Сразу два университета юга России — ЮФУ и ДГТУ — выиграли гранты в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». «Эксперт ЮГ» разобрался, каковы цели и задачи проектов.
Проект «Передовые инженерные школы» был разработан в 2022 году Министерством науки и высшего образования на основе одной из 42 стратегических инициатив, утверждённых правительством РФ. В России таких школ будет всего 30, на Юге — два победителя. Специализация передовой инженерной школы ЮФУ — искусственный интеллект и цифровые технологии, ДГТУ — сельхозмашиностроение. Каждый из победителей получит одинаковое финансирование — по 84,6 млн рублей.
От Южного федерального университета на конкурс была представлена программа развития передовой инженерной школы «Инженерия киберплатформ». Итогом проекта фактически станут образовательные программы.
«Разработка и реализация практикоориентированных образовательных программ будет проводиться в соответствии с запросом от индустриальных партнёров с учётом вектора научно-технологического развития», — рассказал руководитель проекта Игорь Лысенко. Такой подход позволит готовить инженерные команды, уже имеющие опыт выполнения реальных проектов.
Основным партнёром инженерной школы ЮФУ стала госкорпорация «Ростех» в лице АО «Объединённая приборостроительная компания», АО «КРЭТ» и АО «Элемент».
На базе ДГТУ в рамках проекта будет создана отдельная научно-образовательная структура — Институт перспективного машиностроения «Агротех», что позволит осуществлять подготовку инженерных команд в реальных производственных условиях. Ключевой партнёр проекта — ГК «Ростсельмаш».
Как отметили в ДГТУ, последующие два года победители конкурса продолжат получать грантовые средства — около 100 млн рублей. Также запланировано финансирование со стороны регионального правительства — 20 млн рублей в год до 2030 года. Софинансирование программ развития школ в размере не менее 35% от суммы гранта осуществят и компании-партнёры.
Федеральная поддержка в виде гранта на получение субсидии рассчитана до 2024 года включительно, после оба проекта должны выйти на самоокупаемость.
Источником финансирования передовых инженерных школ могут стать проведение исследований и разработок в интересах предприятий-партнёров, новые образовательные программы и программы повышения квалификации и переподготовки кадров.