Один из ведущих производителей консервов в России — компания «Дядя Ваня» — запустил в Волгоградской области новое производство стоимостью 3,5 млрд рублей. Предприятие будет перерабатывать 40 тысяч тонн овощей и станет крупнейшим производителем консервов в Европе
Об открытии в Волгоградской области (город Волжский) нового консервного комбината «Ахтуба», построенного компанией «Дядя Ваня», сообщила пресс-служба администрации региона. Новое предприятие, построенное за два года, накануне посетил губернатор области Андрей Бочаров, который встретился там с создателем компании Тиграном Телунцем.
Согласно планам инвестора, первую партию продукции завод выпустит уже в III квартале нынешнего года. Ежегодная производственная мощность составит 100 млн банок. Для этого на заводе будут перерабатывать 40 тысяч тонн овощей. Объём инвестиций в проект составил 3,5 млрд рублей. На предприятии создано 160 новых рабочих мест, но в ближайшее время штат расширится до 500 сотрудников.
«С компанией “Дядя Ваня” мы сотрудничаем на конструктивной основе, всего за два года реализованы серьёзные планы, — заявил в ходе визита на предприятие Андрей Бочаров. — Проект имеет большое продолжение. Мы уже обсуждаем запуск дополнительных линий».
Как пояснили «Эксперту ЮГ», для производства консервированной продукции используются овощи открытого грунта. Этим фактом обусловлена сезонность работы таких предприятий. Традиционным лидером в производстве консервированных овощей на юге России является Кубань, где сбор урожая начинается несколько раньше, чем в соседних регионах.
Как заявил Минсельхоз, запуск нового предприятия в Волжском позволит значительно увеличить объём переработки овощей, выращенных в регионе. В качестве сырья будет использоваться как урожай с собственных полей компании, так и фермерская продукция. Также администрация Волгограда отметила, что большая часть овощей будет перерабатываться на заводе в Ахтубе сразу, но около 20% сырья планируется закладывать на хранение в 14 подземных бункерах. Ассортимент выпускаемой продукции будет варьироваться от сезона к сезону. К примеру, зимой-весной в приоритете — овощные салаты и закуски.
По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «Консервный комбинат Ахтуба», основанное в 2020 году, на 99,5% принадлежит ООО «Дядя Ваня трейдинг», владельцем которой, в свою очередь, является Тигран Телунц. ООО «Дядя Ваня трейдинг» специализируется на продаже пищевой продукции. Зарегистрировано в Москве. В 2021 году выручка компании составила 5 млрд рублей (рост +26%), а чистая прибыль — 296,8 млн рублей (рост +16%).
Ключевой сырьевой и производственной площадкой для «Дяди Вани» до недавнего времени было ООО «Консервное предприятие Русское поле-Албаши», основанное в 2003 году в Краснодарском крае. Компания специализируется на выращивании однолетних культур и консервировании овощей. В 2021 году выручка хозяйства составила 3,57 млрд рублей (рост +52%), а чистая прибыль —115,15 млн рублей (рост +171%). Правда, на сайте «Дяди Вани» про кубанское предприятие информации нет.
Подчёркивается, что компания использует собственное сырьё, выращенное в Волгоградской области. В продуктовую линейку компании входят не только традиционные консервы, такие как огурцы, томаты, кукуруза, горошек, перцы, но также веган-пасты, хумус и овощные закуски. В 2019 году компания отметила 20-летний юбилей.
Тигран Телунц также является бенефициаром ещё 11 компаний. Совокупная выручка всех организаций, связанных с предпринимателем, составляет 9,68 млрд рублей. Среди ряда вполне традиционных бизнесов, таких как производство и девелопмент, есть и необычные активы. Например, ООО «Дядя Ваня Фильм», специализирующееся на производстве кинопродукции. В 2021 году компания выпустила кинокартину «Портрет мамы».
Согласно прогнозу аналитического агентства BusinesStat, рынок овощных консервов в России в 2019-2023 годах будет расти темпами 4-5% в год. В 2023 году он может достигнуть 985,7 тысячи тонн продукции, что превысит значение 2018 года на 24,5%. Однако, согласно данным Росстата, в 2021 году в России было произведено только 98,1% от общей массы продукции прошлого года.
Гендиректор ООО «Консервный завод» Ихаб Савалха рассказал «Эксперту ЮГ», что нынешняя санкционная экономическая ситуация отчасти благоприятна для отечественных производителей консервов, так как многие зарубежные конкуренты уходят с рынка.
«Но есть и серьёзные трудности, — отмечает эксперт. — В частности, в этом году производители столкнулись с нехваткой тары, этикеток. Иностранные партнёры, которые поставляли жесть для производства банок и крышек, прервали сотрудничество. Также импортными были и краски для банок и этикеток. Цена на эти позиции увеличилась практически вдвое, что отразилось и на конечной стоимости продукта».
По словам Савалхи, российские металлургические заводы оказались не вполне готовы к увеличению спроса. К тому же по качеству производства они уступают зарубежным. Поэтому при работе с российскими поставщиками часто возможны задержки.
«Думаю, что сегодняшняя ситуация должна изменить отношение торговых сетей к отечественным продуктам. Теперь у российских консервов есть возможность прочно обосноваться на полках сетевых ритейлеров и продовольственных магазинов, где раньше приоритет был отдан импортным продуктам», — заключает Ихаб Савалха.