Экспортёры переключаются на Азию и национальные валюты

С февраля 2022 года работа компаний-экспортёров Ростовской области очень усложнилась. Проблемы есть буквально на всех этапах, но главная всё же — логистика. Есть и хорошие новости: в новых обстоятельствах заработал транспортный коридор Север — Юг.

По данным Максима Ткачёва из ЮТУ, в первом квартале, если экспорт Ростовской области считать без энергоносителей и зерна, он вырос на 35%
Читать на monocle.ru

В конце апреля «Эксперт ЮГ» провёл круглый стол «Адаптация южного экспорта» с целью продиагностировать трансформации в деятельности бизнеса на внешних рынках.

Смена вектора и новое регулирование

По словам Павла Войтова, начальника управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области, в список утверждённых правительством России недружественных государств попали традиционные значимые партнёры Ростовской области — например Украина, Швейцария и Германия. Однако теперь регион адаптируется, направляя вектор экспортных поставок в страны Африки и Азии. На долю Азии пришлось уже порядка 49% донского экспорта, а на долю Африки — более 21%.

На региональном уровне 12 марта утверждён план первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Ростовской области в условиях внешнего санкционного давления. Один из его пунктов — «диверсификация экспорта и меры по борьбе с ограничениями интеграции Российской Федерации в мировую экономику» — подразумевает снижение стоимости российских сертификатов и других документов, необходимых для экспорта, а также упрощение процедур их получения. Увеличивается объём субсидий на компенсацию транспортных расходов, снижаются тарифы на перевозки ОАО «РЖД».

По словам Максима Ткачёва, и. о. замес­тителя начальника службы организации таможенного контроля — начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Южного таможенного управления (ЮТУ), сложившаяся ситуация заметные внесла коррективы в статистику за I квартал года: «Если брать статистику по перемещению транспортных средств, показатели возвратились, и по ряду регионов даже превышают те цифры, которые были до февральских событий. Основная группа товаров, то есть энергоносители, на 24 процента увеличилась по сравнению с первым кварталом 2021 года. Также выросла группа пищевой промышленности и готовых кормов для животных — это 13 процентов. При этом мы фиксируем снижение экспорта злаковых из Ростовской области на 66 процентов, а также сокращение экспорта масел растительного и животного происхождения на 11 процентов. Если же исключить зерно и топливный сектор, общий рост экспорта Ростовской области составит 35 процентов».

Екатерина Голубейкова, начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля ЮТУ, напомнила, что 8 марта появился указ президента, которым были введены специальные экономические меры с целью обеспечить стабильность на внутреннем рынке. Также были введены запреты и ограничения на вывоз ряда товаров (311, 312 и 313 постановления), квотирование вывоза растительного масла с 15 апреля за пределы стран ЕАЭС. А вот импорт был облегчён.

«353-м постановлением был облегчен порядок подтверждения соответствия товара, — рассказывает Голубейкова. — Это значит, что запасные части, комплектующие и компоненты, сырьё и материалы могут ввозиться без декларации и сертификата соответствия. Таможенные органы теперь не контролируют маркировку при ввозе: условный выпуск для нанесения маркировки заявлять не нужно; товары сразу выпускаются в обращение».

Главная проблема - логистика

«Разрушаются логистические цепочки, нарушаются сроки доставки, либо транспортные компании отказываются выполнять свои обязательства. Новороссийский порт работает в напряжённом режиме, — говорит директор АНО “Центр поддержки экспорта Ростовской области” Аркадий Мурзаев. — С рынка ушли крупные международные операторы, например, MAEX. При этом идут постоянные отгрузки на Турцию, открывается новая линия на Мерсин. Сегодня РЖД совместно с дочерней компанией “РЖД Логистика” предпринимают усилия для поддержки российских импортёров и экспортёров. Более того, фактически заработал коридор Север — Юг, по которому контейнеры идут через территорию Ирана в Персидский залив и Индийский океан. А это транспортировка грузов из Индии, Бангладеш и Пакистана. Индия важна, потому что это не только текстиль, но и медицинские препараты. До сих пор коридор не работал, потому что не был востребован».

По словам Мурзаева, анализ деятельности экспортёров, обратившихся в Центр поддержки экспорта, показывает, что недружественные страны составляли всего 10% экспорта центра. Наиболее популярные для экспортёров регионы — это СНГ, Ближний Восток, Африка.

Директор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная говорит, что после введения санкций перспектив ведения бизнеса за границей не наблюдалось: была неясна логистика, перечень санкционных товаров. Однако позже стали понятны новые возможности, связанные прежде всего с новыми тарифами РЖД и упрощением взаимодействия с Китаем.

Впрочем, новые морские или железнодорожные маршруты подходят не всем. Марина Гдалевич, заместитель генерального директора по международным связям ЗАО «ОКБ “РИТМ”», отметила, что их товар — высокотехнологичные медицинские изделия — можно перевозить только на самолёте.

Ещё одна проблема, по мнению Алексея Трофимченко, директора по экспорту АО «Клевер», — это длительное оформление сертификатов происхождения. По его словам, это отнимает в лучшем случае половину недели. Всё это время машины стоят, а за простой приходится платить.

«Касательно логистики мы сталкиваемся с проблемой, потому что ряд клиентов находится на территории ЕС, — говорит Трофимченко. — Выход мы видим один — искать зарубежных перевозчиков. И хотелось бы, чтобы им не запретили заезжать на территорию РФ, потому что желающих и так немного. Пока это единственный способ, которым мы можем доставлять свою продукцию в Европу. Ещё есть возможность делать это через Турцию, но это дороже. И без того стоимость перевозки наземным транспортом в среднем выросла на 110–150 процентов, водным — на 250 процентов».

Получить деньги за поставку — тоже проблема

Получение оплаты от зарубежных клиентов и грамотная работа с валютами — это сегодня тоже не самые простые задачи. Марина Гдалевич сообщила, что у них есть проблемы с получением оплаты по зарубежным контрактам: «Мы закрыли несколько счетов в банках. Если говорить об отправке оплаты из ЕС, мы пробуем это сделать небольшими суммами — буквально по тысяче евро. Всё очень неустойчиво. А оплату из США мы получить вообще не можем. Сейчас рассматриваем альтернативные варианты получения через компании-посредники».

Руководитель Ростовской региональной дирекции Банка «Кубань Кредит» Татьяна Горобец в данной ситуации рекомендует использовать российский рубль, турецкую лиру и китайский юань. По её мнению, сегодня это самые безопасные валюты: «Тот, кто в настоящее время активно работает с долларами, сталкивается с большими задержками по платежам. Возможно, это будет наблюдаться и при операциях с евро. Сказываются последствия санкций, которые введены против ряда крупных отечественных банков. В связи с этим бизнесу стоит обратить внимание на региональные банки — на них не распространяются санкционные меры. Желательно также задуматься о переводе операций в национальную и альтернативные валюты. Потому что евро и долларов, по всей вероятности, в обращении будет становиться меньше, и, соответственно, задержки будут увеличиваться».

Сейчас, по словам Горобец, оптимально работать с Китаем: связь установлена без транзитных банков, платежи зачисляются в течение часа без задержек. У многих банков там открыты счета в юанях и долларах.

Партнёр мероприятия — банк «Кубань Кредит», один из крупнейших самостоятельных банков ЮФО