Как сеть частных клиник из Краснодара выросла за время пандемии

Краснодарская сеть клиник «Евромед» выросла в пять раз за пять лет и стала одной из южных компаний-«газелей». В данном случае имел место планомерный рост, а не только эффект пандемии. По словам исполнительного директора сети Анастасии Сулим, единственный путь к росту — это расширение территории и спектра оказываемых услуг

Исполнительный директор сети «Евромед» Анастасия Сулим
Читать на monocle.ru

Этот бизнес начинался в 2004 году с частного кабинета УЗИ в Краснодаре. В 2020 году ООО «Современные диагностические технологии» вошло в рейтинг быстрорастущих компаний ЮФО аналитического центра «Эксперт ЮГ». В течение последних пяти лет выручка клиники сети «Евромед» (торговый знак компании) выросла с 46 млн рублей в 2016 году до 325,5 млн рублей по итогам 2020 года. Сейчас сеть насчитывает пять клиник и планирует выходить за пределы Краснодара.

Как пандемия изменила рынок медицинских услуг

— С какой динамикой развивается компания? Какие есть точки роста?

— На сегодняшний день наше развитие я бы охарактеризовала как «резкий скачок». В последние несколько лет мы стали оказывать услуги нового уровня — делать хирургические операции (гинекология, эндкринология, общая хирургия, урология, проктология, пластическая хирургия, бариатрия (лечение ожирения), онкология, ортопедия). Плюс наряду с обычным приёмом мы открыли мощное диагностическое отделение с рентгеном, маммографией, компьютерной томографией и эндоскопией, оснащённый современным оборудованием хирургический стационар, а также целую клинику по реабилитации.

В последний год «Евромед» активно работает с Фондом обязательного медицинского страхования и делает операции за счёт его средств. Пациенту достаточно взять направление у своего лечащего врача в бюджетной поликлинике. Доля таких операций у нас уже достигает 30 процентов.

Услуги, связанные с коронавирусом, по доле выручки на втором месте после хирургии. Что касается точек роста, то они однозначно имеются, как и в любом бизнесе. Например, круглосуточный травмпункт.

— Какие изменения произошли в бизнесе в связи с ковидом?

— За последние годы самые сильные изменения в сфере медицины произошли после появления Covid-19. В связи с этим ассортимент продаж, представленных на рынке платных медицинских услуг, значительно изменился. В первую очередь ведущими стали компании, выполняющие анализ на Covid-19 методом ПЦР, и мы в их числе. Для получения разрешения пришлось пройти не одну проверку, чтобы доказать своё соответствие всем нормам и требованиям.

Изменился и спектр иных исследований, которые сдают пациенты. Поскольку количество людей, перенесших Covid-19, достаточно велико, увеличилось и количество лабораторных и диагностических исследований, которые сдают именно после этой болезни. Перечень необходимой диагностики имеется в выпускаемых минздравом временных методических рекомендациях. Сейчас у нас есть даже отделение постковидной реабилитации, программу для него составляла главный пульмонолог Краснодарского края Нонна Мирцхулава.

Многие государственные медицинские учреждения перешли работать в режим ковид-госпиталей или ограничили приём плановых больных. Направление на обследование в бюджетных клиниках можно ждать месяцами. Естественно, многие пациенты к этому не готовы и приходят к нам за быстрым решением вопроса.

Как расти вслед за потребностями клиента

— Расскажите, как начинался ваш бизнес. Что подтолкнуло вас к созданию клиники?

— Бизнес начинался в 2004 году с единственного кабинета УЗИ, поскольку основатель организации — врач ультразвуковой диагностики. После исследования врач УЗИ не назначает лечения (а такие запросы от пациентов регулярно поступали). И врачебная практика стала довольно быстро разрастаться: появились профильные специалисты (первыми были терапевт и эндокринолог), которые тут же назначали курс лечения. Оказалось, что в Краснодаре достаточно много людей, которые платят за то, чтобы, как минимум, избегать очередей в бюджетных клиниках. К 2006 году и появилась первая из наших пяти клиник. Всё шло по эволюционному пути. К этому времени приём у нас вели много профильных специалистов, появилась своя лаборатория (биохимия, общий анализ крови, гормоны).

— В чём состоял изначальный замысел бизнеса? Были ли крупные изменения первоначального замысла?

— Конечно, замысел изменился. Первоначальные вложения собственника и основателя клиники — это аппарат УЗИ, набор мебели (условные пара стульев, стол, кушетка) и аренда кабинета. А рецепт остального прост: мы отвечали на запросы клиентов и вкладывали все заработанные деньги в развитие. Изначально не планировали развивать клинику, тем более такую сеть с широким спектром услуг от УЗИ до хирургического стационара. Но потребности пациентов диктовали свои правила, очень хотелось помогать людям, предоставляя максимально возможный перечень медицинских услуг.

— Как вырабатывались конкурентные преимущества компании?

— Основополагающий принцип нашей работы — честность и желание угодить пациенту. Эти простые принципы помогают нам подбирать медицинский персонал и выстраивать стратегию бизнеса. Наш колл-центр анализирует статистику обращений, под запросы клиентов вводим новые услуги. Недавний пример: повысился запрос на компьютерную томографию. Мы оперативно запустили в работу томограф. Если услуга не требует дополнительного лицензирования, то добавить её в прейскурант можно за один-два месяца. Если нужны разрешения минздрава или Роспотребнадзора, то это пять-шесть месяцев.

— Есть ли у компании стратегия? На какой срок планирует компания?

— Планируем как минимум на два-три года. Наша стратегия — быть первыми там, где клиник ещё нет. Но, как показывает практика последних двух лет, любое новое обстоятельство может поменять планы. Здесь важна гибкость, готовность подстраиваться под потребности пациентов. Например, для тестирования на ковид нужны помещения с отдельным входом, нам пришлось оперативно поменять распределение кабинетов.

На мой взгляд, на медицинском рынке сейчас тенденция к укрупнению. Хотя и появляется очень много маленьких клиник, но единственный путь к захвату рынка — это расширение территории и спектра оказываемых услуг. Крупная клиника может предложить более выгодные условия врачам, а следовательно, у клиентов шансы попасть к высококвалифицированному специалисту гораздо выше.

— Какие у вас цели и задачи на ближайшую перспективу?

— Цель компании одна — максимальное удовлетворение потребностей наших пациентов, сохранение и поддержание состояния их здоровья на высоком уровне. Удовлетворить потребности можно только за счёт расширения географии клиники и перечня видов оказываемой медпомощи. В перспективе — открытие новых клиник на территории Краснодарского края. Изучаем рынок.

Нельзя игнорировать и ИТ-сферу с большим количеством инноваций. В этом плане частная медицина однозначно должна соответствовать ожиданиям пациента. Сейчас всё уходит в цифру. Мы работаем над личным кабинетом пациентов: интеграция с сервисом «Продокторов», смс-напоминания о визите к врачу. Стараемся максимально сократить время пребывания клиента в клинике.

— Кто ваши основные конкуренты сейчас? Как менялся состав конкурентов в последние годы?

— На мой взгляд, основными конкурентами для нас являются клиника «Солнечная», «Сити Клиник», «Зимамед», WMT. Не могу сказать, что перечень непосредственных наших конкурентов как-то радикально изменился за последнее время. И я очень рада, что в Краснодаре есть уравновешенный медицинский рынок со своими лидерами.

— Каковы основные вызовы, с которыми компания сталкивается сегодня?

— Нестабильная эпидемиологическая обстановка, появление большого количества небольших клиник, недостаток квалифицированных кадров являются на сегодняшний день одними из самых актуальных проблем. Это внешние факторы, на которые мы повлиять не можем, но можем пытаться удержать уже работающий у нас персонал и улучшать качество предоставляемой нами помощи.