Власти Волгограда сообщили о планах заключить концессионное соглашение для модернизации трамвайных путей и подвижного состава с АО «Волгоградоблэлектро». Инвестиции — 12 млрд рублей, срок концессии — 25 лет.
Теперь инициативу должны одобрить на федеральном уровне — власти области, являющиеся собственниками потенциального концессионера, намерены попасть в федеральную программу по развитию электротранспорта в крупных городах. Если чиновники городской администрации подчёркивают то, какую несомненную пользу принесёт городу модернизация сети, то общественные активисты считают решение поспешным и планируют собирать подписи против данного проекта. По мнению специалистов, проблема связана с нехваткой доступной широкой общественности информации о проекте и отсутствием публичной дискуссии.
Согласно информации администрации Волгограда, инвестиционное предложение на сумму в 12 млрд рублей в мэрию внесло АО «Волгоградоблэлектро». По данным ИАС Seldon.Basis, АО «Волгоградоблэлектро» — крупная компания, специализирующаяся на обслуживании электросетей. Владельцами юридического лица выступают граждане РФ (14%), Облкомимущество (85%), а также ЗАО «Энергомашсервис-А» (0,02%). Выручка АО «Волгоградоблэлектро» в 2021 году составила 4,23 млрд рублей, а чистая прибыль — 373 млн рублей.
По планам потенциального концессионера, в рамках соглашения инвестор продлит линию скоростного трамвая до посёлка Нижний Тракторный, модернизирует существующие пути, депо, тяговые подстанции и питающие линии. Также планируется закупить новые трёхсекционные трамваи и обновить действующий подвижной состав. Вопросы регулирования стоимости проезда останутся за муниципальными властями.
Как пояснил специалист по государственно-частному партнёрству, генеральный директор ООО «Мастер» Вячеслав Пышко, в случае с концессией трамвая в Волгограде можно назвать этот механизм квази-ГЧП.
«Судя по данным из открытых источников, АО “Волгоградоблэлектро” — это бывшее МУП или ГУП, государственная структура, преобразованная в коммерческую. Такой статус позволяет игроку привлечь деньги через механизм государственно-частного партнёрства от финансовых операторов, назначенных Центробанком. В число таких операторов входят ВЭБ.РФ, Сбер, ВТБ», — говорит Пышко.
Практически сразу после заявления властей о планах по модернизации трамвая инициативная группа жителей Волгограда выступила против заключения концессионного соглашения. Свои претензии активисты изложили в видео, размещённом на YouTube-канале «Электротранспорт Волгограда».
«Передача в концессию поставит под угрозу фактически весь электротранспорт в городе, так как коммерческая организация заинтересована только в извлечении прибыли, а не в развитии инфраструктуры», — заявила в видео член инициативной группы.
Общественный активист, член ВООПИК Волгоградской области Сергей Островский подробнее рассказал, в чём состоят опасения горожан. Он разделяет сомнения активистов и имеет ряд вопросов к инициаторам проекта. «Я с сомнением отношусь к тем молниеносным решениям, которые принимает городская дума Волгограда относительно концессии трамвая,— говорит Островский. — В собственность концессионера должно перейти всё трамвайное хозяйство. Перспективы же обновления системы — туманные. К проекту много вопросов, и не на все администрация может дать ответ».
Сергей Островский объяснил, что общественное обсуждение по вопросу концессии практически не идёт. Людей просто поставили перед фактом, параллельно проводя в СМИ пиар данного решения. По словам Островского, сейчас инициативная группа занимается сбором подписей среди жителей города против концессии.
Сегодня вся сеть электротранспорта в Волгограде находится под управлением МУП «Метроэлектротранс». Волгоградский скоростной трамвай — это особая система транспорта, включающая элементы метрополитена. Общая протяжённость путей сегодня, согласно данным на сайте предприятия, составляет 17,3 км, из которых 7 км проходят под землей. Система включает два маршрута: СТ «Ельшанка — ВГТЗ (Тракторный завод)» (открыта в 2011 году); «Площадь Чекистов — ВГТЗ (Тракторный завод)» (открыта в 1984 году).
Интервал движения на линиях составляет в часы пик 3-6 минут, в межпиковое время — 6-7 минут. Ежегодный пассажиропоток трамвая в Волгограде составляет 49,8 млн человек, что довольно много для города с населением чуть более 1 млн человек. В 2012 году Forbes поместил «Волгоградский метротрам» на четвёртое место в списке «12 самых интересных трамвайных маршрутов мира».
По объёму инвестиций вариант концессионного соглашения в Волгограде можно сравнить с масштабной модернизацией трамвая в другом южном городе — Таганроге. Обновление трамвая здесь, как в Ростове и Краснодаре, ведёт компания «Синара». В Таганроге, где сегодня проживает около 245,1 тысячи человек, «Синара» приступила к модернизации трамвая в 2021 году. Власти также заключили концессионное соглашение сроком на 30 лет. Объём инвестиций составил 11,8 млрд рублей. Финансовым партнёром проекта выступил ВЭБ.РФ. В 2022 году был завершён второй этап модернизации трамвая в Таганроге. Сегодня это первый подобный проект на Юге.