Компания «Филип Моррис Интернэшнл» объявила о закрытии табачного производства в Краснодаре и о его переезде в Ленинградскую область — на другой завод компании «Филип Моррис Ижора». Произойдёт это уже в феврале 2022 года. Производство работало на Кубани 29 лет. В октябре 2021 года на предприятии трудились около 240 человек.
По словам топ-менеджеров компании, причин закрытия табачной фабрики две. Первая — сокращение общероссийского рынка табачных изделий. Вторая — высокая доля контрафактных сигарет. На Юге за последние четыре года доля подделок на рынке выросла в 15 раз. По оценке компании Kantar TNS, во II квартале нынешнего года доля контрафактных сигарет в Ростове-на-Дону составила 48,6 %, в Краснодаре — 9,8%.
«Эти рыночные изменения не позволяют обеспечивать постоянную загрузку мощностей на обеих фабриках — “Филип Моррис Ижора” и “Филип Моррис Кубань”, — комментирует «Эксперту ЮГ» управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» Алиса Андреева.
В компании подчёркивают, что в Ленинградскую область переносится только производство. Филиалы коммерческой организации, «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», продолжат работу в Краснодарском крае.
Эксперты считают, что прекращение производства табачной продукции не скажется критически на инвестиционном климате, но уход такого игрока с регионального рынка нельзя оценивать положительно.
«Не думаю, что это ощутимо скажется на инвестклимате региона. Всё же инвестклимат — это система госсопровождения, скорости и прозрачности процедур, внятного законодательства, — уверен профессор, доктор экономических наук, бизнес-консультант Александр Полиди. — Это история коммерческая. Другой вопрос, что одно из старейших предприятий мира, которое было представлено на Кубани, в значительной степени влияло на качество корпоративной среды. Говорить о том, что это позитивный тренд, я не буду».
Эксперт считает, что с заводом уходит целая эпоха. Компания «Филип Моррис Кубань» демонстрировала высочайшие стандарты корпоративной культуры, социальной ответственности.
«Если доля подделок не превышает 3-5 процентов от оборота, то бизнес справляется с проблемой. Когда фальсификат по товарной категории составляет 10-20 процентов, необходимо принятие комплексных мер для стабилизации ситуации с привлечением бизнес-сообщества, — уверен координатор гражданского проекта “За честные продукты” Александр Бражко. — В запущенных случаях, если жулики доминируют, они полностью вытесняют легальный бизнес с торговой полки. Предприниматели пока не готовы вести борьбу с теневым сектором, уходят в другие сферы».