Разве не примечательно, что в разгар идущих военных действий правительство России принимает план мероприятий по развитию творческих (креативных) индустрий? Очевидно, что в этой сфере государство видит потенциал роста. Теперь бы региону поверить в эту тему
Я, честно говоря, был уверен, что стратегию развития креативных индустрий, принятую осенью 2021 года, в ситуации бурного 2022-го просто сольют. У нас военная кампания в самом разгаре — какие творческие индустрии? Но в августе появился план мероприятий из 39 пунктов.
Согласно плану мероприятий по развитию творческих (креативных) индустрий, уже с IV квартала этого года Минкульт обрушит на нас школы креативных индустрий по субъектам РФ — ждём. На конец года запланировано создание арт-резиденций, а также литературных резиденций во всех субъектах. Исполнители — Минцифры и Ассоциация союзов писателей и издателей. В планах Минкульта и исполнительных органов субъектов РФ создание «точек концентрации талантов «Гений места»» — хочется, конечно, посмотреть, что это будет такое. По описанию кажется, что это перезагрузка кружкового движения. Ещё одно креативное образование ближайшего будущего: творческие инкубаторы и центры прототипирования — Минкульт с конца года возьмётся производить такое в коалиции с Минпромом.
Также из планов на этот год — проработка условий для развития творческого предпринимательства, включая вопрос о предоставлении субъектами льгот по аренде для субъектов креативных индустрий. Итого: кажется, нас ожидает серьёзный бум инфраструктурного строительства в творческих сферах. И даже непонятно, хватит ли нам креативных субъектов для всех этих объектов. Из минусов — возможно, чиновники всё решили делать руками и без того перегруженных министерств.
Между тем, появился весьма основательный «Справочник творческих (креативных) индустрий», разработанный командой теоретиков и практиков под руководством Центра креативных индустрий РАНХиГС и созданного при нём агентства «Творческие индустрии». Эта же команда участвовала в разработке стратегии развития креативных индустрий. Справочник обобщает мировой и российский опыт анализа креативных индустрий, а также управления ими, он находится в открытом доступе. Дух стратегии и справочника радикальнее, чем можно подумать, читая бледные тексты: эти документы впервые в русской истории постсоветского периода рассматривают творчество и его производные как главный фактор экономического роста. Можно отдельно отметить, что этот велосипед мы открываем как минимум третий раз за последние сто лет, но эта ремарка не мешает отметить, что шаг вперёд определённо сделан — ибо ещё совсем недавно, а для многих так и до сих пор, культура была чем-то вроде хобби, на которое у серьёзных людей, развивающих экономику, не может хватать времени в принципе.
Безусловно, рассмотрение культуры через призму экономики сильно упрощает культуру, по-хорошему, экономику стоило бы рассматривать как производное от культуры, но этот взгляд для делового сообщества современной России ещё слишком радикален. Культура авторами справочника рассматривается как «товары и услуги, связанные с потреблением в сфере культуры и организации отдыха», и с этой точки зрения субъектов креативной экономики надо считать, начиная с домохозяйств. Авторы пишут, что на отрезке с 2004 по 2019 годы реальные расходы такого рода в России выросли в 2,4 раза, особенно уверенный рост просматривается с 2016 года. Однако «по доле расходов домохозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия Россия занимает невысокое место по сравнению со странами, входящими в Европейский союз». В России на культуру и отдых тратят около 2% ВВП, в европейских странах в среднем около 5%. Вывод авторов однозначен: «Сектор креативной экономики в России не обеспечивает потребности внутреннего рынка в культурно-досуговой сфере» — поэтому дефицит предложения покрывается за счёт импорта.
Среди главных препятствий для развития творческих индустрий в российских городах авторы называют «консервативное, технократическое восприятие творческой составляющей городской жизни», а потому отсутствие творческих индустрий среди приоритетов программ поддержки и развития. И тем не менее, создание экосистемы для развития креативных индустрий называется главной целью. Экосистема состоит из местной нормативной базы и лучших практик. Чтобы то и другое появилось, нужно сделать четыре блока работы: 1. Исследования и мониторинг; 2. Работа с городской средой и девелопментом; 3. Поддержка бизнеса и предпринимателей; 4. Запуск образовательных и акселерационных программ. Каждый блок содержит 10-15 пунктов конкретных работ. Любой регион или город может приступать прямо сейчас. Российские примеры, приведённые в издании, покажут читателю Тюмень, Москву, Петербург — и всё. То ли пока никто не торопится приступать, то ли авторам не хватило полевого материала.
В справочнике дана методология расчёта вклада творческих индустрий в экономику страны, региона, муниципалитета. Надо сказать, что в сфере мониторинга пока не видно прогресса, точнее — виден регресс, поскольку те проекты, которые предлагали общий взгляд на креативность российских регионов и городов (например, проект Росатома и АСИ https://100gorodov.ru/ или проект PwC http://creativecapitalindex.com/) оказались в 2022 году заморожены. И тем не менее, для тех, кто готовится ближайшие год-два жить в падающей экономике, инструментарий работы с явно растущей сферой готов.
Кое-что можно бы взять и из мирового опыта. Навскидку: в Гонконге при экономическом ведомстве (!) создан Совет по развитию искусства — совет лоббирует интересы творческих индустрий, поддерживает творческие проекты и кластеры, продвигает Гонконг в качестве «творческой столицы всей Азии». Интересно, когда у нас начнётся хоть что-то напоминающее борьбу за статус творческой столицы юга России.