Какие тренды будут определять развитие вашего рынка и вашей компании в 2022 году? Банкинг: скоринг для МСП
Эдуард Колесников, исполнительный директор, управляющий филиалом «Южный» ПАО «Банк Уралсиб»:
— Если говорить про ключевые тренды розничного блока, то это, в первую очередь, цифровизация и улучшение клиентского пути. Значимость ценовой конкуренции банков на рынке в дальнейшем будет снижаться, а приоритет качества цифровых сервисов — возрастать. Одновременно с этим требования к уровню очных консультаций и компетенции сотрудников в отделениях должны оставаться на высоком уровне.
В малом и среднем бизнесе мы также ожидаем, что текущий тренд на уход в дистанционный и цифровой форматы сохранится. Уже сейчас мы понимаем, что доля предпринимателей, которые пользуются мобильным банком, в следующем году будет расти и, возможно, сравняется с уровнем пользования мобильным банком у розничных клиентов.
Также становятся очевидными изменения в моделях кредитования малого бизнеса. Речь о скоринге, который применяется при работе с физическими лицами. Банки будут активнее использовать эту модель, но уже в работе с малым бизнесом, оставляя индивидуальный анализ клиента для более сложных продуктов. Это обусловлено тем, что в целом по банковской отрасли, за исключением отдельных банков, банковским финансированием в виде кредита для малого бизнеса пользуются не такое большое количество клиентов, до пяти процентов. Остальные пользуются либо кредитными продуктами для физлиц, либо развиваются за счёт собственных накопленных денег или денег семьи и друзей. Изменение подходов к кредитованию, по нашему мнению, открывает потенциал роста портфеля.
Софья Шило, директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Краснодаре:
— По итогам трёх кварталов 2021 года объём нового бизнеса «Балтийского лизинга» превысил 66 миллиардов рублей. За год этот показатель вырос на 44,8 процента. Всего за отчётный период компания заключила 19272 сделки, что на 23,6 процента больше, чем по результатам девяти месяцев прошлого года.
Среди основных отраслевых трендов лизингового рынка можно отметить трансформацию лизинговых компаний в сервисные. Развитие сервисной составляющей — это условие конкурентоспособности. Это подтверждают и результаты нашего опроса, который мы провели среди клиентов. Практически 84 процента респондентов уверены, что рынок сделает выбор в пользу лизинговых компаний, которые могут предложить спектр дополнительных услуг. 49 процентов наших клиентов уже пользуются дополнительными сервисами.
Продолжится цифровая трансформация отрасли. Сегодня диджитализация становится для предприятий ключом к повышению их конкурентных преимуществ и является важнейшим фактором устойчивого развития. Сейчас все бизнес-процессы с контрагентами мы можем осуществить онлайн — от подачи заявки на лизинг до подписания договора в электронном виде и завершения сделки. Эти опции доступны через личный кабинет и мобильное приложение. Также мы запустили приложение для дистанционного осмотра авто и техники без очного участия менеджера.
Задачи, которые мы ставили перед собой в 2021 году, не потеряют актуальности и в 2022-м. Мы будем развивать спектр дополнительных услуг, делающих эксплуатацию предмета лизинга проще и дешевле, а также экономящих деньги и времени, которые клиент может потратить на развитие своего бизнеса. Сейчас мы можем предложить клиентам страховое покрытие на протяжении всего срока действия договора, спектр услуг, связанных с регистрацией имущества, шинный сервис, карты помощи на дорогах, транспортировку имущества к месту эксплуатации.
Юлия Черных, управляющий директор южного филиала Росбанка:
— На федеральной пресс-конференции в ноябре Росбанк представил новую стратегию развития на 2021–2025 годы. Ключевая цель — к 2025 году стать лучшим международным банком в России для клиентов, сотрудников и общества в целом. Название стратегии «Устойчивый рост» тесно связано с предназначением группы Societe Generale, в которую входит Росбанк, а именно: строить вместе с нашими клиентами надёжное и устойчивое будущее, предлагая ответственные и инновационные финансовые решения. Устойчивое развитие — ключевой стратегический вектор для Росбанка на ближайшие годы.
Основная цель Росбанка в рознице — повышение уровня удовлетворённости клиентов. Росбанк продолжает инвестировать в развитие продуктов и онлайн-сервисов. Мы строим клиентский путь по принципу «единого окна», основанный на современном взаимодействии клиента с банком. Перед нами стоят амбициозные задачи по увеличению доли присутствия Росбанка на рынке Юга. За 2021 год в Ростове-на-Дону и Краснодаре было открыто три новых офиса, в которых оптимально сочетаются технические новшества и комфорт: планшеты, Wi-Fi, USB-зарядные устройства, электронная очередь. Для удобства обслуживания клиентов в digital-каналах Росбанк запустил новое мобильное приложение.
Для малого бизнеса банк продолжит разрабатывать услуги, отвечающие требованиям времени: онлайн-регистрацию и ведение бизнеса, юридическую поддержку. Планируем наращивать клиентскую базу более чем на 10 процентов ежегодно.Девелопмент: спрос на склады
Алексей Фомин, генеральный директор ООО «Ромекс-Кубань»:
— 2020 год был весьма сложным для бизнеса, особенных планов никто не строил. У группы компаний «Ромекс» в планах был ряд проектов, которые нам удалось реализовать в срок, что уже можно считать успешным результатом. Кроме того, 2021 год преподнёс ряд приятных сюрпризов, одним из которых стал резкий всплеск спроса на складскую недвижимость. Связано это с тем, что произошло заметное и весьма существенное перераспределение спроса в сторону сегмента онлайн-торговли. Наблюдается значительный рост сегмента E-commerce как одного из ключевых потребителей качественных складских объектов класса А, построенных с учётом современных требований к оснащению, оборудованию, технологиям. Компания обработала большое количество запросов именно от этого сегмента рынка, который стал потребителем №1 качественной складской недвижимости. Наибольшая заинтересованность проявлена компаниями «Яндекс.Маркет», «Сберлогистика», «Озон», «Вайлдберриз», «АлиЭкспресс». Причём интерес присутствует не только на Юге, но и по всей территории России. Развитие сегмента E-commerce формирует спрос на направление складской недвижимости, и именно в этом ключе компания планирует активно развиваться.
Вторым направлением развития для компании является комплексное жилищное строительство. Краснодарский край в настоящий момент стал одним из самых привлекательных регионов для переезда, и численность населения в регионе за последние два-три года фактически удвоилась, что привело к всплеску спроса на готовое жильё. Жилищное строительство является не менее востребованным и приоритетным направлением для развития группы компаний.
Основной задачей на 2022 год является налаживание внутренних онлайн-коммуникаций. Ввиду того, что на сегодняшний день и в планах на будущий год реализация большого количества проектов по всей России, с целью оптимизации финансовых и временных затрат для удалённого решения задач необходимо налаживание систем онлайн-контроля, отчётности, доступа к информации.