Ущерб от разлива нефти в одном из самых оживлённых мест Черноморского побережья под Новороссийском только предстоит оценить, размеры загрязнения — от 200 кв. м до 85 кв. км. Главный вопрос: как научиться совмещать нефтянку и работу курортов
Ситуация с утечкой нефти в море под Новороссийском вызвала большой общественный резонанс. По данным РАН, количество топлива, попавшее в воду, оказалось в 400 тысяч раз больше, чем сообщалось первоначально. Следственный комитет ведёт расследование, а глава компании, на объекте которой произошла авария, опроверг информацию о занижении истинных масштабов. Губернатор Краснодарского края заявил, что нефтяных пятен нет, курортный сезон продолжается. А Каспийский трубопроводный консорциум (КТК-Р) говорит о микроскопических масштабах происшествия, хотя очевидно, что проблема — системная.
ЧП, связанное с разливом нефти на терминале под Новороссийском, в районе посёлка Южная Озереевка, произошло в субботу, 7 августа. Как сообщили в Росморречфлоте, при погрузке на греческий танкер Minerva Symphony из выносного причального устройства терминала Каспийского трубопроводного консорциума «произошёл залповый выброс сырой нефти в акваторию Чёрного моря».
По данным компании КТК-Р, причиной аварии стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Площадь загрязнения составила 200 кв. м. Объём топлива, попавшего в море, оценили в 12 кубометров. Разлив был локализован с помощью боновых заграждений, также проводились работы по сбору нефти. Погрузка топлива была приостановлена на время ликвидации аварии.
Уже на следующий день, 8 августа, Южная транспортная прокуратура отчиталась, что место разлива локализовано, проводится проверка исполнения требований экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта, опасности нет.
Спустя три дня, 10 августа, Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) сообщил, что на снимках со спутника зафиксировано большое нефтяное пятно площадью около 85 кв. км в море рядом с Новороссийском. Фото дало ИКИ РАН основание утверждать, что разлив в 400 тысяч раз больше ранее заявленного. Также сообщалось, что отдыхающим на побережье загрязнение не угрожает, потому что пятно вытянулось на 20 км в море. Это значит, что речь может идти о разливе примерно 5 тысяч тонн нефти.
Однако уже 12 августа в ИКИ РАН сообщили, что на поверхности моря пятна уже не наблюдается. Это можно объяснить естественными процессами: тяжелые фракции нефти опускаются под поверхность воды, а лёгкие испаряются. Сейчас ученые содействуют государственным службам, анализирующим причины произошедшего и оценивающим его последствия.
Как сообщили «Эксперту ЮГ» в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора, как только будет установлен виновник загрязнения, к нему будут применены санкции в зависимости от статьи. Для этого нужно установить продолжительность сброса нефтепродуктов. Существуют методики расчёта ущерба, который вычисляется по определённой формуле, в зависимости от погоды, движения нефтяного пятна и прочего. Оценить урон сейчас довольно сложно, отметил представитель управления.
Пресс-служба Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России сообщила о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 252 УК РФ (загрязнение морской среды). А через несколько дней — о переквалификации состава преступления на более тяжкий — на часть вторую той же статьи (загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде). Ведётся следствие.
По результатам проверки Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, вода в рекреационных зонах под Новороссийском соответствует санитарным нормам. Но в социальных сетях появились видео, на которых хорошо видно, как в Новороссийске борются с последствиями катастрофы — люди в спецодежде выливают сорбент в воду. Также о нефтяных пятнах через несколько дней сообщили сотрудники дельфинария в Анапе.
Краевые власти были вынуждены реагировать на «противоречивую информацию». В четверг, 12 августа, губернатор Вениамин Кондратьев совместно с главой КТК-Р Николаем Горбанем осмотрели место происшествия с вертолёта
«В Краснодарском крае продолжается курортный сезон. Несколько дней поступает противоречивая информация о ситуации с разливом нефти и масштабах происшествия. Мне было важно самому оценить ситуацию, — прокомментировал Вениамин Кондратьев в своём телеграм-канале. — В результате облета мы увидели, что в настоящий момент море чистое. Поводов для паники, угрозы туристам и Черноморскому побережью не существует. Для нас сегодня самое главное, что всё оперативно устранили».
В свою очередь Николай Горбань заявил, что пятно в Чёрном море, попавшее на фото со спутника, не является нефтяным, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края. Руководитель КТК-Р также заверил, что компания плотно взаимодействует с Росприроднадзором.
Во время пресс-конференции, которую АО КТК-Р организовало для федеральных и местных СМИ 13 августа, Николай Горбань назвал вероятную причину аварии. «Вышел из строя гидрокомпенсатор ВПУ. Мы обнаружили скрытый дефект вследствие заводского брака, — сообщил генеральный директор. — Требуется его замена. Сейчас компания направила претензию производителю и ведёт переговоры с поставщиками оборудования».
Экологи уверены, что истинные размеры разлива нефти в компании скрывают намеренно, чтобы избежать серьёзных штрафных санкций. Ведь от масштабов зависит определение размера ущерба. Так, в 2007 году во время сильного шторма в Керченском проливе после кораблекрушения в море попали 10 тысяч тонн нефтепродуктов. Ущерб тогда составил около 30 млрд рублей.
Татьяна Трибрат, член Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска, считает, что руководство КТК в десятки, а может, и в сотни раз занижает объёмы разлива нефти. В субботу, 7 августа, её запах разнесся не только по посёлку, но и другим населённым пунктам — Кабардинке, Новороссийску. «Главное сейчас — добиться правды и подсчитать реальный ущерб», — отмечает Трибрат. По её словам, утверждения собственника о том, что сразу после аварии были установлены боны, не выдерживают критики: «в море тот день было волнение, задержать пятно было невозможно». Как утверждает Татьяна Трибрат, КТК периодически пытается увеличивать объёмы транспортировки нефти, а на общественных слушаниях экологи стараются доказать, что предприятие наносит ущерб окружающей среде.
«Каспийский трубопроводный консорциум сам утонул во лжи, заявив, что разлив нефти не превышает двухсот квадратных метров — это пятилитровая бутылка, — возмущается член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко. — Как заявили, так последствия и ликвидировали. И так пройдёт, само рассосется. В результате получили то, что сейчас имеем: пятно расползается. Но даже на любительских снимках видно, что масштабы катастрофы в десятки раз превышают заявленные»
Эколог уверен, что разлив нефти из-за особенностей течения угрожает заповеднику Утриш и песчаным пляжам Анапы. Если она достигнет песчаных пляжей, восстановить их будет невозможно. Не стоит топить нефть сорбентами, потому что это несёт угрозу обитателям морского дна.
«В районе разлива нефти — возле посёлка Южная Озереевка — находится крупнейшее нерестилище черноморской камбалы-калкана. В советское время там даже судам запрещали проходить на полной скорости», — утверждает Татьяна Трибрат.
«Любой разлив нефти приводит к самым плачевным последствиям, — подтверждает Вениамин Голубитченко. — Пленка, которая образуется от разлива нефти, мешает газообмену. В воде начинается кислородное голодание. Особенно это опасно для водоёмов, в которых происходят сильные процессы гниения: повышается уровень аммиака и сероводорода. Пятно понесло в Керченский пролив, в котором большие иловые отложения. Это опасно для всей пищевой цепочки моря».
Эколог уверен, что нефть попала в особо ценную акваторию Утриша, которая практически не затронута деятельностью человека. Ущерб, по его мнению, уже оценивается сотнями миллионов рублей, ближе к миллиарду.
«Greenpeace подсчитал, что в России ежегодно случается пять тысяч разливов нефти в год. Это означает, что ежедневно в стране происходит 14 подобных инцидентов, — комментирует “Эксперту ЮГ” руководитель Краснодарского регионального отделения межрегиональной общественной организации “Зелёная лига” Евгений Витишко. — Обычное, казалось бы, явление. Но разлив нефти в главной рекреации страны — Чёрном море — серьёзное происшествие. Запретить перевалку нефти явно не получится. А значит, нужно изучать опыт стран, в которых количество подобных инцидентов минимально. Скорее всего, надо ужесточать контроль на самих объектах».
Евгений Витишко считает, что только жёсткое регламентирование отрасли, только взаимодействие с экспертными экологическими и научными организациями — те инструменты, которые могут повлиять на ситуацию положительно. Но в Новороссийске почти не осталось экологов-общественников, а в Геленджике, в филиале Института океанологии, работает не больше 50 человек. Реальной картины, научных исследований о состоянии Чёрного и Азовского морей нет.
Крупнейшими акционерами АО «КТК-Р» (российская компания консорциума, зарегистрирована в Новороссийске) являются Российская Федерация (представленная «Транснефтью» — 24% и «КТК Компани» — 7%) и республика Казахстан — 20,75%.
Запретить перевалку нефти явно не получится. А значит, нужно изучать опыт стран, в которых количество подобных инцидентов минимально
Строительство трубопровода в селе Южная Озереевка началось в мае 1999 года. В 2001 году состоялась пробная загрузка танкера и до 2004 года ежегодные показатели загрузки увеличивались, достигнув в 2004 году пропускной способности в 28,2 млн тонн. В 2009 году был утверждён проект расширения загрузки. После его завершения пропускная способность была повышена до 67 млн тонн в год.
В 2019 году КТК установил новый рекорд отгрузки нефти на морском терминале — 63,25 млн тонн. 55,8 млн тонн нефти поставили казахстанские грузоотправители, 7,4 млн тонн поступило с территории России.
По данным ИАС Seldon.Basis, чистая прибыль КТК-Р по итогам 2020 года составила 57,79 млрд рублей (-5% к 2019 году), выручка выросла на 3% — 120,9 млрд рублей. То есть с ресурсами для работы над системой безопасности проблемы нет. Проблема, видимо, в том, чтобы в должной мере оценить экологические последствия своих промахов. В этом вопросе общественность могла бы помочь руководству компании.
«Инцидент не отразится ни на годовом плане отгрузки КТК, ни на дивидендной политике компании, — поспешил успокоить инвесторов генеральный директор КТК-Р. — Размер дивидендов за второй квартал 2021 года будет определён на очередном заседании совета директоров в конце сентября нынешнего года».