Инвестиционный портфель Южного округа, если считать проекты стоимостью от 300 млн рублей, по итогам 2021 года почти не изменился в деньгах, но в количестве участников прирос на 26%. Главное отраслевое событие — троекратный рост инвестиций в туризм
Ценность ежегодного исследования «Инвестпортфель ЮФО», которое делает «Эксперт ЮГ», в том, что оно позволяет судить о трендах инвестиционного процесса на ближайшие годы. Росстат видит ситуацию с инвестициями по факту, а мы, считая крупнейшие проекты, реализуемые в регионе прямо сейчас, понимаем точки роста и падения на ближайшие 3–5 лет. В результате мониторинга мы формируем базу реальных проектов стоимостью от 300 млн рублей — изменения размеров этой базы и её структуры показывают нам эволюцию инвестиционного процесса.
В список крупнейших инвестпроектов вошли проекты, которые реализуются на территории ЮФО на начало 2022 года. Информация запрашивалась у органов региональной власти и компаний, в ряде случаев использовались данные из открытых источников. Если инвестиции в проект были заявлены в валюте, то сумма вложений переводилась в рубли по курсу на 30 января 2021 года. В журнальной версии рэнкинг публикуется в формате топ-50, но аналитика производилась по всей базе проектов.
В результате нашего отбора в базу были включены 257 проектов на общую сумму 4,86 трлн рублей. Нужно сразу отметить, что ЮФО по количеству инвестиционных проектов вернулся к доковидному уровню. Так, в 2019 году мы фиксировали 259 проектов на 4,75 трлн рублей. В 2020 году, когда весной вся страна погрузилась в самоизоляцию, а после действовали жёсткие ограничительные меры, инвестиционная активность заметно снизилась. В том году в рэнкинг вошло лишь 203 проекта на общую сумму 4,79 трлн рублей. Таким образом, в 2021 году количество участников лонг-листа за год выросло на 26,6% и почти нивелировало сокращение в 2020 году. Нелишне бросить взгляд и на исследования пятилетней давности — по итогам 2016 года мы имели на 10% больше проектов, чем сегодня, но общая их стоимость была на 1,5 млрд меньше (см. график 1).
Динамика инвестиций показывает, что инвесторы в целом смогли адаптироваться к новым реалиям на фоне ковидных ограничений. Причём на юге России сработал фактор повышенного спроса на внутренний туризм. Инвесторы, увидев, что отечественная туристическая отрасль как никогда востребована, ответили на это запуском новых проектов в сфере гостеприимства — прежде всего в Крыму и на Кубани.
В целом можно говорить, что в 2021 году зафиксирована положительная динамика в сфере инвестиций на юге России как по количеству новых проектов, так и по их стоимости. Это особенно актуально на фоне продолжающейся пандемии и снижения инвестиционной активности. Напомним, два года подряд не проводились экономические форумы в Сочи и Ялте. РИФ был отменён и в третий раз, хотя программа мероприятий уже была объявлена. Южные регионы довольствовались в этот период участием в Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году. На ПМЭФ только один Краснодарский край заключил соглашений на 162 млрд рублей. Примечательно, что по этому показателю Кубань заняла второе место среди всех субъектов РФ, которые участвовали в ПМЭФ. Крымские власти договорились там же с инвесторами о проектах на 56 млрд рублей, а Ростовская область приросла проектами на 21 млрд рублей. Часть этих соглашения попала в топ-50 крупнейших инвестпроектов ЮФО.
В то же время за год список 50 крупнейших проектов ЮФО обновился практически на треть — в него вошли сразу 15 новых проектов. Некоторые из них возникли уже после международного форума в Петербурге. Самым дорогостоящим стало строительство курортного комплекса «Мойнаки» в Евпатории. ООО «Славянский дом» и ООО «Симферопольская девелоперская компания» вложат в комплексное развитие территории на берегу озера Мойнаки порядка 37 млрд рублей. Соглашение было подписано в ноябре прошлого года. Изначально его планировалось заключить во время Ялтинского экономического форума, который должен был пройти в ноябре, но форум, как уже говорилось, был отменён.
В курортно-рекреационный комплекс «Мойнаки» войдёт 400 тысяч кв. м апартаментов, отелей и жилья. Кроме этого, рядом с озером построят поликлинику, два детских сада и школу, а также обустроят набережную. Начало строительных работ запланировано на осень текущего года. Сдать в эксплуатацию последние объекты инвесторы намереваются к 2029 году. Проект занимает в топ-листе 18 место.
На 19 строчке рэнкинга расположился ещё один масштабный туристический проект. В ходе ПМЭФ глава Адыгеи Мурат Кумпилов подписал соглашение с генеральным директором НАО «Красная Поляна» Андреем Круковским о создании всесезонного горного экокурорта «Лагонаки» за 35 млрд рублей. Инвестор построит 36 км горнолыжных трасс, сноу-парк, гостиницы на 3 тысячи номеров и другую туристическую инфраструктуру до 2025 года. Приступить к реализации проекта инвестор намерен уже в 2022 году.
Строительство курортного комплекса «Лучи» в Анапе обойдётся местному инвестору в 25 млрд рублей. Во время заседания инвестштаба города в декабре прошлого года мэр города Василий Швец заявил, что этот гостиничный комплекс будет построен в районе железнодорожного вокзала. «На этом участке несколько лет назад планировалось построить многоквартирный жилой комплекс, и я благодарен инвестору, что он переориентировал проект. Для Анапы стратегически важно усиление санаторно-курортной и гостиничной составляющей», — подчеркнул Швец. «Лучи» будут состоять из комплекса гостиниц класса три и четыре «звезды» на 6,5 тысячи номеров и аквапарка.
Ещё один проект с ПМЭФ: на 28 месте расположилась реконструкция гостиницы «Приморская» в Сочи. ПАО «Группа ЛСР» вложит в обновление существующего отеля и строительства новых корпусов 21 млрд рублей. Всего для отдыхающих здесь будет доступно 1,4 тысячи мест.
Безусловно, в первом приближении можно заметить, что объём инвестиций почти не вырос. В 2021 году этот показатель оказался больше аналогичного за 2020 год всего на 1,4%. Однако он и не сократился. Впрочем, сокращение портфеля часто связано с тем, что инвестпроекты успешно завершаются, а новые предприятия вводятся в эксплуатацию. Однако особенность 2021 года в том, что в нём ни один из крупных проектов не дошёл до стадии сдачи в эксплуатацию, а вот пересмотр суммы инвестиции имел место.
Так, создание кластера производства на базе волгоградского «Химпрома» ранее оценивалось в 465 млрд рублей. Российская корпорация АЕОН (контролируется миллиардером Романом Троценко) совместно с японской «Марубени Корпорейшн» приступили в 2018 году к возрождению химического производства в Волгограде. Весь проект разделён на три этапа, в рамках которых будет построено несколько новых заводов и модернизировано закрытое производство. Общая сумма инвестиций составит 7,5 млрд долларов. Первый же этап — создание производства метанола — оценивается в 1,5 млрд долларов. Пока реалистичнее говорить о вложениях в рамках первого этапа, чем в целом о восьмилетнем проекте. Таким образом, в нынешнем рэнкинге АЕОН занимает 7 место с 114,7 млрд рублей. Потеря — 350 млрд рублей. Нужно подчеркнуть, что, если бы не этот пересчёт, мы бы сейчас говорили о росте инвестпортфеля в 2021 году примерно на 10%.
Перемещение проекта корпорации АЕОН с четвёртой позиции в рэнкинге крупнейших инвестпроектов ЮФО на седьмую — самое яркое изменение в десятке лидеров. Остальные проекты остались на тех же местах в том же порядке.
Корректировка оценки инвестиций произошла и в других проектах — но уже из-за удорожания работ. Так, например, развитие инфраструктуры в порту Новороссийска теперь, по данным краевой администрации, составляет 133,2 млрд рублей. Годом ранее проект ГК «НМТП» оценивали в 108,4 млрд рублей. Была в прошлом году уточнена инвестиционная программа «Ростсельмаша». Сейчас модернизация производства и строительство тракторного завода в Ростове оценивается самой группой компаний в 31 млрд рублей.
В целом, проанализировав 50 крупнейших инвестпроектов ЮФО, можно сказать, что наиболее крупные проекты заметно выросли в цене. Если год назад на 50 месте в топ-листе размещался проект стоимость в 4,9 млрд рублей, то сейчас проект на этой строчке имеет объём инвестиций более 9 млрд рублей. При этом увеличение стоимости среднего проекта происходит на фоне снижения веса первой десятки, то есть уровня концентрации. На первый дециль проектов год назад приходилось 86% стоимости, в этом году — 82% (см. график 2). Нужно напомнить, что подорожание проектов во многом связано с увеличением цен на строительные материалы. Вероятно, в этом году мы увидим массовый пересмотр стоимости инвестпроектов.
По итогам 2021 года наш топ-лист заметно прирос проектами из сферы туризма. Если в 2020 году в нашей таблице их насчитывалось 25, то в новом исследовании туристическая отрасль аккумулирует в себе уже 46 проектов, восемь из которых попали в итоговый топ-50. Объём инвестиций в эту сферу вырос в три раза, а доля в общей стоимости проектов достигла 6%, хотя годом ранее туризм довольствовался долей в 1,5% (см. таблицу 2).
На второй позиции по отраслевой динамике — АПК и пищевая промышленность. Эта отрасль — абсолютный лидер по количеству проектов (76), причём за год прибавилось 12 штук, а общая стоимость выросла на 44%. Несмотря на это, по итогам 2021 года, доля ключевой для Юга отрасли составляет лишь 4,4% в общем объёме инвестпортфеля. Здесь можно отметить, что в рэнкинг вернулся проект строительства первого сахарного завода в Ростовской области (27 место), который ранее был заморожен. В прошлом году стало известно, что завод в Целинском районе могут построить АО «Международная сахарная корпорация» совместно с китайскими партнёрами. Интерес зарубежных инвесторов подтвердил первый заместитель губернатора региона Виктор Гончаров. По его данным, некие китайские инвесторы уже сделали «определённые инвестиционные вложения». По последним данным, в сахарное производство могут вложить более 21 млрд рублей до 2023 года.
Существенно подрос в цене и проект по строительству производственного комплекса по глубокой переработке зерна в Волгодонске, который реализовывала компания «Донбиотех». Сейчас инвестор находится в стадии банкротства (объявлено конкурсное производство). Тем не менее, власти не теряют оптимизма, подкреплённого кредитной линией Россельхозбанка. «Работа по реализации проекта продолжается, — заявил в январе губернатор Ростовской области Василий Голубев. — Ещё в конце 2021 года обсуждал этот вопрос с представителями Россельхозбанка. Рассчитываю, что решение по инвестору будет принято оперативно. Если в этом году уже определимся, то в 2024 году “Донбиотех” сможет начать работать».
Отметим, что в прошлогоднем исследовании одним из основных драйверов по приросту стоимости проектов была энергетика. В этом году отрасль сократила своё представительство на три проекта, а динамика стоимости просела на 22%. Это, например, связано с завершением строительства ветропарка в Адыгее стоимостью 10 млрд рублей, который реализовывало подразделение «Росатома» — управляющая компания АО «Новавинд».
Самыми же весомыми отраслями по доле в инвестпортфеле остаются нефтегаз (53%) и инженерно-транспортная инфраструктура (8,4%). Отдельные 12,4% приходятся на один межотраслевой проект ОТЭКО в Тамани.
Но пока ни одна из отраслей не может конкурировать с нефтянкой по заявленным вложениям. Первое место занимает программа комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия. «ЛУКойл» инвестирует в Астраханскую область около 1,5 трлн рублей. Строительство нового НПЗ компании «Роснефть» в Краснодарском крае — это ещё 466 млрд рублей и третье место. Комплекс нефтеперерабатывающих производств на базе НЗНП в Ростовской области оценивается в 177 млрд рублей (4 место). Сюда добавим модернизацию Афипского и Ильского НПЗ, а также «Славянск ЭКО», и получим свыше 2,5 трлн рублей инвестиций.
Стоит отметить, что на Кубани реализуется проект, который, в силу создания производств в различных отраслях (химия, портовая и транспортная инфраструктура, нефтепереработка), мы относим к межотраслевому. Около 600 млрд рублей будет потрачено на создание портово-индустриального парка в порту «Тамань» компанией ОТЭКО. Межотраслевой проект занимает в топ-листе вторую строчку. Как пояснили «Эксперту ЮГ» в пресс-службе ОТЭКО, сейчас в составе создаваемого компанией индустриального кластера в порту Тамань уже запущены два специализированных морских терминала. Первый из них — Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 млн тонн в год. Второй — Таманский терминал навалочных грузов проектной мощностью 72 млн тонн в год. ОТЭКО построила всю необходимую вспомогательную инфраструктуру кластера: более 200 км железнодорожных путей, более 120 км линий электропередач, электроподстанции, морские подходные каналы и другие объекты. Сейчас на Таманском терминале навалочных грузов идёт строительство второго склада угля, благодаря которому объём единовременного хранения увеличится с 1,7 млн тонн до 2,5 млн тонн. До конца 2022 года ОТЭКО планирует завершить развитие комплекса по перевалке серы и ввести в эксплуатацию 300 тысяч тонн крытых складских мощностей.
Если нефтегаз показывает нулевую динамику, то отрасль инженерно-транспортной инфраструктуры выросла в деньгах на 27%, её доля — 8,4%. Здесь сразу несколько интересных проектов. Например, в Ростовской области уральский машиностроительный холдинг «Синара» Дмитрия Пумпянского, а также власти Таганрога и ВЭБ согласовали концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети второго по величине донского города стоимостью 11,8 млрд рублей. Концессия в сфере транспорта с таким объёмом инвестиций стала первой для юга России. Позднее стало известно, что холдинг Пумпянского возьмётся и за создание системы скоростного трамвая в столице Дона. Пока этот проект находится в стадии подготовки.
Характерным для инфраструктуры на Юге является и увеличение портовых мощностей. Ещё один новый проект в рамках программы развития, например, реализует Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) — крупнейший в России комплекс по перевалке зерновых культур. В ходе реконструкции его производительность должна увеличиться с 5,2 млн тонн в год до 13,2 млн тонн в год к 2025 году. Для увеличения пропускной способности терминала предусмотрен целый комплекс мероприятий — от оптимизации технологических процессов погрузки до нового капитального строительства. В частности, в рамках проекта «Авто 1500» будут построены дополнительные мощности для приёма зерна с автотранспорта, железнодорожный участок мощностью до 250 вагонов в сутки, силосный парк, рассчитанный на 70 тысяч тонн единовременного хранения. Проект реализуют компании ООО «НЗТ» (входит в «Деметра Холдинг») и ПАО «НКХП» (принадлежит ОЗК) на паритетных условиях. Для этого создано совместное предприятие ООО «Новая пристань».
В новом исследовании Краснодарский край наконец обошёл Астраханскую область по сумме инвестиций в проекты. За минувший год Кубань стала для инвесторов ещё более привлекательной. В прошлом году по этому показателю рейтинговое агентство RAEX вновь присвоило региону высшее значение А1 «максимальный потенциал — минимальный риск». Как отметили в департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, за девять месяцев в экономику Кубани было вложено более 319 млрд рублей. «В 2021 году в целом заключено 97 протоколов о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций (соглашений с инвесторами) на общую сумму 209,3 млрд рублей и созданием порядка 13,8 тысячи новых рабочих мест», — говорится в ответе ведомства на запрос «Эксперта ЮГ». Данные властей подтверждает и наше исследование.
За год количество проектов от Кубани выросло почти на 58%. Регион занимает в топ-листе 104 строчки. Общий объём вложений превысили 1,9 трлн рублей. Астраханская область хотя и нарастила своё присутствие в рэнкинге с 19 до 24, но стоимость проектов увеличилось незначительно. На третью строчку по сумме инвестиций в ЮФО вышла Ростовская область, которая обошла Волгоградскую область на 223 млрд рублей. Донской регион увеличил свой портфель на 14 проектов на общую сумму 600 млрд рублей. В 2021 году только у двух субъектов ЮФО сократилось количество проектов — у Волгоградской области и у Крыма.
Стоит отметить, что самый заметный прирост в стоимости был выявлен в Адыгее, где этот показатель по сравнению с 2020 годом увеличился на 134% за счёт строительства курорта «Лагонаки». На 42% сумма инвестиций выросла в Крыму и Севастополе. Ещё на 20% изменилась динамика стоимости проектов на Дону. Почти половину стоимости потеряла Волгоградская область, но эту ситуацию с переоценкой стоимости развития «Химпрома» мы описали выше. Поэтому, если вынести за скобки Волгоградскую область, то регионы ЮФО в 2021-м как минимум не потеряли в объёме инвестиций — и в этом смысле год был неплохим.