Соглашения о развитии в Ростовской области инфраструктуры для электротранспорта были подписаны региональным правительством и представителями компаний Sitronics Electro и Green Drive на международной выставке «Иннопром 2022».
Общий объём инвестиций в развитие инфраструктуры от двух компаний составит 280 млн рублей. Сотрудничество Sitronics Electro с Ростовской областью будет состоять из двух этапов. Об этом рассказал исполнительный директор компании Андрей Гурленов.
На первом, в 2022 году, будет запущено восемь быстрых зарядных станций по трассе М4 «Дон». В 2023 году начнётся второй этап — установка в регионе ещё нескольких десятков многопортовых зарядных станций.
«Мы уже начали реализацию первого этапа: выбрали подходящие точки для зарядного оборудования и ведём переговоры с владельцами земли по аренде таких участков. Далее — проведение питания и монтаж зарядных станций», — рассказал Гурленов.
Общий объём инвестиций составит до 100 млн рублей. Финансирование проекта комплексное — это и субсидии из бюджета, и собственные средства компании, и заёмные средства.
Станции, которые компания установит в Ростовской области, будут иметь мощность в 149 кВт, одновременно на них смогут заряжаться два электромобиля. Каждая станция будет оснащена тремя коннекторами, один из которых — новинка для рынка — коннектор GB/T китайского стандарта.
Таким образом, в Ростовской области водители смогут быстрее пополнять запас заряда, не терять время в очередях, а также избежать использования переходников для заряда своего электромобиля.
В отличие от Sitronics Electro, компания Green Drive уже зашла на рынок Ростовской области. Компания начала свою работу с создания первого в России «электрошоссе», оснастив 17 быстрыми электрозаправочными станциями (ЭЗС) трассу М4 «Дон» на всем её протяжении от Москвы до Сочи. В Ростовской области сегодня действуют две быстрых ЭЗС, до конца года в донском регионе появятся ещё восемь заправочных станций Green Drive. Это будут быстрые ЭЗС мощностью 150 кВт, с тремя коннекторами быстрой зарядки, включая китайский стандарт GB/T. Владельцы электрокаров смогут заряжать свой автомобиль в среднем за 30 минут.
Как рассказал генеральный директор Green Drive Сергей Яковлев, до 2024 года вдоль трассы М4 «Дон» планируется установить до 50 ЭЗС.
«Сейчас от столицы до побережья Чёрного моря ЭЗС Green Drive стоят в среднем через каждые 200-250 километров, а с полной реализацией проекта можно будет заряжаться по трассе через каждые 60-80 километров. Это передовые европейские стандарты», — пояснил Яковлев.
Общий объём инвестиций компании до 2024 года составит 180 млн рублей. Финансирование будет производиться с привлечением собственных средств компании, бюджетных субсидий и кредитного финансирования.
По информации обеих компаний, срок окупаемости ЭЗС напрямую зависит от трафика и числа зарядных сессий, а они, в свою очередь, от количества электромобилей в регионе. В среднем это не менее пяти лет. Представители Sitronics Electro говорят о 7-10 годах, спустя которые компании смогут получить прибыль от своих инвестиций.
Средняя стоимость одной зарядки электромобиля на станциях компании Sitronics Electro — 320 рублей за 20 кВт. Цена разнится в регионах в зависимости от стоимости 1 кВт электроэнергии. Так, например, сегодня 1 кВт в Москве стоит 17 рублей, в Нижнем Новгороде — 16 рублей, в Ульяновске — 15 рублей. В Ростовской области цена пока не определена.
Green Drive заявляет о средней стоимости зарядной сессии в 500-600 рублей, оценивая 1 кВт•ч энергии в 20 рублей. По информации компании, это на 30-40% дешевле, чем заправить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
По данным агентства «Автостат», за 5 месяцев 2022 года было продано более 1100 новых электромобилей, что на 65% больше по сравнению с таким же периодом 2021 года. В Ростовской области число электромобилей также растёт с каждым годом. Так, на начало 2022 года в регионе было зарегистрировано более 500 электромобилей — в десять раз больше, чем в 2020-2021 годах.
Представители компаний Sitronics Electro и Green Drive прогнозируют увеличение парка электромобилей на Дону, в том числе благодаря ожидаемому выходу на рынок доступных китайских марок и расширению зарядной инфраструктуры.
По информации правительства Ростовской области, в регионе планируют создать меры поддержки водителей электромобилей. Властями разработан план мероприятий по стимулированию спроса на электрический автотранспорт и поддержке развития зарядной инфраструктуры. Согласно ему, до конца I квартала 2023 года в области будут определены преимущества для пользователей электромобилей в части транспортного налога, бесплатных парковок и других мер. До конца 2022 года власти региона намерены собрать предложения по оснащению парка общественного транспорта муниципалитетов отечественным электротранспортом.
По мнению заведующего кафедрой логистики и управления транспортными системами РГУПС Энвера Мамаева, Ростов-на-Дону обладает всеми характеристиками, необходимыми для создания общественной электротранспортной сети.
«Во-первых, наш город имеет небольшую протяжённость, это очень удобно для общественного электротранспорта. Во-вторых, Ростов — город-миллионник, требующий развитой транспортной сети, спрос на пользование общественным транспортом будет всегда, — считает Энвер Мамаев. — Приоритетной задачей, которую надо будет решать властям, является создание ЭЗС в депо или на остановках. Ведь тот же электробус не может уйти с маршрута, чтобы зарядиться. Инфраструктуру придётся развивать и вкладывать в неё средства».