В конце 2023 года «Автодор» начнёт работы по строительству Юго-Восточной хорды, которая должна соединить регионы Урала с югом России.
По словам главы госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, главное назначение этой трассы — соединение регионов для развития промышленного потенциала страны: «В первую очередь эта трасса нужна для развития промышленности, поскольку Урал — это крупнейший промышленный центр, Саратов, Самара, Волгоград — крупные экономические центры. Краснодар — житница страны, и взаимные интересы — продукты, товары и промышленность — позволят трассе работать, мне кажется, достаточно эффективно».
Протяжённость новой хордовой автотрассы составит 1600 км. Дорога будет проходить по территории Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской, Самарской областей, Татарстана и Башкортостана. Некоторые участки будут платными, их протяжённость составит до 500 км. Планируется, что на дороге будет по 4-6 полос для движения в каждом направлении.
Строительство Юго-Восточной хорды будет поэтапным. Кроме новых участков трассы, «Автодор» произведёт реконструкцию более 20 участков имеющегося дорожного полотна. Юго-западный обход Краснодара, а также отрезок М4 «Дон» до обхода Волгограда, включены в первый этап проекта.
«Автодор» предполагает, что с введением в эксплуатацию новой трассы время пути от Уфы до Краснодара будет составлять 18 часов.
Общий объём инвестиций в строительство дороги — 1,3 трлн рублей. Вячеслав Петушенко уточнил, что для финансирования объекта может быть применён механизм концессии.
Приступить к строительству Юго-Восточной хорды смогут после того, как будет завершён основной объём работ на трассе М12 Москва — Казань — Екатеринбург. К концу 2023 года техника для производства земляных работ должна полностью освободиться с М12 и направиться на подготовку новой трассы.
Кроме того, «Автодор» рассматривает возможность объединения в один проект дорогу от Урала до Краснодара и трассу «Меридиан», благодаря которой планировалось создание маршрута из Европы в Китай.
«Эти дороги должны будут пересечься, согласно текущим планам по их трассировке. Плюс, учитывая отсутствие целесообразности вести “Меридиан“ к границе с Белоруссией сейчас, их объединение позволит придать новый импульс проекту. Мы получим дополнительные возможности по перевозке грузов через юг России, порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов», — рассказал Вячеслав Петушенко.