Главные точки роста сектора малого и среднего бизнеса Ростова-на-Дону в 2021 году — средний бизнес, ИП и самозанятые. МСП мотивирован расти и думает, что для этого не хватает денег. На самом деле не хватает стратегического планирования
Аналитический центр «Эксперт ЮГ» по заказу Микрокредитной компании «Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства» — Центра развития предпринимательства «Новый Ростов» провёл исследование «Малый и средний бизнес Ростова-на-Дону в 2021 году: условия для роста». В сентябре-ноябре прошёл опрос, в котром приняли участие 639 респондентов, осуществляющих свою деятельность на территории Ростова-на-Дону, из них 601 субъект МСП и 38 самозанятых. Показатели, характеризующие масштаб бизнеса, показывают сильное преобладание микропредприятий, соответственно опрос репрезентативен прежде всего для состояния микробизнеса донской столицы.
По данным Единого реестра субъектов МСП на 10.12.2021, в Ростове-на-Дону зарегистрировано 67138 субъектов МСП (график 2). Для сравнения, на 10.01.2021 количество субъектов составляло 65829. То есть можно говорить о росте субъектов МСП в 2021 году почти на 2%, в то время как в течение 2020 года их количество сократилось на 4,7%. В Ростовской области за прошедший период 2021 года также наблюдается незначительное увеличение количества субъектов МСП — на 1,6%. Можно говорить об изменении основного тренда с негативного на позитивный, но пока не о восстановлении утраченных после пандемийного провала позиций.
Однако анализ динамики МСП по юрлицам и ИП показывает, что количество юридических лиц снижалось на протяжении всего рассматриваемого периода, тогда как количество ИП росло и в 2020, и в 2021 годах. Всего с 10.01.2020 по 10.12.2021 количество юрлиц в сфере МСП Ростова сократилось чуть более чем на 10% (график 3). Повышение количества ИП в период с января по декабрь 2021 года составило 7,3%. Даже по сравнению с началом 2020 года ИП стало больше на 2,7%.
Как Ростовская область отражает все основные тенденции развития сферы МСП, фиксируемые на федеральном уровне, так и Ростов-на-Дону отражает тенденции, демонстрируемые Ростовской областью. В частности, в 2021 году в сфере малого бизнеса Ростовской области индекс роста оборота составляет 120%, у средних компаний эта цифра ещё выше — 137%. По данным Ростовстата, в 1 полугодии 2021 года суммарный оборот МСП в Ростове увеличился к уровню 2020 года на 35,3%, в то время как результаты за 2020 год были ниже прошлогодних на 3,1%.
Но динамика в разных сегментах МСП совершенно разная. Оборот средних предприятий увеличился на 70%, малых — на 25%, микропредприятий — на 5%. Наиболее активно рос оборот малых предприятий оптовой и розничной торговли (на 21,9%), преимущественно из-за увеличения оборота предприятий, осуществляющих оптовую торговлю фармацевтической продукцией, зерном, строительными материалами. Кроме того, высокие темпы роста оборота зафиксированы в гостиничном и ресторанном бизнесе (199,7%), благодаря восстановлению рынка общепита и деятельности гостиниц после прошлогоднего локаута.
Динамика численности занятых в МСП Ростова имела разнонаправленные тенденции. Так, принятые меры поддержки позволили предприятиям среднего бизнеса в 2021 году увеличить численность работников на 7,3%. Малым предприятиям удалось сохранить численность работников практически на уровне прошлого года. Но по микропредприятиям наблюдается снижение среднесписочной численности работников в январе-июне 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 6,8%. Для сравнения, за 2021 год сокращение среднесписочной численности работников по Ростовской области составило 4,9%, тогда как 2020 год, наоборот, характеризовался его увеличением.
Очень быстрыми темпами растёт количество самозанятых, что компенсирует сокращение численности занятых в секторе МСП. Количество плательщиков налога на профессиональную деятельность, зарегистрированных на территории Ростова-на-Дону на 01.07.2021, по данным налоговой службы, составляло 24,4 тысячи, уже в октябре количество плательщиков указанного налога увеличилось до 29,7 тысячи субъектов — активный прирост самозанятых продолжается.
Опрос МСП показывает тенденцию к улучшению самочувствия в 2021 году. Так, увеличилась доля компаний, у которых выручка осталась на том же уровне — 40%, при этом уже 35% заявляют об умеренном росте бизнеса. Ещё 10% информируют о значительном росте бизнеса. В зоне сокращения совокупно остаются только 17% респондентов. По сравнению с 2020 годом доля компаний, говорящих о значительном сокращении выручки, сократилась более чем в 5 раз.
Мы попросили дать прогноз по динамике выручки по итогам 2021 года. Большая часть настроена весьма оптимистично: 43% полагают, что их выручка вырастет в пределах от 5% до 30%, 36% — что она останется на том же уровне, 10% предполагают значительный рост (см. график). На негативные оценки итогов года совокупно приходится лишь 10% голосов. Существенная часть респондентов свои перспективы в 2021 году оценивает выше результата, полученного на момент проведения опроса.
Представителям МСП Ростова-на-Дону был задан вопрос о том, каким образом пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения повлияли на развитие бизнеса. Ведь траектории поведения бизнеса были разными. Наиболее популярный ответ на этот вопрос — однозначно негативное воздействие коронавируса и ограничительных мер (39%). Однако ненамного меньше процент респондентов, заявивших о том, что влияние ситуации было неоднозначным (34%), то есть, помимо отрицательных, были и положительные моменты влияния на бизнес. 16% респондентов заявляют, что не почувствовали влияния пандемии на бизнес вообще, ещё 10% вовсе говорят только о положительном влиянии.
Самым популярным ответом на вопрос об антикризисных мерах, предпринятых во время кризиса, стал ответ «работали в обычном режиме» — 27%. Однако ответы позволяют судить и о тех антикризисных решениях, которые всё же были приняты. Наиболее популярная мера — перевод бизнеса/части бизнеса в онлайн (22%). Ещё 19% были вынуждены сократить расходы на маркетинг, рекламу, НИОКР и т.п. По 16% снижали цены на продукцию/услуги и обращались к мерам государственной поддержки. Показательно, что, согласно аналогичному исследованию, проведённому в 2020 году, наиболее популярным ответом на данный вопрос был «работали, но сократили расходы» (31,3%).
Для задач данного исследования был важен вопрос о том, насколько малый и средний бизнес сегодня мотивирован к росту. Респондентам прямо был задан вопрос, ставят ли их компании на данном этапе задачу многократного роста объёмов бизнеса. В экономических реалиях 2020-2021 годов были все основания предполагать, что мотивация к росту будет очень скромной. Однако это оказалось не так. Большая часть респондентов (77%) заявляет о том, что их компании ставят перед собой задачу многократного роста бизнеса. Вариант «нет» выбрали всего 5% компаний.
Лидирующие позиции в списке факторов, которые в 2021 году больше всего мешают росту бизнеса (см. график 4), по мнению респондентов, занимают высокие налоги (37%), низкая покупательская способность населения (31%), высокая конкуренция (31%) и высокие взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (30%). Эти четыре лидирующих фактора влияют друг на друга — снижение покупательской способности и, следовательно, спроса, наряду с обострением конкуренции приводит к ощущению чрезмерности налоговой нагрузки. В 2020 году тема налоговой нагрузки стала одной из ключевых на федеральном уровне, однако, несмотря на принятые меры, в том числе по уменьшению уплаты страховых взносов с суммы, превышающей МРОТ для субъектов МСП, высокие страховые взносы по-прежнему остаются одной из главных проблем для развития предпринимательства. Показательно, что ограничительные меры, связанные с коронавирусом, занимают только пятую позицию среди факторов, препятствующих развитию бизнеса (26% голосов).
Респондентам был задан вопрос о том, есть ли у них план инвестиций в развитие бизнеса и выдерживается ли он. Именно инвестиции становятся одним из ключевых факторов реализации программ развития бизнеса. Мотивации к росту, с которой в сфере МСП всё в порядке, в данном случае недостаточно. По итогам опроса мы увидели, что только 8% респондентов составляют и выдерживают чёткий инвестиционный план. Ещё 20% заявляют, что тоже имеют такой план, но им не всегда удаётся его придерживаться. В целом можно сказать, что у МСП есть проблема с обеспеченностью инвестициями, но она в существенной степени связана с сосредоточенностью на текущем моменте, отсутствием стратегического планирования. Судя по ответам, его признаки наблюдаются чуть больше чем у четверти предпринимателей. Хотя его внедрение не требует больших инвестиций.
Программа развития, как известно, может финансироваться из разных источников — прибыли компании, средств собственника, кредитов, средств инвесторов. Нас интересовало, насколько остра для компаний МСП необходимость в привлечении средств инвесторов для реализации программы развития. В ответах респонденты разделились примерно поровну: 51% не нуждается в инвесторах, тогда как 49% нуждается. На самом деле это означает, что почти половина компаний МСП просто не может реализовывать свои амбиции по расширению бизнеса, пользуясь стандартными и наиболее доступными инструментами финансирования. Именно финансовые ресурсы признаются МСП наиболее дефицитным ресурсом. Инвестора привлекают, как правило, в условиях дефицита собственных средств компании, а также недостаточности или недоступности кредитных ресурсов. При этом стоит учесть, что проблемы с привлечением банковского финансирования наиболее актуальны для предприятий, у которых на деле проблемы с планированием бизнеса. В данном случае есть опасность подмены одних проблем другими.
Между тем, цена решения этих проблем разная. Например, помогать внедрению стратегического планирования на предприятиях МСП можно через реализацию образовательных и акселерационных программ, через проведение конкурса лучших стратегий развития в сфере МСП. Реализация принципа «дать не рыбу, а удочку» в любом случае была бы гораздо дешевле и перспективнее, чем попытки напрямую восполнить дефицит финансов в малом бизнесе.