Интрига отношений бизнеса и некоммерческий организаций состоит в том, что обе стороны, согласно опросу «Эксперта ЮГ», довольно низко оценивают потенциал сотрудничества. Между тем, развитие отношений НКО и бизнеса в стране и на Юге — это во многом вопрос о судьбе некоммерческого сектора.
Актуальность этой темы — стратегическая. У НКО четыре основных источника финансирования: граждане, государство, бизнес и предпринимательская деятельность. Сейчас только госсектор наращивает поддержку НКО, но очевидно, что некоммерческая сфера не может быть лишь продолжением госсектора.
Проект «Бизнес и НКО глазами друг друга», конечно, затевался в мирное время, когда мы готовились к новому витку развития после пандемии. Его обоснование было простым. Итоги нашего опроса руководителей НКО юга России 2019 года показали, что главный тренд отечественного некоммерческого сектора — активное вовлечение в него граждан, а также увеличение числа НКО. Далее, исследование фонда «Сколково», проведённое чуть позднее, показало, что 94% руководителей бизнеса в России вовлечены в социальное проектирование или поддержку филантропических проектов — и это на треть больше, чем доля вовлечённых в некоммерческую деятельность граждан. Казалось бы, мы имеем два мощных источника развития некоммерческой сферы в стране — гражданский активизм и активность бизнеса. Однако, присмотревшись, можно было легко увидеть, что перед нами на самом деле две параллельные истории, которые пересекаются очень мало. Нам уже приходилось писать о том, что некоммерческий сектор в стране двулик: бизнес играет по своим правилам, он имеет ресурсы, создаёт свои фонды, поддерживает спорт и образование и почти не обращается к НКО для реализации некоммерческих проектов, а НКО накапливают экспертность, как правило, в очень непозитивных темах, объединяют вокруг себя людей, находятся в постоянном поиске ресурсов, но не соответствуют критериям, сформулированным в программах бизнеса. В исследовании 2019 года при выборе актуальных трендов руководители НКО юга России меньше всего голосов отдали за рост объёмов сотрудничества с бизнесом, но при формулировании задач, связанных с развитием, больше всего голосов отдавали пункту «Развитие инфраструктуры для коммуникации НКО, власти и бизнеса». То есть сотрудничество бизнеса и НКО на тот момент представлялось желанной перспективой. И мы решили продолжить работу с темой социальных инвестиций проектом, который бы фокусировался на восприятии бизнесом и НКО проблематики взаимодействия друг с другом. Более того, было бы очень правильно, чтобы НКО определяли компании, сотрудничество с которыми они ценят,
В первые месяцы 2022 года в рамках проекта «Бизнес и НКО глазами друг друга», поддержанного КБ «Центр-инвест», «Эксперт ЮГ» опросил 50 руководителей НКО Ростовской области и Краснодарского края, а также 52 представителя компаний, которые реализуют социальные проекты, напрямую не связанные с их основной деятельностью. По итогам опроса в феврале был проведён круглый стол. Такова база для обобщения.
Итак, перед нами две аудитории, которые занимаются, в сущности, одним делом и которые преимущественно даже в 2021 году наращивали свою активность в сфере социальных инвестиций. Но вот их оценки потенциала сотрудничества: 56% руководителей НКО считают, что он либо «скорее низкий», либо «низкий», причём доля отвечающих однозначно довольно высока — 20% (см. график 1). Хотя, согласно исследованию «Формула жизнестойкости: что делает НКО устойчивой?», проведённому Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и Агентством социальной информации, главной проблемой НКО в 2021 году был недостаток денежных средств для обеспечения своей работы.
Бизнес более осторожен в оценках, однозначности в ответах почти нет, но и позитива относительно взаимодействия ненамного больше: 52% респондентов считают потенциал «скорее низким» и «низким». Эти ответы прежде всего свидетельствуют о том, что для бизнеса как минимум неочевидна ценность работы с НКО.
Безусловно, эти ответы нуждаются в дополнительных оценках. Но кажется, что они свидетельствуют о стратегической проблеме в развитии некоммерческого сектора в целом, и над решением этой проблемы нужно было бы начать думать.
Мы попросили обе группы респондентов сформулировать основные критерии оценки друг друга. Для руководителей НКО главный критерий оценки бизнеса — это в принципе готовность бизнеса к сотрудничеству с НКО — об этом сказали 76% респондентов. Понятно, о чём идёт речь: очень часто социально активные предприятия свои задачи в этой сфере решают за счёт дополнительной нагрузки на сотрудников pr-служб или инициативных групп сотрудников. Это не говоря о том, что ряд средних и крупных предпринимателей создают корпоративные фонды, которые в свою очередь начинают конкурировать за поиск средств бизнеса.
Другие критерии, которые набирают достаточно много голосов, — открытость предложениям НКО (56%) и наличие чётких целей в социальной сфере (54%). Первая проблема во многом связана с той, что указана выше. А наличие публично сформулированных целей в сфере социального или устойчивого развития — ориентир для НКО, которые ищут возможности для сотрудничества. Примечательно, что размер выделяемого бюджета — это предпоследний по значимости критерий для оценки партнёра из сферы бизнеса.
В оценке бизнесом некоммерческих организаций на первом месте профессионализм, понимаемый как умение сделать эффективный проект, — за этот пункт голосуют 67% респондентов (см. график 4). На второй позиции в оценке чёткие цели в социальной сфере — для бизнеса не менее важно понимать, на решение каких задач нацелена НКО.
Нужно всё же заметить, что профессионализм в понимании бизнеса и НКО — это не одно и то же. Профессионализм с точки зрения НКО — сочетание трёх функций: способности объединять людей, экспертности и влиятельности в своей сфере. Для бизнеса важнее выстроенность процессов и отчётность.
Мы попросили НКО и бизнес назвать основные проблемы взаимодействия друг с другом. С позиции НКО основные проблемы — отсутствие живых коммуникаций с бизнесом (56%), а также отсутствие интереса бизнеса к той проблематике, которой занимается НКО (46%) (график 5).
С точки зрения бизнеса, главная проблема взаимодействия с НКО — это дефицит финансовых ресурсов (60%). Этот ответ замечателен по своей прямоте. Фактически он говорит одновременно о том, что НКО воспринимаются как постоянные просители денег и о неготовности самого бизнеса к финансовым тратам на некоммерческую деятельность. За обеими интерпретации стоят определённого рода стереотипы. Во-первых, НКО не всегда просят именно деньги, форм партнёрства достаточно много. Во-вторых, некоммерческая деятельность всё же в любом случае предполагает финансовые расходы, и сотрудничество с НКО, в идеале, позволяет их минимизировать.
Обратим внимание и на вторую по важности проблему, о которой говорит бизнес: отсутствие интереса к проблематике бизнеса (46%). Это та же самая проблема, которую испытывают на себе сами НКО. Похоже, что гибкости в данном случае не хватает обеим сторонам. Важно также, что обе стороны видят проблему коммуникаций. Итоги этого опроса были представлены представителям бизнеса и НКО, мы приводим здесь наиболее важные комментарии по этой теме.
«НКО — это островки общественного сознания, они пытаются найти решения, в которых заинтересованы все, — говорит председатель совета директоров КБ “Центр-инвест” Василий Высоков. — НКО должны решать общественную задачу, действовать в интересах социальных групп, а не индивидуумов. НКО должны использовать более эффективные технологии, чем другие участники рынка. НКО должна быть готова мультиплицировать себя, потому что хорошая программа работает в отсутствии разработчика. Если же НКО работает в одном единственном экземпляре, то это хобби, которым занимается руководитель НКО. Сегодня система грантов работает, и проблем с фондированием у НКО нет, есть проблемы с маркетингом. Чтобы быть конкурентоспособными, я бы предложил нашим донским НКО использовать следующий маркер — цели устойчивого развития; их использование позволит НКО стать более конкурентоспособными на глобальном уровне и разговаривать с бизнесом на одном языке».
«Для бизнеса целесообразно сотрудничать с теми НКО, которые могут, например, решить задачи в рамках корпоративной социальной ответственности, улучшить имидж компании, способствовать продвижению, содействовать целям устойчивого развития, — считает Ирина Гусева, основатель сети детских стоматологических клиник “Бобрёнок” и фонда “Улыбнись жизни”. — Сотрудники же НКО часто не могут внятно сформулировать идею социальной инициативы, объяснить бизнесу результативность потенциального сотрудничества, предоставить количественные критерии, подтверждающие достижение поставленных целей. Всё это, конечно, порождает огромное недоверие со стороны бизнеса. В то же время многие компании, которые строили систему ценностей исключительно в парадигме получения прибыли, сейчас переосмысливают свою деятельность с точки зрения влияния на местное сообщество и социальной ответственности. Не за горами то время, когда коммерческим организациям будет важна социальная оценка общества, уже есть такие примеры на Западе. Для того поколения, которое сейчас растёт, очень важно всё, что связано с общественностью, полезностью, экологией».
«Слабые стороны НКО заключаются в том, что они недостаточно следят за рынком, трендами, из года в год предлагают бизнесу одни и те же проекты, — полагает Анна Белан, директор АНО “Центр инноваций социальной сферы «Атлас НКО»”. — Кроме того, НКО не готовят годовые публичные отчёты, выполняют свою работу тихо и недостаточно освещают её в информационном пространстве. Таким образом, у бизнеса просто нет возможности узнать о них. Компании гораздо проще организовать собственный благотворительный фонд и через него реализовывать социальные проекты. Однако есть и положительные тенденции: НКО стали привлекать профессионалов к своей работе, в некоторых уже существуют целые отделы по фандрайзингу, что позволяет разрабатывать и предлагать более качественные проекты».
«Первый столп взаимодействия с НКО — это их профессионализм, но и НКО, в свою очередь, должны понимать, что хочет и может бизнес, — говорит Алексей Полянский, заместитель директора макрорегиона “Юг” торговой сети “Пятёрочка” (X5 Group). — Мы давно сотрудничаем с Фондом продовольствия “Русь”, поскольку они понимают, что нам нужно. Если возникает какой-то вопрос по поводу региональной помощи, то мы обеспечиваем взаимодействие местной НКО с фондом “Русь”, и они разговаривают на одном языке, предлагая те схемы, которые мы в состоянии реализовать. Второй момент — это прозрачность. Мы в любой момент получаем информацию о том, как будет собрана помощь, сколько волонтёров будет работать, вплоть до списка конкретных благополучателей».
«Бизнес воспринимает руководителей НКО как неорганизованных людей, которые возьмут деньги, куда-то их потратят, себе всю славу припишут, то есть как перераспределителей благ, — считает Александр Нечушкин, председатель комиссии Общественной палаты Ростовской области по экономической политике, предпринимательству, инновациям, туризму и цифровому развитию. — До тех пор, пока основной целью бизнеса остаётся получение прибыли и пока у нас не будет развито гражданское общество, говорить с бизнесом с позиции “вы должны” нельзя. Есть много моделей взаимодействия: кобрендинг, корпоративное волонтёрство, товарная поддержка, продвижение товаров через совместные мероприятия и т.п. Надо активно их предлагать. Бизнес всегда заинтересован в поддержании стабильности общества, а значит, необходимо делать акцент на том, что НКО способствуют сохранению такой стабильности, поскольку являются свободными и открытыми для простых людей, лучше знают проблемы своей целевой аудитории и возможности их решения».
«Проблема, с которой сталкиваются региональные фонды, заключается в том, что все решения по поводу реализации социальных проектов со стороны крупного бизнеса, как правило, принимаются в Москве, в головных офисах, — говорит Галина Козлова, руководитель бюро Русфонда в Ростовской области. — Кроме того, у крупного бизнеса уже имеются свои благотворительные фонды. Поэтому на региональном уровне важно говорить о среднем бизнесе. Но здесь тоже есть свои проблемы. Первое — это отсутствие системности: зачастую средний бизнес готов действовать не системно, а по велению сердца: увидел — ёкнуло — пожертвовал. Второе — средний бизнес не до конца осознает, что может дать ему взаимодействие с благотворительными организациями. Часто к НКО относятся так, как будто это агентство по продаже билетов или PR-агентство. Необходимо понимать, что это не так, и что если мы будем продавать билеты, организовывать мероприятия, продавать какую-то продукцию, то мы не сможем решать свою самую главную задачу — эффективно расходовать деньги бизнеса. Мне кажется, очень важно эту мысль доносить до бизнеса».
«Бизнес без НКО хорошо живёт, его основная цель — получение доходов, ему необязательно сотрудничество с некоммерческим сектором, чего нельзя сказать об НКО, — считает Виктория Мусиченко, исполнительный директор фонда Николая Чудотворца. — Поэтому мы вынуждены изучать рынок и те компании, которые присутствуют в нашем регионе. Несмотря на то, что мы являемся частным благотворительным фондом и в среднем за год у нас оборот благотворительной помощи 50-70 миллионов рублей, мы привлекаем 30 процентов от другого бизнеса. Мы обращаемся к бизнесу как полноправные участники данного рынка и считаем, что сотрудничество должно быть основано на взаимовыгодных условиях. Прежде чем идти к бизнесу, мы изучаем его внутреннюю политику, целевую аудиторию, проекты, которые уже были поддержаны, смотрим на основателя компании и его приоритеты, чтобы понять, какие проекты ему будут интересны и где мы можем найти точки соприкосновения интересов. К сожалению, не все НКО работают добросовестно. Есть фонды, которые собирают средства на карты, не отчитываются на сайтах, не рассказывают, кому помогают и откуда берут средства. В связи с этим возникает вопрос о повышении профессионализма некоммерческого сектора».
«Во взаимодействии бизнеса и НКО есть две ключевые проблемы, — поясняет Богдана Руднева, руководитель организации “Добрый Юг”. — Во-первых, не все НКО перестраиваются от просителей, которые обращаются к бизнесу за помощью, к сотрудничеству, когда идёт взаимовыгодный обмен. НКО предпочитают отправлять письма с просьбой сделать пожертвования, а не предлагать какое-то интересное совместное мероприятие или событие. Во-вторых, некоммерческие организации торопятся, не хотят играть вдолгую: им кажется, что лучше получить здесь и сейчас определённую сумму денег. На мой взгляд, гораздо правильнее выстраивать долгосрочные отношения. В этом случае мы начинаем работать с бизнесом не только с позиций финансирования, а ищем какие-то точки соприкосновения. Ведь есть много других направлений, по которым бизнес может оказать непосредственно финансовую поддержку».