Композитор Хевелев о том, как выращивать композиторов

Ростовский пианист и композитор Алексей Хевелев в октябре успел провести форум композиторов «Одна восьмая» — правда, прошёл он без зрителей. У нас умеют выращивать исполнителей, а Хевелев развивает проекты для тех, кто музыку пишет. Региональная власть пока не видит этого, а должна бы

Ростовский пианист и композитор Алексей Хевелев
Читать на monocle.ru

«Эксперт ЮГ» при поддержке Фонда культурных инициатив начинает серию материалов в рамках проекта «Созидатели Юга 2021: лидеры культурных индустрий». Задач у этого проекта две: с одной стороны, показать лидеров культурных индустрий юга России, с другой — поговорить с ними о том, как, собственно, эти культурные индустрии развивать. Сегодня есть все признаки того, что государство увидело потенциал в этой сфере, но до регионов импульс пока, за редким исключением, не вполне дошёл.

Алексей Хевелев занимается современной академической музыкой. Он описывает уникальную ситуацию, сложившуюся сегодня в Ростовской области. Регион давно стал кузницей музыкальных кадров, но реализуются они в основном за пределами Дона. Незначительная доработка инфраструктуры в этой сфере могла бы серьёзно изменить ситуацию. А пока рейтинг региона в музыкальном мире страны приблизительно соответствует его порядковому номеру — 61.

— Алексей, вы ведь не только музыкант и композитор, но и организатор. Чем вы занимаетесь в этой роли?

— Я уже длительное время погружён в организаторскую работу, связанную с культурными событиями. Когда-то начиналось с того, что я занимался организацией небольших концертов, фестивалей. Сейчас вместе с Вячеславом Ноздрачевым организую крупный международный композиторский фестиваль «Одна восьмая», который проходит на базе Ростовской консерватории. Композиторы — достаточно «штучная» специальность. В связи с пандемией фестиваль в этом году проходил без зрителей. Но главное, что он всё же состоялся: для каждого композитора чрезвычайно важно исполнение его сочинений, а исполняют эти произведения на форуме студенты и преподаватели Ростовской консерватории. Всё это проводится совместно с нашим ростовским отделением Союза композиторов. Потом эти записи, конечно, будут выложены в интернет, и желающие, а также композиторское сообщество смогут с ними ознакомиться.

— То есть форум — это своеобразная форма поддержки молодых композиторов?

— Абсолютно верно.

Помимо этого, я являюсь директором колледжа при Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова, чем очень горжусь, поскольку дети, на мой взгляд, это очень важное дело. Это дети зачастую чрезвычайно талантливые, которые становятся музыкантами высочайшего уровня. К примеру, выпускниками колледжа были и Александр Яковлев, и Анна Винницкая, и Егор Цай. Также являюсь директором АНО «Сотворчество», помогающей социализироваться в сфере культуры детям с особенностями здоровья. Я считаю, подобная помощь — это чрезвычайно важно, поскольку такие дети занимаются музыкой не хуже, чем дети обычные. Организация получает гранты, и очень здорово, что государство поддерживает НКО. Ну и, конечно, я доцент Ростовской консерватории на кафедре композиции и фортепиано. Вот такой пласт организационной работы. При этом я не забываю, что иногда надо находить время и на сочинение музыки.

— Действительно, большой объём организаторской работы. А для сочинения вы отдельные время и место выделяете?

— Я сочиняю в основном летом: наступает отпуск, есть возможность погрузиться в дебри самого себя. Но и в середине года что-то происходит. Например, в течение прошлого года работал над довольно крупным проектом — пластинкой вальсов, продюсером которой был известный ростовский фотохудожник Сергей Сапожников. Премьера состоялась в музее изобразительных искусств на Пушкинской. Это было совершенно потрясающее для меня событие. Я не могу вам передать свои личные ощущения как композитора и пианиста, когда я играл в этом зале, в окружении этого совершенно потрясающего антуража. Это был один из лучших концертов, которые я давал, поскольку на меня смотрели не только зрители, но и потрясающие портреты, иконопись — невероятные впечатления.

Сейчас работаю над пятичастной симфонией по мотивам витражей Марка Шагала, которые находятся в церкви Фраумюнстер в Цюрихе. Я надеялся завершить её летом, но лето имеет обыкновение внезапно заканчиваться. Началась обычная административная работа, которая, конечно, тормозит творческий процесс.

Как создать условия для роста композиторов

— Форум композиторов «Одна восьмая» — это сфера современной академической музыки. Чем интересна эта сфера? Какова сверхзадача форума?

— Академическая музыка — очень сложная ниша, в Ростовской области особенно, поскольку этот регион прежде всего связан с бизнесом. Понятно, что здесь проводятся очень серьёзные культурные события — консерваторией, филармонией, музыкальным театром. Но современная академическая музыка отходит на второй план, потому что не собирает много зрителей — всегда есть риск, что мероприятие пройдёт без возможности заработать дивиденды, что зрители в принципе ничего не поймут, и так далее.

Однако Ростов известен большими музыкальными событиями. В советское время это была Донская музыкальная весна; в постсоветское — фестиваль «Ростовские премьеры», который проводился ростовской консерваторией в филармонии и на который приезжали Пендерецкий, Канчели, Сильвестров и другие именитые люди. Это был крупнейший форум, и на нём была возможность личного общения с мэтрами, некоторых из которых, к сожалению, сейчас уже нет в живых. Понятно, что у такого форума должно быть очень серьёзное финансирование, а финансирование — это всегда сложно.

Я очень надеюсь, что на такие мероприятия, как форум композиторов «Одна восьмая», который сейчас проводится, обратит внимание бизнес-сообщество. Проводится форум абсолютно на нефинансовых альтруистических началах при поддержке ростовской консерватории и ростовской организации Союза композиторов России. На мой взгляд, это очень важный шаг для того, чтобы показать: Ростов-на-Дону — это культурная, если не столица, то единица точно.

В этом фестивале есть ещё один важный кирпичик — ему предшествовал конкурс молодых композиторов, ребят со всей России. Те, кто занял первое место на этом конкурсе, должны были участвовать в последнем концерте этого фестиваля с награждением. К сожалению, мы этот концерт переносим из-за известных ограничений. Но вы должны понимать, насколько это важно. Ведь ни в одной школе, ни в одном колледже юга России нет официального класса композиции — предмет преподаётся лишь как факультатив. Но находятся альтруисты — обычно это преподаватели сольфеджио и теоретических дисциплин, — которые дают уроки композиции детям. И эти дети успешно, с невероятным оптимизмом сочиняют музыку и участвуют в такого рода конкурсах.

Безусловно, термин «современная академическая музыка» у многих вызывает отторжение, потому что никто об этом ничего толком не знает. Трудно говорить о том, с чем ты не знаком, тем более — о современной академической музыке, которую сочиняют дети. У многих возникает иллюзия, что это уровень детского дома культуры, где детки сочиняют простые песни или пьески. Конечно, на начальных этапах всё так и есть. Но дети очень быстро растут. И в какой-то момент ребёнок показывает тебе произведение, посвящённое трагедии Великой Отечественной войны, и написано оно для скрипки и фортепиано. Если не знать о том, что ребёнку десять лет, то можно подумать, что это написал очень крупный и серьёзный композитор, который вложил глубочайшие рассуждения на эту тему внутри самой музыки. Важно понимать, что, если из 35 ребят, которые подали заявку на конкурс молодых композиторов, трое в будущем действительно станут композиторами, — это настоящее достижение.

— Получается, ваши проекты направлены не на формирование исполнительских навыков, а прежде всего на выращивание композиторов?

— Правильно. Ещё с советского времени у нас есть потрясающий формат «школа-училище-вуз» для воспитания музыканта. У нас в России к 11 годам ребёнок уже может играть сложнейшие сочинения. И я абсолютно уверен в том, что занятия композицией не только дают нам возможность получить композиторов в вузах, но и дают музыкантам невероятные способности. Занятия по композиции обязательно должны быть в школах, колледжах и училищах. Потому что, когда ты музыку можешь сочинить, ты воспринимаешь произведения любого композитора абсолютно иначе. Сочинение музыки позволяет исполнителю быть более внимательным к исполнению любого произведения.

Как укрепить место Ростова в музыкальном мире

— Какое место вы бы отдали Ростову в условном рейтинге музыкальных городов?

— Какой у нас номер региона? 61-й? Вот это место я бы и отдал. Считаю, что в Ростове надо создать фонд поддержки молодых музыкантов. Государство, в целом, поддерживает нашу отрасль, предоставляя различные гранты, в том числе индивидуальные. Возможностей — уйма: открывай интернет и выбирай. Но те деньги, которые ребята выигрывают, они часто вынуждены тратить на еду. Это недопустимо. Я считаю, что в регионе есть возможность найти средства на поддержку выходцев из малоимущих семей. В том же Краснодаре, абсолютно убеждён, существует такого рода поддержка талантливых детей. Речь идёт о формате стипендий. Но когда начинаешь заикаться о том, что нужен такого рода фонд, чаще всего слышишь в ответ: «а что нам с этого»? Ничего. Никаких дивидендов, кроме положительных эмоций от помощи детям.

— Давайте посчитаем, какого размера должен быть такой фонд и сколько детей он должен поддерживать.

— Не хотел бы учитывать только то, что происходит в колледже при Ростовской государственной консерватории. Существуют также и музыкальные школы и колледжи, в которых бывают настоящие звёзды, — дети, которые могут стать известными музыкантами, но сейчас растут в небогатых семьях. Я искренне верю, что если будет поддержка со стороны предпринимателей и какой-то стипендиальный фонд, даже если на этого ребёнка будут выделять 10 тысяч рублей в месяц, то такая сумма может решить очень многое.

Я знаю случаи, когда ребёнок занимается голодным. Только руководитель знает об этом роде проблем, и я, конечно, пытаюсь в меру своих возможностей помогать таким детям. Но нужен фонд — нужно системное решение.

Например, есть фонд Спивакова. Понятно, что под фамилию великого маэстро находятся деньги. Благодаря этому фонду наши ребята из колледжа при консерватории в прошлом учебном году сыграли на самых крупных площадках в Москве. Оплачено было всё. Поверьте мне, спустя годы это им поможет как музыкантам, поскольку это очень престижно — когда ты играешь на серьёзной площадке и когда ты знаешь, что за тобой стоит такого рода фонд. И от ребят исходит абсолютная благодарность.

— То есть не хватает определённого элемента в инфраструктуре выращивания музыкантов. Есть ли ещё какие-то причины того, почему Ростовская область, по вашему мнению, занимает 61-е место?

— Например, в нашей консерватории нет по-настоящему хорошего большого концертного зала. Может ли она в таких условиях в полной мере реализовывать свои возможности? Да, ведутся переговоры на этот счёт, но ведутся они уже очень давно. Надеюсь, скоро приблизится их развязка. Ведь ростовская консерватория — это поставщик кадров и в музыкальный театр, и в филармонию. И мне кажется, что она заслужила хороший концертный зал — элемент, который жизненно необходим на данном этапе. Надеюсь, вопрос будет решён положительно.

Я был несколько раз в Шотландии. Так вот, у них в Королевской академии музыки семь залов. От камерных до зала, где проходят только оперы, и зала большого, где проходят только концерты симфонической, хоровой музыки. Студенты имеют возможность на сто процентов реализовывать себя как мастеров.

Как музыкальная индустрия оправляется от удара ковида

— Что такое сегодня успех в музыке? Как его измерять?

— Это непростой вопрос. Если говорить об академической музыке, то столицы живут очень хорошо — потрясающее количество мероприятий, очень разных и очень интересных. От старинной музыки до ультрасовременной — всё кипит. Успех в сфере академической музыки — это успех внутри экспертного сообщества и сообщества ценителей. Но перспектива музыканта в Ростове-на-Дону — это перспектива попасть в оркестры Ростовской филармонии, музыкального театра и так далее. И, конечно, это грантовая поддержка.

Это путь исполнителя. А композитору сложно. Он может заработать сейчас путём сотрудничества с рекламными стриминговыми сервисами: ты сочиняешь мелодию за доллар — она расходится и стоит уже пять долларов, и так далее. Или путём написания музыки к фильмам: для этого было бы нелишним со студенчества дружить с ребятами с режиссёрских факультетов, так как надо иметь связи или имя, чтобы писать музыку для кинолент. А вообще композиторы зачастую пишут в стол, так как аренда оркестра, дирижёра и других составляющих стоит больших денег. Поэтому я и призываю, чтобы были фестивали для композиторов. И чтобы на них выделялись деньги.

— А почему перестал проводиться фестиваль для композиторов «Ростовские премьеры»? Кто перестал давать на него деньги?

— На этот фестиваль требовалось как минимум один-два миллиона рублей. Но если фестиваль возобновится, на что я очень надеюсь, это будет победой для нашего города и южного региона в целом.

— Какие тренды просматриваются в отношении зрительской аудитории?

— Пандемия и всё, что с ней связано, очень сильно бьёт по музыкантам. В том числе по моим друзьям, которые живут в России и которые имели ангажементы в Европе, Америке, Японии. Теперь у них нет этих концертов, а ведь они, по сути, жили на деньги с них. Больше того, в прошлом году были закрыты все залы, нельзя никому было играть. Понятно, что есть бюджетные структуры, в которых государство сохранило зарплаты. А музыканты? А сколько их? Музыканты существовали на эти деньги. Это колоссальный удар. И когда это закончится — неизвестно.

Сейчас всё переходит в абсолютно другой формат — в формат онлайн. Очень сильно изменилась индустрия, и будет меняться в интернет-направлении. Это новый тренд. В настоящее время сервисы в онлайне являются приоритетными для всех, в том числе для академических коллективов, составов и музыкантов. Потому что когда концертный зал наполняется наполовину или на четверть, это никогда не окупит аренду зала и то, какие трудозатраты ушли на подготовку к этому концерту.

— Какие выходы сейчас нащупывает индустрия?

— Это, безусловно, трансляция. Это какие-то постпремьерные показы на ютубе, в том числе с подпиской. Чтобы удержать зрителя в новых реалиях, нужен постоянно какой-то эксперимент, умеренный, но нужен. Постоянно нужно что-то менять, чтобы быть интересным зрителю. Даже если вы исполняете Пятую симфонию Бетховена, которую знают все, но при этом у вас будет какое-то видеосопровождение, это привлечёт зрителя. Надо привлекать аудиторию абсолютно разными формами, не стесняться экспериментировать. Работа со зрителем не должна останавливаться ни на одну секунду. В Ростове, как мне кажется, начинает уже перегреваться культурная индустрия, и за зрителя надо бороться. Это факт, и это можно сделать при грамотном менеджменте.