Власти города предложили общественности проект объединённой охранной зоны, но известные архитекторы и общественники считают, что в нынешнем виде он принесёт скорее вред, чем пользу
В Ростове сейчас в самом разгаре дискуссия о содержании документа, который должен создать правила игры для застройщиков в историческом центре города. Правительство Ростовской области инициировало разработку объединённой охранной зоны в центре донской столицы. Новый регламент, регулирующий застройку в этой зоне, нацелен на сохранение исторического архитектурного наследия. Однако известные ростовские архитекторы, которые совсем не против сохранения наследия, не без оснований опасаются, что документ не будет учитывать современных реалий, а потому, скорее, снизит инвестиционную привлекательность исторического центра. Архитекторы входят в рабочую группу, созданную для обсуждения проекта, но считают, что разработчик не слышит их замечаний. Свою позицию они продолжают отстаивать на публичных мероприятиях и общественных слушаниях.
О планах создания проекта объединённой охранной зоны администрация Ростова-на-Дону сообщила в ноябре 2020 года, хотя попытки принять единый регламент, регулирующий застройку в центре, предпринимались ещё с середины двухтысячных годов. Глава администрации города Алексей Логвиненко год назад анонсировал появление документа, который даст возможность сносить старые здания и на их месте строить новые. При этом важно, чтобы внешний облик новостроек соответствовал историческому стилю города 19-20 веков. Это уточнение стало особенно раздражать архитекторов, которые принялись рассуждать о соответствии исторических зданий современным требованиям противопожарной безопасности и стандартам торговли. Утихомирить возбуждённое сообщество помогло бы обнародование отдельных пунктов готовящегося документа, однако власти, а главное, сами представители архитектурного сообщества, которым посчастливилось увидеть его черновые наброски, почему-то предпочли о нём не распространяться.
Как выяснил «Эксперт ЮГ» в комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, разработкой проекта объединённой зоны охраны занимается ГАУ «Донское наследие». Эта организация, как сказано на её сайте, выполняет работы и оказывает услуги «в целях осуществления полномочий органов государственной власти Ростовской области в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия». Границы охранной зоны обозначены следующим образом: ул. Сиверса — пл. Толстого — ул. Красноармейская — ул. Береговая. Стоимость разработки проекта объединённой зоны охраны составила 8,2 млн рублей, включая затраты на проведение государственной историко-культурной экспертизы — 589,4 тысячи рублей.
Внимание профессионального сообщества к разработке проекта объединённой охранной зоны привлекла депутат Заксобрания Ростовской области и советник губернатора Ростовской области Светлана Мананкина. Весной 2021 года она собрала совещание по этому вопросу с участием мэра города и группы ростовских архитекторов — Андрея Дойницына («Новая Р.А.С.А»), Анатолия Мосина (АБ «Проект»), Александра Дорохова (AD Project) и Евгения Задорожнего (студия «Чадо»). Им удалось убедить главу администрации, что если проект будет принят в первоначальной редакции, центр Ростова «продолжит стагнировать». Как пояснил Андрей Дойницын, при отсутствии новых уникальных пространств и новых функций, центр быстро опустеет — люди будут покидать этот район.
Необходим общий объёмно-пространственный регламент, который заложит высотность индивидуально для каждого участка в центре
По результатам совещания была собрана рабочая группа, которая теперь дорабатывает проект охранной зоны. По данным комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области, завершение доработки проекта намечено на ноябрь 2021 года. С просьбой ознакомиться с проектом «Эксперт ЮГ» обратился к «Донскому наследию», но на момент выхода материала ответ на запрос так и не был получен.
Андрей Дойницын считает, что новые ограничения могут затормозить развитие города: «Притока средств не будет, активность переместится в другие части города, а центр придёт в запустение». Следующим шагом, по его мнению, станет «глобальный снос всего под ковш». Только в этом случае центр придут осваивать новые застройщики, которые не станут заботиться о сохранении уникальной донской архитектуры.
Евгений Задорожний рассказал об основных проблемных точках документа, который он видел. По его словам, самый важный пункт — ограничение этажности зданий. Свою мысль он поясняет так: есть ограничение по высоте строений, и с этим все согласны, но вводить ограничения по этажности — плохая идея. «Нет необходимости делать этажи по высоте и количеству такими, какими они были 150 лет назад. Сейчас можно в нормативную высотность помещать не четыре этажа, как это было раньше, а пять, но при этом новое строение можно гармонично вписывать в исторический контекст, — настаивает Задорожний. — Тому есть огромное количество примеров в развитых европейских городах, и мы показывали их на заседании группы. Если ограничить инвестора четырьмя этажами, то это отнимет целый этаж продаваемой площади, а значит, резко снизит инвестиционную привлекательность центра. Впоследствии это приведёт к застою и руинизации исторической застройки».
Много обсуждений вызвали и предложение авторов нового регламента создавать фасады новых зданий по образцам архитектуры прошлых веков, и запрет на использование некоторых материалов, например, экспонированного бетона. Архитекторы недоумевают, зачем создавать имитацию старинных особняков и доходных домов, если можно построить современные здания, с актуальным дизайном, гармонично вписанным в городское пространство. По мнению экспертов, возродить центр Ростова можно только создавая новые современные объекты для бизнеса, жилья, искусства.
Архитекторы единогласно подчёркивают, что серьёзная проблема — это отсутствие поквартального зонирования для формирования концепции развития каждого участка города, обладающего собственными особенностями.
«На наш взгляд, необходим общий объёмно-пространственный регламент, который заложит высотность индивидуально для каждого участка в центре», — говорит Евгений Задорожний.
Ростов-на-Дону — город с большим объемом исторической застройки. По данным комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области, в городе 351 объект культурного наследия регионального значения. К данной категории относятся Парк имени М. Горького, старинные доходные дома на ул. Станиславского, ул. Социалистической, ул. Большой Садовой, и другие объекты.
Также в Ростове есть 15 объектов культурного наследия федерального значения. Например, «комплекс экспортных складов на ул. Береговой» (находится в руинированном состоянии), здание городской думы на ул. Большой Садовой, дом купца Кистова на той же улице, дом академика Ивана Павлова, ростовский государственный драматический театр им. Горького и другие.
Попытки сформировать охранные зоны, защищающие объекты культурного наследия, предпринимались ещё в начале 90-х. Председатель совета Ростовского отделения Всероссийского общества охраны культурного наследия Александр Кожин рассказал «Эксперту ЮГ», что в 1993 году был создан проект зон охраны Ростова-на-Дону — 17-томный перечень памятников архитектуры с фотографиями и описанием. Общее количество объектов, попавших в проект, составляло около 600. Документ был разработан для областного руководства.
В дальнейшем в городе появились надзорные органы, призванные оберегать уникальные памятники архитектуры. В 1994 году была создана ГАУК «Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников истории и культуры» (с 2006 года — ГАУК «Донское наследие»). Инспекция занималась разработкой паспортов объектов культурного наследия. Таких зданий в Ростове в тот период выявляли много.
В начале 2000-х сохранение памятников вышло на новый уровень. После соответствующих изменений в законодательстве функция главного надзорного органа в этой сфере перешла к правительству региона, где при министерстве культуры был создан специальный отдел. С 2004 года в городе постепенно стали исключать отдельные объекты из числа памятников культурного наследия. Причиной тому были сложности сохранения таких зданий. Статус памятника является обременяющим фактором, потому что реставрационные работы предполагают больший контроль властей, большую стоимость и более длительные сроки исполнения. По словам Александра Кожина, перечень памятников сократили примерно на 200 пунктов.
В 2008 году «Донское наследие» для сохранившихся в городе памятников разработало «Регламент зон охраны культурного наследия г. Ростова-на-Дону». Двухтомный документ регулировал застройку в историческом центре в соответствии с нормами законодательства. Однако этот регламент так и не был утверждён. Сравнивая регламент и новый проект объединённой охранной зоны, общественники находят много общего.
Объединённая охранная зона, которую планируют принять, имеет новые стандарты высотности (разрешённая высота строительства в трёх частях исторического центра — до 18 м, до 24 м, до 33 м), в то время как раньше, при прежнем охранном режиме, можно было строить здания не выше 15 м.
При введении объединённой охранной зоны прежние зоны со всеми установленными стандартами отменяются. Если проект будет принят, то застройщики получат возможность строить новые здания, либо надстраивать новые этажи над прежними.
«Если в документе останутся принципиальные положения, которые заложены в его основу, то мы “проиграем” центр», — говорит Александр Кожин.
Александр Дорохов, впрочем, существенной проблемы в разной этажности зданий в центре Ростова не видит: «В Ростове нет единой ансамблевой архитектуры, как например, в Париже. Для донской столицы соседство зданий разной этажности — характерная черта развития. Мы это можем увидеть на главной улице города — Большой Садовой, где одноэтажный домик Павлова соседствует с пятиэтажным особняком XIX века. Мы не можем требовать, чтобы все здания были одноэтажными или четырёхэтажными. Многие памятники в старом Ростове достраивались и перестраивались не единожды. Эта динамика сложилась исторически. Поэтому то, насколько гармонично новое здание впишется в пространство города, зависит от архитектора».
Участники рабочей группы поясняют, что, несмотря на беспрецедентный опыт взаимодействия с властями, проблемы в рабочем процессе есть. Так, например, все члены рабочей группы подтвердили, что решения затягиваются, «Донское наследие» не торопится вносить правки, и в министерстве культуры не все довольны вмешательством экспертов.
«К некоторым замечаниям и предложениям они прислушиваются, по другим — отстаивают своё мнение до последнего, — говорит Дорохов. — Каждый раз нам приходится заново рассказывать одно и то же. Но мы не оставляем надежды отстоять свою точку зрения. Мы отстаиваем не только собственное мнение, но и взгляды старших коллег и общественников».
«Основная проблема заключается в отсутствии модератора, который выделил бы конкретную цель, — говорит Анатолий Мосин. — Тем не менее, результаты всё-таки есть: половина наших предложений принята. Например, убран самый спорный с художественной точки зрения пункт об имитации стилистики конца XIX – начала XX века».
Архитектор считает, что проблема состоит не только в отдельных пунктах проекта, но и в отсутствии необходимых городу специализированных документов.
«Основная проблематика состоит в том, что этот проект охранных зон своим законодательным телом пытается закрыть несколько очень важных и нужных документов, которых у города нет, — поясняет Анатолий Мосин. — Я подразумеваю в первую очередь мастер-план города, который будет учитывать не только инфраструктуру, но и социальное развитие — экономику, потребности горожан и другие факторы. Также Ростов нуждается в объёмно-пространственном регламенте, стандартах благоустройства и дизайн-коде. Основные положения этих документов мы и пытаемся вложить в проект объединённой охранной зоны, которая изначально была нацелена на охрану объектов культурного наследия».
Чтобы эффективнее доносить свою позицию до «Донского наследия» и властей, ростовские архитекторы пошли на нестандартный ход. Для демонстрации решения сложного и многозадачного процесса они решили за свой счёт разработать проект одной из центральных улиц города, чтобы наглядно показать властям и горожанам, как именно может выглядеть Ростов в будущем, если их поправки будут приняты и учтены.
«Мы вынуждены предоставить пример, который доходчиво и ясно покажет, как следует развивать исторический центр, — рассказывает Андрей Дойницын. — Мы с коллегами решили объединить усилия четырёх архитектурных бюро и разработать проект пешеходной улицы Шаумяна с реновацией старых особняков и заброшенных зданий, с привлечением новых и расширением существующих функций. Разработка проекта будет вестись в соответствии с требованиями проекта объединённой охранной зоны, откорректированного в соответствии с нашими замечаниями. Мы тратим собственное время, деньги, отвлекаем своих сотрудников. Но мы идём на это, чтобы показать, как можно вернуть в центр Ростова бизнес, привлечь туристов, создать новые уникальные жилые и общественные пространства. И таким образом проиллюстрировать все те замечания и корректировки, которые мы постарались сформулировать и внести в законопроект».
Ещё одно принципиальное предложение — внедрить практику выбора проектов зданий на конкурсной основе, а союз архитекторов должен взять на себя регулирующую функцию, говорит профессор кафедры истории архитектуры, реконструкции и реставрации Академии архитектуры и искусств ЮФУ Сергей Алексеев. По его словам, это мировая практика, которую можно внедрить в Ростове.