В этом году «Магнит» приобрёл магазины трёх региональных торговых сетей, в том числе волгоградского «Радежа». Нехватка новых площадей для открытия торговых точек стимулирует консолидацию крупных ритейлеров и агрессивное поглощение более мелких игроков
Второй по выручке ритейлер РФ «Магнит» в начале декабря заключил сделку по аренде 58 магазинов «Радеж» в Волгоградской области. Эксперты оценивают её в сумму около 4–5 млрд рублей. Частичное поглощение конкурента — вынужденная мера, продиктованная нынешними условиями рынка, когда крупные ритейлеры вынуждены развиваться экстенсивно.
«Магнит» сообщил, что арендует 58 магазинов волгоградской торговой сети «Радеж». Сроки аренды варьируются от 7 до 10 лет. Большинство площадей (41) расположены в Волгограде. Ещё 15 магазинов находятся в Волгоградской области, а два — в Ростовской. По сведениям на сайте самой сети «Радеж», количество торговых точек в регионе составляет 150, то есть «Магнит» арендовал только часть площадей. В планах ритейлера — открытие 59 новых торговых точек, в том числе 56 в формате «Магнит у дома» и трёх магазинов дроггери. Помещения ждёт редизайн. Первые «Магниты» на месте бывших магазинов «Радеж» откроются уже в конце года.
По словам генерального директора агентства «Инфолайн» Ивана Федякова, в последние годы «Радеж» испытывал ряд трудностей, в том числе падение выручки. Себестоимость торговой сети сильно снизилась.
«В последние годы своего существования “Радеж” генерировал выручку в размере приблизительно восьми миллиардов рублей. Дороже этой суммы сеть никто бы не купил. Потенциально сделку по долгосрочной аренде можно было бы оценить в четыре-пять миллиардов рублей. В эти помещения ещё придётся инвестировать — в ремонт и ребрендинг, замену оборудования. Собственники “Радежа” никакой существенной прибыли от сделки не получат», — уверяет Иван Федяков.
Действительно, по данным ИАС Seldon.Basis, в 2020 году общая выручка ООО «Радеж» сократилась на 8% — до 8,05 млрд рублей. Чистая прибыль составила 88,4 млн рублей.
Владелец компании Юрий Сударев анонсировал передачу торговых площадей крупным ритейлерам ещё в сентябре. Сам бизнесмен решил сосредоточиться на развитии тепличного комплекса «Ботаника». Как отметили в пресс-службе «Магнита», сделка по аренде магазинов «Радеж» повысила прогноз открытия новых магазинов в 2021 году до 2,1 тысячи, но не повлияла на прогноз по капитальным вложениям. Он остался на прежнем уровне — 60-65 млрд рублей.
В ноябре также стало известно об аренде «Магнитом» 56 магазинов торговой сети «Эдельвейс» в Казани. Срок аренды здесь также составит 10 лет. Общая площадь арендованных помещений составляет 25 тысяч кв. м, пишет пресс-служба «Магнита».
Планируется, что на базе арендованных пространств «Магнит» откроет 67 магазинов — 50 магазинов у дома, 14 дрогери и три дискаунтера. Сроки также намечены на IV квартал 2021 года — I квартал 2022 года. Редизайн торговых объектов не предполагает значительных инвестиций и не приведёт к пересмотру прогноза по капитальным вложениям на 2021 год. В то же время аренда новых площадей у местной торговой сети позволит федеральному ритейлеру нарастить присутствие в регионе на 20%.
«Магнит» также обещал сохранить прежний персонал и поставщиков, в том числе и местных — «Алексеевский молзавод». В компании заверили, что будут работать над тем, чтобы увеличивать долю местных поставщиков.
По данным ИАС Seldon.Basis, выручка АО «ТК Эдельвейс» в 2020 году составила 3,7 млрд рублей, а убыток — 134,3 млн рублей. Генеральным директором сети являлся Амир Хайруллин.
«Магнит» приобрёл «Дикси» за 87,6 млрд рублей летом 2021 года. В собственность «Магнита» перешло 2 477 торговых точек. Кроме торговых площадей, в сделку вошла покупка пяти распределительных центров площадью 189 тысяч кв. м и более 700 грузовиков. Большая часть магазинов «Дикси» располагается в Московской, Ленинградской и Свердловской областях, сообщила пресс-служба «Магнита».
Из-за того, что сделка между компаниями была очень крупной, Федеральная антимонопольная служба обязала «Магнит» снизить долю своего присутствия до 35% в 22 муниципалитетах. Также в целях соблюдения антимонопольного законодательства ритейлера обязали установить нулевые наценки на социально значимые товары: молоко, хлеб и куриное мясо. Сохраняться заниженные цены должны в течение года после завершения сделки. Покупка «Дикси» была многоэтапной. Процесс длился с мая по август.
«Дикси» продолжил работать под существующим брендом с сохранением текущего менеджмента. Выручка Dixy Holding Limited, холдинговой компании группы «Дикси», управляющей одноимённой сетью магазинов и суперсторов «Мегамарт», за 2020 год составила 281,4 млрд рублей и 17,4 млрд рублей соответственно. Поглощение «Дикси» принесло «Магниту» рост выручки за III квартал 2021 года на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В соответствии с неаудированными данными управленческой отчётности компании по МСФО 16 на сайте компании выручка «Магнита» за 9 месяцев 2021 года составила 1,311 трлн рублей, EBITDA — 151,4 млрд рублей.
Органический рост в продуктовом ритейле сменился экстенсивным — когда крупные игроки скупают конкурентов
Руководство «Магнита» подчёркивает, что занимает лидирующие позиции в консолидации рынка на сфере ритейла.
«Это соглашение является ещё одним свидетельством нашего дальнейшего ускорения развития на российском рынке. Сделка с магазинами “Радеж” следует за нашей недавней сделкой с сетью “Эдельвейс” в Казани. Эти территории хорошо соответствуют портфелю магазинов “Магнит” и ещё больше укрепят наши конкурентные позиции в приволжском регионе. В дополнение к устойчивому органическому развитию, сделки M&A, создающие дополнительную акционерную стоимость, подчёркивают наше лидерство в процессе консолидации рынка», — заявил директор по инвестициям и стратегии ПАО «Магнит» Андрей Бодров, комментируя последнюю сделку по аренде «Радежа».
Иван Федяков подчёркивает, что приход на место «Радежа» хорошо вписывается в ту парадигму, которая наблюдается в российском ритейле в последние годы. Крупные игроки идут по пути консолидации: «Консолидация позволяет добиться синергетического эффекта. Покупая конкурентов, ты снижаешь затраты на конкуренцию. Из этого и следует дополнительная ценность данной сделки для “Магнита”. Сеть продолжает расти, выполнять свои планы и попутно поглощает конкурентов или занимает их место. Сейчас новые магазины открывать не так просто, новых локаций и регионов уже не остаётся. Органический рост, когда сеть открывала новые магазины на новых площадках, сменился экстенсивным — когда крупные игроки скупают конкурентов».
Эксперт отмечает, что до недавнего времени у «Магнита» был низкий коэффициент банковской задолженности по сравнению с прибылью, что снижало кредитоспособность компании и частично ограничивало дальнейший рост. «Магнит» не привлекал кредитный ресурс для более динамичного развития.
«В любом бизнесе должны быть и кредитные средства, которые стимулируют развитие и самого бизнеса, и общей экономики. Привлечение кредитных средств на покупку таких сетей, как “Дикси”, позволило компании поднять этот коэффициент, но всё равно у них ещё достаточно ресурса, чтобы продолжать поглощать другие сети. Очевидно, что новая команда, которая занялась управлением компанией после нескольких смен руководства, настроена амбициозно», — заключил Иван Федяков.