Галерея «Ростов» этим летом создаёт арт-маршрут по Ростову-на-Дону с участием 30 профессиональных уличных художников. Фестиваль «Ничего страшного» призван улучшить облик города и нанести его на карту российского уличного искусства
Грант на проведение фестиваля в размере трёх миллионов рублей выделил Президентский фонд культурных инициатив. «Эксперт ЮГ» вместе с кураторами галереи «Ростов» подвёл промежуточные итоги проекта.
Художественная галерея «Ростов» с 2018 года популяризирует донское искусство. В её помещениях проводятся выставки, перформансы, музыкальные и поэтические вечера, мастер-классы и лекции. В 2021 году галерея зарегистрировала автономную некоммерческую организацию «Культура», чтобы взаимодействовать с госструктурами. Первый фестиваль уличного искусства «Ничего страшного», организованный совместно с Президентским фондом культурных инициатив, прошёл весной того же года. Количество слушателей образовательной программы составило 1500 человек, итоговую выставку посетило около 1200. В 2022 году грант в три раза больше, три миллиона рублей, а задачи — в три раза сложнее. Финальные итоги только предстоит подвести, сейчас фестиваль в самом разгаре.
30 художников, отобранных из более чем 100 заявок со всей России, начали заполнять городские фасады и заборы в мае. Для Ростова-на-Дону это первый опыт стрит-арта, связанный с большим количеством согласований и сотрудничеством с администрацией Кировского района. В 2012 году подобный фестиваль «Макаронная фабрика» был организован центром Makaronka, однако все объекты появились в одном квартале. Участники «Ничего страшного 2021» экспонировались в основном в помещении галереи.
«В центре Ростова много зданий, которые относятся к культурному наследию или стоят в очереди на капремонт. Нужно было учесть множество факторов, чтобы вписать арт в городское пространство, создать новые достопримечательности и точки притяжения, — говорит куратор проекта Ирина Ровер. — Посредством профессиональных тактик уличного искусства можно улучшить облик города. Перед подачей заявки на субсидию мы провели исследование в квартале вокруг здания правительства Ростовской области и обнаружили тысячи тегов — быстрых граффити-подписей. Куда идут молодые люди без образования в изобразительном искусстве? В теггинг, конечно! Но не всем горожанам нравятся такие артефакты на улицах». Вдобавок несогласованный стрит-арт всегда рискует быть уничтоженным коммунальной службой.
АНО «Культура» включила в заявку на грант проведение не только фестиваля, но и Школы стрит-арта с 20 студентами. Несмотря на то, что муралы (крупные изображения, зачастую занимающие целые фасады), граффити и уличные инсталляции признаются важной формой коммуникации между художниками и обществом и постоянно попадают в фокус внимания гуманитарных наук, в образовательных учреждениях Ростовской области нет курсов или дополнительных программ по уличному искусству. Ирина Ровер приводит в пример декрет российских футуристов о демократизации искусств: «Стрит-арт существует в нашей стране больше 100 лет. Вспомните Маяковского с его „Пусть улицы будут праздником искусства для всех“. Так что мы со Школой уличного искусства заполняем лакуну. Чем более профессиональные акторы будут вокруг нас, от чиновников до художников, тем выше будет качество любой работы».
Также внутри «Ничего страшного 2022» галерея организовывает открытые выступления состоявшихся уличных художников. Прошли лекции о том, как начать путь в стрит-арте, о влиянии цвета на восприятие, о приёмах и техниках. Когда все 30 объектов будут завершены, начнутся кураторские экскурсии. Ирина Ровер комментирует: «Мы хотим организовать маршрут, который привлечёт туристов со всей страны, нанести Ростов-на-Дону на карту российского стрит-арта, открыть первую на юге России галерею уличного искусства под открытым небом. Цели амбициозные, но многое уже реализовано. Осталось только довести до ума детали». Итогом проекта 2022 года, как и прошлого, станет фильм.
На региональном и муниципальном уровнях должна появиться своя система грантовой поддержки культурных инициатив
Процесс фиксируется в социальных сетях галереи «Ростов», на отдельных страницах проекта и в региональных СМИ. Стиль каждого художника уникален, есть и каллиграфия, и панорамная мозаика, и узоры по мотивам хохломы, и наивное искусство. Украшено уже 17 улиц центра и Нахичевани. Самый большой стрит-арт разместился по адресу Лермонтовская, 116, где ростовчанка Ника Каото вместе с сотрудниками галереи, волонтёрами, представителями власти, журналистами и блогерами расписала 360 квадратных метров забора «Почты России». «Ничего страшного» привлекает внимание к важным региональным институциям и общественным проблемам: петербуржец Стас Багс в рамках фестиваля нанёс рисунок на фасад зоозащитной организации «Собачий патруль».
Сотрудники галереи отмечают, что в Президентский фонд культурных инициатив поступает не так много жизнеспособных заявок из регионов, поэтому шансы профессиональных команд очень высоки. При этом именно уличное искусство имеет мощный потенциал для развития: фестивалей, похожих по концепции и масштабу на «Ничего страшного», по стране единицы. С 2010 года проходит Stenograffia в Екатеринбурге, с 2017-го — Satka Street Art Fest в Челябинской области и «Место» в Нижнем Новгороде, с 2019-го — «Страницы истории» в Великом Новгороде и Новгородской области. В Приволжском федеральном округе второй год подряд организовывают «ФормArt». Многие крупные города, в том числе Ростов-на-Дону и Краснодар, пока не используют возможности уличного пространства в полной мере.