. Однако такие расхождения незначительны.

Образование, полученное респондентами, — преимущественно высшее либо незаконченное высшее (86%). Практически половина (49%) получила/получает образование в сфере общественных наук, 30% — в сфере технических наук. Учёной степенью могут похвастаться 2% опрошенных.

Что касается отраслевой структуры, то почти треть респондентов (31%) представляет сферу услуг, 22% — торговлю, 11% — ИТ-индустрию. На такие сферы, как финансовая деятельность, образование, социальное предпринимательство, сельское хозяйство и производство приходится незначительное количество опрошенных (в диапазоне от 2 до 4 % на каждую из сфер). 20% респондентов, характеризуя направление своего бизнеса, выбрали вариант ответа «другое», хотя деятельность большинства из ответивших таким образом также можно отнести к сфере услуг.

За последние два года динамика развития большей части бизнесов характеризуется как сдержанный рост или стабильность — 40% и 38% соответственно. Подавляющая часть наших предпринимателей имеет опыт наёмной работы. Только 8% респондентов говорят, что не работали по найму никогда. У 53% время наёмной работы составляет менее 5 лет.

Мотивация молодых предпринимателей и их понимание успеха

При ответе на вопрос о том, что является основной мотивацией для ведения предпринимательской деятельности, можно было выбрать несколько вариантов ответа. Три главных мотиватора — это получение прибыли и личное обогащение (48%), воплощение своей идеи в жизнь (44%), желание обеспечить благополучие своей семьи (37%) (см. график 1). Мы задавали этот вопрос и в прошлогоднем исследовании «Образ молодого предпринимателя», полевая часть которого прошла прямо перед пандемией — в феврале 2020 года. Тогда в лидерах при ответе на этот вопрос была та же тройка ответов, но получение прибыли не имело такого отрыва, а желание обеспечить благополучие семьи набирало больше голосов, чем воплощение своих идей. Пандемия подчеркнула прагматические и индивидуалистические ценности предпринимательства — для кризисного периода это нормально.

Если же проанализировать ответы на этот вопрос респондентов в возрасте до 25 лет, то мы увидим, что цель «прибыль и личное обогащение» уступает место желанию создать свой собственный имидж, сделать своё имя узнаваемым, обеспечить себе репутацию.

Названные мотивы осуществления предпринимательской деятельности коррелируют с ответами на вопрос о том, как респонденты понимают успех в предпринимательстве. В качестве критериев успешности бизнеса более чем половина опрошенных называет большую прибыль (62%), рост бизнеса (56%) и хорошую репутацию (56%) (см. график 2). Прибыль, рост и хорошая репутация — это фактически формула успеха в предпринимательстве по версии нового поколения. Особенно здесь примечательна нацеленность на рост. Ведь прибыль и хорошую репутацию может иметь и бизнес, который не растёт. Напомним также, что в южнороссийской экономике есть проблемы именно со способностью компаний расти — на Юге количество ИП почти вдвое больше на душу населения, чем в среднем по стране, а предприятий — в полтора раза меньше. Очень важно увидеть в новом поколении людей, мотивированных расти. Тиражирование этой мотивации было бы очень полезно для экономики.

Очень важно увидеть в новом поколении предпринимателей мотивацию расти. Тиражирование этого желания было бы очень полезно для экономики

Лишь 9% ответивших рассматривают инновационность бизнеса как признак его успешности. Примечательно то, что критерий инновационности важен в большей степени для поколения, переступившего порог 25 лет. Хотя при ответе на вопрос о главных факторах успеха в собственном бизнесе именно для предпринимателей до 25 лет на первое место выходит инновационный характер бизнеса. То есть самые молодые предприниматели связывают успех собственного дела с его инновационным характером, но не рассматривают эту инновационность в качестве критерия успешности.

Если проанализировать мнения всех респондентов в целом, то в качестве главных факторов достижения успеха в собственном бизнесе они называют работоспособность, трудолюбие (50%), наличие особых личных качеств (35%), коммуникабельность, умение налаживать деловые связи (33%) — это три самых популярных ответа (см. график 3). Много голосов набирают также настойчивость, целеустремлённость (31%), а также умение генерировать свои и воспринимать чужие идеи (30%). Такой фактор, как наличие команды, отметили 27%, а доступ к капиталу — всего 11% опрошенных, из чего можно сделать вывод, что большая часть предпринимателей объясняет успехи и результаты своего бизнеса исключительно индивидуальными качествами.

Отметим, что для предпринимателей до 25 лет работоспособность и целеустремлённость не считаются особенно значимыми. Важным становится такой фактор, как наличие предпринимательского опыта, которого им очевидно не хватает.

Какие компетенции необходимы предпринимателям и можно ли им обучиться

Большая часть полагает, что предпринимательскому мышлению и навыкам можно обучиться посредством практического опыта — 61%, прикладных образовательных программ — 15%, наставничества и опыта других предпринимателей — 15% (см. график 4). И только 9% ответивших (к ним относятся предприниматели в возрасте от 30 до 35 лет) считает, что предпринимательским навыкам невозможно научиться, с ними нужно только родиться. Нужно отметить как особенность такую высокую оценку практического опыта. Дело в том, что по факту именно через практический опыт сегодня подавляющее число бизнесменов становятся предпринимателями. При очень низкой распространённости бизнес-образования иной путь вряд ли возможен. Однако нам не раз популярно объясняли недостатки отсутствия нормального доступного бизнес-образования в России (см. например, интервью с Артёмом Дегтярёвым на с. 14). Вера в силу практического опыта, на наш взгляд, не противоречит мысли о том, что развитие бизнес-образования могло бы значительно сократить процесс приобретения предпринимательских навыков и количество шишек, которые при его отсутствии обязательно набиваются.

При ответе на вопрос «Какие компетенции наиболее важны для успешного предпринимателя?» респонденты отметили важность всех предложенных вариантов (см. график 5). Но на первом месте умение достигать результатов (69%) и способность к саморазвитию — 67%. Именно умение любую ситуацию доводить до результата, необходимого для следующего шага, в сочетании с саморазвитием — это главные предпринимательские компетенции, по мнению молодых бизнесменов Юга. На втором месте адаптивность (62%) и организованность (60%). На третьем — управление навыками и креативное мышление (по 48%). Для предпринимателей до 25 лет способность к саморазвитию является наиболее важным умением: этому пункту отдано 80% голосов.

Как молодые предприниматели воспринимают внешнюю среду

Очевидно, что успешность бизнеса определяется не только личными качествами и компетенциями предпринимателя и его команды, но и условиями внешней среды. Мы задали ряд вопросов, направленных на понимание того, какие факторы внешней среды негативно влияют на перспективы предпринимательской деятельности и как сделать её более привлекательной.

Лидирующими факторами, которые мешают развитию предпринимательства, по мнению наших респондентов. являются бюрократия (44%), высокие налоги (41%), а также административные барьеры (33%) (см. график 6). Часть респондентов беспокоит ряд факторов, связанных с финансовыми аспектами, такими как дорогая аренда — 22%, высокие проценты кредитования — 14%, недоступность финансовых средств в целом — 13%. 21% респондентов указывает на такую проблему, как монополизация рынков крупными компаниями, значительно затрудняющая становление и развитие малого и среднего бизнеса. Особенно актуальной эта проблема является для сферы торговли, где сетевым магазинам принадлежит большая часть рознично-торгового оборота, и они имеют больше возможностей снижать цены на продукцию, сохраняя при этом рентабельность. Для представителей торговли этот фактор оказался на втором месте после высоких налогов, обогнав даже бюрократию и финансовые аспекты.

Около 18% опрошенных полагают, что государство не уделяет достаточного внимания поддержке предпринимательства. Предприниматели в возрасте до 25 лет поставили этот фактор на первое место, отдав ему 47% голосов. И это несмотря на то, что на протяжении последних лет государством последовательно создаётся инфраструктура поддержки МСП. Только 2% опрошенных считают, что в сфере предпринимательства не существует никаких барьеров.

Совокупно 67% полагают, что местные чиновники играют отрицательную роль в развитии частного предпринимательства в регионе, тогда как 33% склоняются к тому, что они оказывают помощь (см. график 7). В этом вопросе новое поколение оказывается более радикальным в оценках, чем их старшие коллеги.

Несмотря на указанные проблемы, большинство опрошенных предпринимателей (69%) считает, что условия для развития бизнеса в регионе являются в целом хорошими (см. график 8). Большая часть положительных оценок приходится на сдержанный вариант ответа «Скорее хорошие». Необходимо упомянуть, что согласно результатам опроса, представленным ВЦИОМ в 2019 году, большинство российских предпринимателей (71%) оценивают условия для ведения бизнеса в нашей стране как неблагоприятные. Такая разница в мнениях может свидетельствовать о том, что условия ведения бизнеса на территории ЮФО в целом лучше, чем в других регионах.

Мы спросили у респондентов, в какой области им прежде всего необходима помощь для развития своего бизнеса. На первом месте оказалось финансирование для реализации бизнес-идеи — 43% (см. график 9). Причём этот пункт набрал на 12% больше голосов, чем в прошлогоднем опросе. Далее по значимости следуют продвижение продукции и поиск клиентов — 39%, подбор кадров — 28%, расширение сети полезных контактов (нетворкинг) — 27%. Примечательно, что последние два ответа вошли в число наиболее популярных в течение последнего года. До пандемии на третьем и четвёртом местах были управление финансами, налогами, а также изучение рынков и инструментов управления. Но кризис отодвинул значимость теоретического знания, выдвинув вперёд то, что помогает делать бизнес прямо сейчас.

На вопрос о том, что могло бы сделать предпринимательство привлекательнее, большинство голосов было отдано пункту «Больше внимания к предпринимательству в сфере образования» (47%) (см. график 10). Этот пункт остаётся актуальным (он вышел на первое место и в прошлом году), поскольку российская система образования не предусматривает возможность приобретения и развития предпринимательских навыков, не способствует выработке необходимых моделей поведения и формированию предпринимательского менталитета. Большинство курсов и образовательных программ, посвящённых данной теме, представляют собой набор отдельных, зачастую не связанных между собой элементов, направленных на изучение основ предпринимательской деятельности. В них отсутствует реальное взаимодействие с рынком, очень мало внимания уделяется практической проектной деятельности, тогда как образование может стать одним из триггеров для вовлечения граждан в бизнес.

Пункту «Тиражирование программ поддержки стартапов» отдано 40% голосов. Год назад этот вариант ответа был аж пятым по количеству голосов, а теперь он на втором месте. Далее 37% полагают необходимым развитие региональных конкурсов для предпринимателей, 36% хотят знать больше публичных историй успеха, вдохновляющих на создание и развитие собственного дела, 35% хотели бы видеть развитие сети коворкингов и инкубаторов для начинающих предпринимателей. Теоретически эти пункты есть в стратегии развития МСП в стране, на практике успехи по ним пока минимальны. Иными словами, к стратегии нет вопросов, но — её надо реализовывать!