За каждым из этих слов стоит тренд в политике, экономики и жизни общества — тренд, который был очень ощутим в деловой повестке юга России в уходящем году
Протест как реальная политика. Главным политическим событием года стали вовсе не выборы в Государственную думу. Внутриэлитные комбинации, тайные согласования в администрации президента — всё это очень далеко от простых граждан и давно уже малопривлекательно для людей из бизнеса. В итоге политическая повестка в гораздо большей степени формируется протестами. Год начался протестами и задержаниями, последовавшими после ареста оппозиционера Навального. Потом случилась серия протестов после своеобразного наведения порядка на ростовском рынке «Алмаз», в результате которого 7–9 тысяч предпринимателей потеряли торговые места. Экоактивисты Кабардино-Балкарии летом протестами добивались возвращения местности Джилы-Су статуса особо охраняемой природной территории регионального значения.
Осенью протестовали жители Геленджика и Анапы против проектов новых генпланов, которые грозят их жилищам и заработку. Жители Горячего Ключа до сих пор протестуют против строительства полигона для твёрдых коммунальных отходов. Протесты — работают, они привлекают внимание медиа, власти вынуждены на них реагировать, причём реагирует вся вертикаль. На практике постоянно выясняется одна и та же ситуация: протесты становятся поводом для диалога в ситуации, когда с коммуникациями явные проблемы. Безусловно, и власти, и общественники всегда заявляют, что ими для этого диалога было сделано всё изначально, но проблема всегда оказывалась в том, что диалога по факту не было. Протесты делают активных общественников и лидеров мнений гораздо более значимыми фигурами, чем партийные согласованные политики.
Поток на юг России. С января по август поток на курорты Краснодарского края вырос в 1,6 раза (до 12,4 млн), превысив и показатели допандемийного 2019 года. Крым в этом году установил постсоветский рекорд посещаемости — 8,4 млн человек за девять месяцев, что на 25% больше 2019 года. Увеличению потока туристов на Юге способствовала программа возврата 20% стоимости тура от Ростуризма — по программе было куплено более 700 тысяч путёвок, по которым основными направлениями стали Кубань, Крым и Ставрополье. Компания «Курорты Северного Кавказа» заявила, что поток туристов в этом году вырос на 85% по сравнению с тем же 2019 годом. Есть ещё и фактор льготной государственной ипотеки — по программе россияне имели возможность приобрести жилплощадь в любом российском городе, и города юга России — особенно Сочи и Краснодар — стали центрами притяжения для желающих приобрести новое жильё, что вызвало взрывной рост цен на «квадраты» на Юге в целом. На фоне того же потока на Юге появился ряд инвестпроектов, связанных с созданием курортов, модернизацией инфраструктуры городов, которые готовятся принимать больше гостей. Например, экокурорт «Лагонаки» готовится построить семь канатных дорог до 2024 года и гостиницы на 2,5-3 тысячи номеров. Целая программа развития появилась у Таганрога — кто бы о нём думал всерьёз, если бы не разворот на внутренний туристический рынок. От этого разворота Юг точно получит больше других регионов, потому что сюда едут уже сегодня.
Устойчивое развитие как GR-язык. Особенность этого года — повсеместное обсуждение на фоне кризиса властью, крупным и средним бизнесом так называемой повестки устойчивого развития, а также фактически превращение ESG-принципов из пожеланий в требование соответствовать. Требование это относится как к региональным властям, так и к бизнесу в целом. Но надо понимать, что вся эта повестка нужна прежде всего тому бизнесу, который привык состоять в диалоге с властью. Устойчивость с её многочисленными составляющими — это теперь новый общий язык сферы GR, на котором можно договариваться. Не всегда за разговорами об устойчивости получается вычленить реальные инициативы, направленные на изменения общества и окружающей среды, в этой сфере пока очень много игры слов, и тем не менее сам словарь целей устойчивого развития ООН в 2021 году пошёл в народ. И трудно не признать этот разворот желанным. Однако корпоративный сектор во главе с транснациональными компаниями чувствует себя в этой повестке сегодня гораздо увереннее: здесь уже научились проектировать, классифицировать и стимулировать партнёров. Следующий шаг, который пока можно сформулировать лишь как вызов, — научиться делать то же самое на всех уровнях власти.
Бум сообществ и креативных индустрий. В этом году «Эксперт ЮГ» реализовал проект, посвящённый развитию сообществ на юге России. Мы пришли к выводу, что мы переживаем бум сообществ, из которых наиболее активны городские, предпринимательские и профессиональные. Создание и управление сообществом стало технологией, которую может взять на вооружение любой харизматический лидер или команда. Именно сообщества сегодня часто формируют повестку в городах и отраслях, здесь образуется среда для развития предпринимателей и экспертов самого разного профиля. Наиболее активны сообщества в некоммерческой сфере и сфере креативных индустрий, развитием которых в этом году особенно озаботился федеральный центр. К этим индустриям относятся все, где научились зарабатывать на продуктах интеллектуальной деятельности, — от ИТ-сферы и архитектуры до ремесел и культуры. Их роль в экономике быстро растёт — и это глобальный тренд. Нельзя сказать, что на Юге небывалые условия для развития этих сфер. Кажется, главное преимущество Юга только в том, что тут теплее, и сюда по этой причине — опять же — едут люди. Впрочем, Краснодарский край уже разработал концепцию развития креативных индустрий и оказался одним из первых регионов на Юге, уловивших тренд. Но бум креативных кластеров, арт-площадок и фестивалей в лучшем случае ожидается в следующем сезоне.