Наталья Немахова, гендиректор консультативного медицинского центра «Диамед», видит основные проблемы сферы общественного здоровья в несогласованности действий участников сферы общественного здоровья, а также в искажённом понимании того, что такое здоровый образ жизни
Медицинский центр «Диамед» — это семейная компания. Наш разговор с Натальей Немаховой состоялся в рамках проекта «Спрос на качество жизни: потенциал партнёрства», где мы анализировали современные тренды и актуальные проблемы в сфере общественного здоровья. Его отличие в том, что наш собеседник выступил с критикой сложившейся сегодня ситуации.
— Какие тренды, связанные с повышением спроса на качество жизни, на здоровый образ жизни, наиболее значимы для той сферы, в которой работаете вы?
— С одной стороны, мы наблюдаем моду на заботу о здоровье, правильное питание, желание иметь красивое тело. Особенно в этом заинтересованы представители молодого поколения. С другой стороны, у людей зачастую складывается искажённое представление о том, что такое здоровый образ жизни. В сознании большинства ЗОЖ ассоциируется с активными занятиями спортом, отказом от употребления жареного, жирного, мучного и сладкого в пользу овощей, фруктов, круп и т. п. И здесь кроется такой нюанс. Наши бабушки и дедушки жили до преклонного возраста на еде, которая сейчас считается нездоровой, в том числе употребляли в пищу много жареных блюд. В современном же мире практически все продукты, попадающие к нам на стол, в той или иной степени содержат искусственные добавки. Например, фрукты и овощи, которые, безусловно, сами по себе полезны и входят в список продуктов, обязательных к употреблению. Но, будучи выращенными из модифицированных семян и/или обработанными химикатами, они могут оказывать вредное воздействие, иногда проявляющееся сразу в виде аллергических реакций или отравлений, а иногда имеющее отсроченный эффект. Считается, например, что полезно есть нежирное мясо, приготовленное на пару, но содержание в нём большого количества антибиотиков также приводит к различным видам аллергии или устойчивости к антибиотикам. Хорошее, чистое мясо, даже если оно жареное, намного полезнее, чем напичканное химией. Отказ от употребления целого ряда продуктов (например, мучных изделий) может привести к дефициту определённых витаминов и микроэлементов, нарушению обмена веществ — вплоть до необратимых процессов в организме.
В погоне за красивым телом молодые люди употребляют аминокислоты, биодобавки, а иногда и гормональные препараты, зачастую не имея представления о возможных последствиях, поскольку на упаковках не указаны противопоказания. Между тем многие препараты, в составе которых только аминокислоты, люди будут употреблять лишь после консультации врача и изучения возможных побочных эффектов.
В результате, с виду красивые и накачанные, они получают определённые проблемы с почками, репродуктивными органами. При этом люди искренне полагают, что ведут здоровый образ жизни. А в итоге получается наоборот. Это связано с элементарной неграмотностью, с непониманием разницы между истинным здоровьем и внешней красивой «обложкой». В этом смысле необходимо избавиться от иллюзий. Всё хорошо в меру. Важно соблюдать баланс во всех аспектах: питании, физических нагрузках; принимать БАДы, витамины, минералы только после сдачи анализов. В нашем центре все эти анализы можно сдать. Например, можно сдать анализы на генетическую предрасположенность к занятиям различными видами спорта («Выбери спорт»), анализы перед началом занятий в тренажёрном зале, для выбора тактики тренировок («Спортивный»). Если есть проблемы с весом, можно сдать анализы, выявляющие генетические факторы индивидуальных особенностей обмена веществ («Диета и фитнес»).
— Как 2020 год изменил деятельность вашей организации и вашей сферы в целом?
— Резко снизился поток пациентов, в связи с чем пришлось сократить время работы и часть сотрудников. Сейчас пациентов всё равно меньше, чем до начала пандемии, примерно на 30 процентов. Я думаю, это связано с падением реальных доходов населения. Люди большую часть своего бюджета вынуждены тратить на вещи и услуги первой необходимости, а медицинские обследования уходят на второй, третий план.
После ковида мы столкнулись с проблемой поиска кадров, резюме присылают люди от 45 до 60 лет. Другой возрастной категории практически нет.
Любопытно, что увеличился поток пациентов к психиатру. Если раньше врач-психиатр вела приём в нашей клинике раз в неделю и принимала примерно по три пациента, то сейчас она работает два раза в неделю, и запись на приём расписана на месяц вперёд. Это связано с постковидным синдромом: многие люди боятся выходить на работу, предпочитая искать разные способы заработка в интернете, соцсетях, у них появились фобии, депрессия.
— Какие задачи и проблемы сферы общественного здоровья, на ваш взгляд, получают пока недостаточно внимания со стороны государства или игроков данной сферы?
— Во-первых, это отсутствие взаимодействия и скоординированности работы многочисленных игроков сферы общественного здоровья, каждый из которых выполняет свои функции, зачастую не связанные между собой, а иногда и противоречащие друг другу. Во-вторых, это шаблонный подход к пациентам без учёта индивидуальных особенностей организма, сопутствующих заболеваний, наследственных факторов.
Так, деятельность государственных медицинских учреждений направлена в основном на борьбу с различными заболеваниями, а не на профилактику и предотвращение заболеваний. Часто можно столкнуться с тем, что в государственных учреждениях помощь пациентам оказывается не в полном объёме, иногда, чтобы получить её, приходится ждать длительное время. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все ресурсы государство направляет на борьбу с коронавирусом.
Большинство частных медицинских центров занимается оказанием консультативных и диагностических услуг, и многие врачи видят перед собой не пациентов, а клиентов, которым можно навязать как можно больше услуг, анализов, препаратов, необходимость которых вызывает сомнения. Впрочем, такая практика распространена и в государственной медицине.
Что касается такой сферы, как диетология, то здесь тоже нет определённой общей концепции, системы, существует много разных теорий. Каждый, кто хочет заработать, продвигает свои представления о том, что такое здоровое и правильное питание, даёт рекомендации без предварительных обследований. Выполнение таких рекомендаций может привести к нарушению обмена веществ, сбою в работе внутренних органов и т.д.
Если говорить о фитнес-центрах, то, к сожалению, у нас не принято обследоваться перед тренировками, чтобы выявить, какие виды нагрузок будут полезны, а какие вредны. Многие тренеры не имеют соответствующего образования, торговые точки по продаже спортивного питания и различных биодобавок заинтересованы в максимальном уровне продаж, а возможные последствия чрезмерного увлечения такой продукцией их совершенно не беспокоят.
В данной ситуации больше всего страдают пациенты, которые зачастую не понимают, куда им лучше обратиться в случае той или иной проблемы, кому доверять, какие обследования и препараты им действительно необходимы, а какие — нет, какими продуктами питаться, чтобы это было действительно правильно и полезно.
— Что мешает развивать профилактическую медицину?
— К сожалению, в нашем менталитете еще нё укоренилось осознание необходимости регулярных обследований. Некоторые считают, что это просто не нужно. Многие люди не хотят посещать частные медицинские центры из принципа, для них неприемлемо платить деньги за медицинские услуги. Они считают, что медицина должна быть государственной и бесплатной.
Сейчас изменилась система повышения квалификации медицинских работников и дополнительного образования. Они вынуждены делать это за свой счёт, хотя у них не такие высокие зарплаты, чтобы себе это позволить. По-прежнему актуальна проблема с квалифицированными медицинскими кадрами.
— Считаете ли вы достаточными текущие усилия властей по снижению рисков, связанных с алкогольной и табачной зависимостями?
— Я не вижу на самом деле какой-то борьбы: во многих магазинах детям продают алкоголь, энергетики, тоники. Самое плохое то, что детям продают суррогатный алкоголь. В период карантинных мер люди в больших количествах закупали спиртное, убивая время за его распитием.
— Как вы оцениваете идею перевода курильщиков на так называемую продукцию с пониженным риском (системы нагревания табака и т.д.)?
— Заявления о том, что они менее вредны, вызывают большие сомнения. Большинство курильщиков перешли на электронные сигареты из соображений удобства: нет неприятного запаха, мусора, недовольства со стороны окружающих, можно курить в общественных местах. По мнению курильщиков, эффект тот же самый, только с финансовой точки зрения выходит дороже.
— Кто, на ваш взгляд, должен выступить локомотивом тех процессов, которые идут в сфере общественного здоровья? Как эффективнее вовлекать граждан в работу по сохранению своего здоровья?
— Государство совместно со СМИ должно доносить актуальную информацию обо всех аспектах здорового образа жизни, выбирая для каждой целевой аудитории свои каналы. Так, молодёжь привыкла всю информацию черпать из интернета, соцсетей, тогда как пожилые люди — из телевизора. Молодое поколение вообще более восприимчиво относится ко всему, что касается здоровья, экологии. Они с удовольствием разделяли бы отходы, отказались бы от использования пластиковой и полиэтиленовой упаковки. Они привыкли читать состав, обращать внимание на то, из чего сделан продукт, но им нужно сформировать адекватное представление.
— Какие перспективные партнёрства нужно было бы создавать в сфере общественного здоровья?
— Я считаю, что нам нужно больше медицинских центров, которые будут работать совместно с фитнес-центрами. За такими центрами будущее. Я делаю первые шаги в этом направлении. Чтобы мы получили здоровую нацию, должны открываться фитнес-центры со СПА и медицинским центром вместе. Это направление для меня очень интересно, и в настоящее время я работаю над этим.