Людьми года на Юге в 2021 году «Эксперт ЮГ» считает промышленника Дмитрия Пумпянского, председателя совета директоров холдинга «Агрокомплекс» Александра Ткачёва, одного из создателей ГСК «Дон» Алексея Кнышова, управляющего АФК «Система» и основателя агрохолдинга «Степь» Али Узденова, а также Валерия Мальцева, гендиректора «Ростсельмаша»
В последнем номере года «Эксперт ЮГ» традиционно называет пятёрку людей, которые сыграли наибольшую роль для экономики Юга. В прошлом году так сложилось, что за каждой из выделенных нами фигур стоял новый тренд, который резко активизировался на Юге, — бурное развитие электронной торговли, ветроэнергетики, консолидацию в металлургии. В этом году за каждым из героев мы также видим тренд. Пумпянский показывает, как промышленная компания инициировала новую сложную схему государственно-частного партнёрства, которая в итоге поможет модернизировать транспортную инфраструктуру городов. Александр Ткачёв символизирует, с одной стороны, бурный рост АПК, с другой — экспансию капитала в бурно растущую сферу внутреннего туризма. Кнышов фактически также стал лицом диверсификации бизнеса, который до этого рос преимущественно в сфере строительства, что говорит и о сегодняшнем состоянии отрасли. Али Узденов за последние годы построил один из крупнейших агрохолдингов в стране, который продолжает прирастать активами. Валерий Мальцев руководит стройкой тракторного завода, который дополнительно создаст в Ростове почти две тысячи рабочих мест. Но хотя за всеми людьми года стоят их собственные рынки, мы видим очевидный объединяющий тренд — это экспансия бизнес-империй в ситуации ослабленной экономики. Здесь нет кардинально новых проектов, но в каждом случае есть выход на соседние рынки. Видимо, кризис — лучшее время для экспансий.
Председатель совета директоров Трубной металлургической компании (ПАО «ТМК») и владелец машиностроительной группы «Синара» Дмитрий Пумпянский в 2021 году как следует потрудился на южном фланге своего бизнеса. В октябре под контроль его структур перешёл Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь», а в Таганроге (Ростовская область) в течение года завершён первый этап модернизации трамвайной инфраструктуры, осуществляемый подконтрольной ему группой «Синара». Впрочем, экспансия на Юг не ограничивается лишь этими проектами, а подразумевает ещё и качественное улучшение среды обитания. Похоже, это новая форма взаимодействия регионов с инвесторами.
Стратегический договор между Ростовской областью и группой «Синара» в лице её владельца Дмитрия Пумпянского был заключён 4 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума. По сути, он стал готовой «дорожной картой» для работы в регионе по целому ряду направлений.
Пумпянский — не случайный гость в Ростовской области и на Юге в целом. Его структуры владеют крупнейшим на Дону Таганрогским металлургическим комбинатом («Тагмет»), а в Волгоградской области — Волжским трубным заводом.
По соглашению, подписанному с правительством Ростовской области, «Синара» приходит на Дон, чтобы сотрудничать в производственной и общественной сферах. В частности, развивать потенциал донских предприятий по инжинирингу, производству, сервисному обслуживанию железнодорожной техники и дизельных промышленных установок. Это перекликается с основными видами деятельности «Синары», которые связаны с машиностроением, финансовыми услугами, девелопментом. В секторе транспортного машиностроения «Синара» способна закрыть любую нишу, включая высокоскоростной подвижной состав и современный городской транспорт.
Сотрудничество с регионом началось ещё до подписания соглашения на ПМЭФ. В результате переговоров и протекции со стороны спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко власти региона приняли решение о комплексной модернизации трамвайной сети. Начать решили с Таганрога, второго по величине города области, страдающего от массы нерешённых инфраструктурных проблем. «Синара — Городские транспортные решения» (структура «Синары») заключила с местными властями концессионное соглашение о создании и эксплуатации трамвайной сети. В рамках проекта будут построены 45 км современных трамвайных путей и 80 остановочных комплексов, поставлено 60 единиц подвижного состава, а также восстановлены или отстроены заново тяговые подстанции, трамвайное депо и диспетчерский пункт. Общий объём финансирования — 11,8 млрд рублей, из которых 2,58 млрд рублей инвестирует сам город, а остальные — «Синара-ГТР Таганрог» за счёт собственных средств и через привлечение кредитных ресурсов «ВЭБ.РФ».
Предметное обсуждение модернизации трамвайной сети началось и с властями Ростова-на-Дону. Причём правительству Ростовской области уже одобрен инфраструктурный федеральный кредит на сумму более 15 млрд рублей для проектирования и строительства новых трамвайных путей в донской столице.
Что касается Волгоградской области, то здесь о планах Пумпянского по развитию сталелитейного производства стало известно в начале 2021 года. В апреле с подачи ТМК в СМИ было растиражировано заявление о строительстве нового завода по производству высококачественного горячекатаного и холоднокатаного плоского проката из нержавеющих и коррозионностойких марок стали и сплавов. Приобретение готового сталелитейного предприятия скажется на инвестиционной стратегии Пумпянского, а в перспективе приведёт к комплексной модернизации «Красного Октября».
«Синара» хорошо знает возможности, инвестиционный климат Ростовской области. У «Синары» общие акционеры с Таганрогским металлургическим комбинатом, который также реализует большие программы в регионе и уверенно себя чувствует, считает председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.
По его словам, у сотрудничества «Синары» с донским регионом большой потенциал: сейчас, например, обсуждаются возможности локализации производств, связанных с транспортным машиностроением, как на действующих предприятиях Ростовской области, так и на новых площадках. Представители «Синары» также изучали и девелоперский потенциал региона, а её структуры благоустроили общественные пространства Таганрога.
Компании Пумпянского на Дону и на Волге стали своего рода локомотивами проектов, которые тянут за собой развитие нескольких территорий и отраслей экономики. В этом комплексном подходе к реализации своего потенциала и есть основное преимущество Пумпянского.
В 2021 году в новом амплуа предстал Александр Ткачёв, председатель совета директоров «Агрокомплекса», бывший губернатор Краснодарского края и глава федерального Минсельхоза. Как выяснил «Эксперт ЮГ», Ткачёв фактически контролирует все знаковые туристические проекты, созданные за последнее время на курортах Краснодарского края — от оператора игорной зоны «Красная Поляна» и одноимённого курорта до винодельни под Геленджиком. Управляющая компания «Мантера-групп» (зарегистрированный летом этого года бренд Mantera), которая объединяет в себе эти объекты, принадлежит зятю Александра Ткачёва Роману Баталову. Управляемые ею объекты также связаны с семьёй экс-губернатора или с ним самим. Новый этап экспансии уходящего года — Крым и Приморье.
ООО «Мантера-групп» зарегистрировано в феврале 2021 года в Сочи. Через цепочку других фирм компании принадлежат «Сочи-парк», курорт и игорная зона в Красной Поляне, будущий парк развлечений в Ялте, винодельня Chateau de Talu под Геленджиком, форелевое хозяйство и ряд других туристических объектов
О самой компании стало известно в начале сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), когда она сообщила об инвестициях в 38 млрд рублей в развитие туризма на Дальнем Востоке. Тогда она заключила соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Приморского края, Инвестиционным агентством Приморского края и компанией «Восток Резортс», гендиректором и бенефициаром которой является Дмитрий Анфиногенов — директор по развитию игорной зоны «Красная Поляна» в Сочи.
Экспансия семьи Ткачёва распространится и на Крым. В этом году в Крыму между местными властями и «Агрокомплексом им. Ткачёва» было подписано соглашение, согласно которому здесь в течение пяти-семи будет построен парк развлечений «Ялта-парк» (аналог «Сочи-парка» в олимпийской столице 2014 года) стоимостью 16 млрд рублей. Вынашивает компания и планы по строительству сети тематических парков в Краснодаре и Калининграде. Кроме того, до 2025 года в Ялте будет построен гостиничный комплекс общей площадью до 100 тысяч кв. м — и это тоже станет непрофильным проектом «Агрокомплекса».
Что касается бренда Mantera, то в скором времени он, похоже, затронет не менее впечатляющие развлекательные активы. Например, во Владивостоке будет построен первый тематический парк развлечений и курортно-гостиничный комплекс «Парк Русский» на территории площадью более 50 гектаров (стоимость — 15 млрд рублей), а также гольф-клуб мирового уровня с инвестициями в 8,5 млрд рублей. В строительство казино в Приморье вложат 14,5 млрд рублей. Также планируется построить гостиницы.
Роман Баталов, муж дочери Ткачёва Татьяны, сделал за последние годы впечатляющую карьеру. Он входит в совет директоров «Агрокомплекса» и является совладельцем нескольких десятков компаний. Баталова называют правой рукой Ткачёва. Помимо него, с холдингом так или иначе связаны супруга и брат бывшего губернатора, племянница и другие родственники, а также земляки Ткачёва. Сам бывший губернатор и министр сельского хозяйства не раз говорил СМИ, что никакого конфликта интересов в том, что его родственники были тесно связаны с крупным агрохолдингом, когда он находился на госслужбе, нет.
Имя Али Узденова, управляющего партнёра АФК «Система» и одного из основателей агрохолдинга «Степь» в его нынешнем виде, в этом году прозвучало благодаря покупке одного из перспективных активов — кондитерской фабрики «Мишкино». Не снижает обороты и созданный им в последние годы агрохолдинг, который уже входит в пятёрку самых больших владельцев земли в России.
Агрохолдинг «Степь» — один из крупнейших игроков юга России, который объединяет ряд перспективных сельскохозяйственных предприятий и входит в состав АФК «Система». В прошлом году его земельный банк достиг показателя почти в 600 тысяч гектаров, что по этому показателю ставит холдинг на 3–5 места в России.
В этом году «Степь» продолжает бить рекорды. Так, объём консолидированной неаудированной выручки агрохолдинга за 9 месяцев 2021 года увеличился на 76,1% (до 39,3 млрд рублей), то есть показатель за 9 месяцев года уже выше, чем прошлогодняя выручка агрохолдинга — 32,8 млрд рублей. Как отмечает пресс-служба агрохолдинга, рост финансовых показателей был достигнут благодаря увеличению валового сбора, наращиванию объёма реализации в сегменте агротрейдинга, а также развитию производства и дистрибуции фасованных сыров, молочной продукции и растительных альтернатив. Отмечено и увеличение валового надоя в сегменте «Молочное животноводство».
В нынешнем сезоне «Степь» собрала и рекордный урожай: валовый сбор по состоянию на конец сентября 2021 года составил 1,6 млн тонн, из которых около 1 млн тонн приходится на пшеницу. В 2021 году было запущено новое направление — трейдинг нишевыми культурами. В III квартале 2021 года агрохолдинг экспортировал также рекордный для себя объём гороха (88 тысяч тонн), став лидером по экспорту этой культуры из России.
По словам гендиректора агрохолдинга Андрея Недужко, большой потенциал сейчас видится в производстве и экспорте нишевых культур, а также новых возможностях по выходу во вторичные переделы, в частности, в направлении производства продуктов на растительной основе.
Фундамент нынешнего успеха «Степи» был заложен ещё несколько лет назад. Так, в 2018 году в Павловском районе Краснодарского края компания ввела в строй крупную молочную ферму, которая вышла на проектную мощность в 2021 году. Таким образом, общий объём производимого агрохолдингом молока достиг 56 тысяч тонн в год, что позволило ему войти в пятёрку ведущих производителей молока в РФ. В 2022 году компания собирается построить и крупнейший в регионе молочный комплекс стоимостью 2 млрд рублей в Сальском районе Ростовской области.
В июне компания «Степь-инвестиции» (входит в агрохолдинг «Степь») стала владельцем имущественного комплекса обанкротившегося ООО «Кондитерская фабрика “Мишкино”». Стоимость покупки составила 1,4 млрд рублей. Для Али Узденова это настоящая победа: ещё несколько лет он добивался контроля над компанией, поскольку аффилированное с ним ООО «Ювента» было одним из крупнейших кредиторов. Также Узденов выступал поручителем по долгу «Мишкино» в 172,9 млн рублей к Азово-Донской компании.
Кондитерская фабрика «Мишкино» — это масштабный бизнес-проект, который так и не принёс создателю ожидаемого успеха. Производство было основано в 2013 году предпринимателем Сергеем Рызенко. Мощность производства составила 60 тысяч тонн готовой продукции в год. Фабрика специализировалась на выпуске халвы, щербета, козинаков, арахиса, являясь одним из крупнейших производителей сахаристых кондитерских изделий на Юге. Объём инвестиций в строительство составил 2,4 млрд рублей.
Представители «Степи» никогда не комментировали планы относительно будущего «Мишкино», однако, по данным правительства области, компания провела набор персонала и планирует вернуться к производству ранее выпускаемой кондитерской продукции. Как заявлял ранее Андрей Недужко, теперь «Степь» рассматривает «новые векторы для роста и развития». Похоже, это один из них.
Член совета директоров ГСК «Дон» Алексей Кнышов стоял у истоков появления крупного холдинга федерального уровня, который вырос на господрядах в сфере дорожного строительства. Такие взлёты не обходятся без обостренного «чувства момента». Именно благодаря Кнышову в 2021 году создано и новое направление бизнеса — масштабный проект в сфере торговой недвижимости.
За последние несколько лет ГСК «Дон» превратилась из регионального игрока в крупнейшего на Юге и одного из крупнейших в России подрядчиков дорожного строительства. Дальний западный обход Краснодара, обход Волгограда и Аксая, Северный обход Ростова, дорога к аэропорту «Платов» — вот перечень наиболее крупных объектов, которые строит холдинг. Текущий портфель заказов — около 100 млрд рублей.
АО «Донаэродорстрой» принадлежит в равных долях Николаю Имедашвили, Владимиру Кирсанову и Алексею Кнышову. Они друзья детства, росли в одном дворе. Вместе в конце 90-х приобрели имущество бывшего треста «Донаэродорстрой», который был организован в 1956 году для строительства дорог и аэродромов.
География объектов, где проводила работы группа компаний, стала постепенно расширяться. К 2021 году к Ростовской области добавились Воронежская и Волгоградская области, Краснодарский край. За годы работы только в сфере капитальной реконструкции объектов РЖД компании группы охватили свыше полутора десятков российских регионов. Наращивая мощности, холдинг вышел на просторы центральной России, Урала и Сибири.
В 2020 году ГСК «Дон» выиграла конкурс на строительство обхода Волгограда почти на 19 млрд рублей, а также обхода станицы Ленинградской в Краснодарском крае на сумму в 9,8 млрд рублей.
Алексей Кнышов, по собственному признанию, занимается в компании кадрами и отвечает за безопасность. В октябре он стал генеральным директором АО «ОРТК “Южный хаб”». Оптово-розничный торговый комплекс «Южный» — крупнейшая действующая торговая площадка, которая располагается в 20 км от Ростова, недалеко от города-спутника Батайска. На новом объекте планируется создать более 10 тысяч новых рабочих мест. Инвестиции до 2024 года составят свыше 4,5 млрд рублей. Построят современные овощехранилища, холодильные камеры и торговые павильоны. Так создадут два кластера — аграрный и универсальный торгово-промышленный.
Запущенный проект оказался своевременным на фоне скандального закрытия в апреле в Аксайском районе крупнейших оптово-розничных рынков — овощного, строительного и универсального. По разным данным, работу потеряли 5–7 тысяч предпринимателей. Рынки работали в течение 20 лет, однако в этом году правоохранительные органы выяснили, что земля под ними была незаконно отчуждена. Всё это время криминальный характер их работы прикрывался так называемой аксайской ОПГ, к которой, по версии следствия, относились ряд авторитетных предпринимателей, а также экс-глава Аксайского района Виталий Борзенко и коррумпированные лица из правоохранительных органов. Следствие продолжается.
Своевременное открытие торгового кластера позволило Алексея Кнышову и его компании оказать неоценимую услугу областным властям и тысячам предпринимателей, которые оставались без работы. В перспективе рядом с ОРТК планируют строить жилые дома, детский сад, школу, а также «всё, что нужно для комфортного проживания», как говорилось в сообщениях компании для СМИ.
«Ростсельмаш», возглавляемый Валерием Мальцевым с 2003 года, в этом году запустил строительство тракторного завода — крупнейшего промышленного объекта на Юге за последние несколько лет. Для столицы ЮФО Ростова-на-Дону этот проект и вовсе пока является единственным примером промышленной реновации — обычно все процессы в городе идут по пути деиндустриализации и переформатирования бывших промплощадок под девелоперские объекты. Строительство нового предприятия подобного масштаба в Ростове не предпринималось с советских времён. Начало строительства промобъекта в черте города противоречит сложившейся тенденции, однако вполне логично с точки зрения привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов и развития экономики города. Благодаря его работе появится 1850 рабочих мест — это будет крупнейший трудовой коллектив, созданный за последние десятилетия.
Валерий Мальцев стоял у истоков превращения «Ростсельмаш» (входит в промышленный союз «Новое содружество») в полноценного фуллайнера.
Начиная с 2007 года, компания приобрела активы нескольких зарубежных и российских предприятий. Теперь предприятие производит не только зерно- и кормоуборочные комбайны, но и тракторы большого мощностного диапазона, а также самоходные и прицепные опрыскиватели, почвообрабатывающее, посевное, зерноперерабатывающее и кормозаготовительное оборудование.
В 2016 году, перед началом производства тракторов, конструкторское бюро предприятия, отвечающее за это направление, было усилено новыми кадрами. Перед конструкторами поставили задачу — просчитать создание трактора с применением отечественных комплектующих. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства снизил стоимость готовой машины на 20–30%, сделав её доступнее для простого фермера.
В сентябре в Ростове-на-Дону началось строительство нового промышленного предприятия — тракторного завода, который позволит существенно расширить производственные мощности компании, а также освоить новые компетенции. На площадке в 14 гектаров разместятся производственный корпус общей площадью 62 тысячи кв. м, экспериментальный цех, а также здания коммерческой и инженерной служб. Мощность предприятия составит 5 тысяч машин ежегодно. Строительство планируется завершить в конце 2022 года. Стоимость проекта составит более 6 млрд рублей.
Новой компетенцией для «Ростсельмаш» станет производство дорожно-строительной техники в рамках программы импортозамещения. В его планах — выпуск фронтальных и телескопических погрузчиков, а также экскаваторов-погрузчиков. Сейчас 9 из 10 таких машин поставляются из-за рубежа. На заводе уже создана специальная группа, которая занимается разработкой конструкторской документации, постановкой на производство и выводом новых продуктов на рынок.