Нацпроект по повышению производительности труда показывает в Ростовской области выдающиеся в масштабах страны результаты и уже привёл к распространению полезного опыта во многих сферах
Четыре года назад в России стартовал национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», который предполагает стимулирование предприятий к повышению производительности. Ростовская область присоединилась к проекту в 2019 году, став одним из самых успешных пилотных регионов. Задача проекта — добиться ежегодного роста показателя производительности в 5% и повысить эффективность российского бизнеса. На Дону эта задача реализуется даже с превышением нормативных показателей — эффективность бизнеса вырастает в среднем на 30%.
Программа поддержки разделена на две части. Первая — сама адресная поддержка, которая осуществляется за счёт работы экспертов федерального и региональных центров компетенций (ФЦК и РЦК) непосредственно на производстве. Аттестованные эксперты помогают оптимизировать рабочий процесс, внедряют инструменты бережливого производства и сокращают потери. Вторая мера — поддержка предприятий за счёт льготного финансирования, налоговых преференций, снижения административных барьеров и повышения квалификации сотрудников.
По информации минэкономразвития России, сегодня 2,3 тысячи компаний, где уже завершился проект за 2019-2021 годы, увеличили доходы на 61 млрд рублей. И это только от тех проектов, которые были реализованы. Это в 4,5 раза больше, чем государство потратило на нацпроект в этот же период (13,5 млрд). Дополнительный вклад этих компаний в экономику в целом составляет 383 млрд рублей.
За 11 месяцев года под руководством экспертов РЦК в регионе прошёл специализированную подготовку по тренерским компетенциям и методикам обучения инструментам бережливого производства 81 специалист предприятий. Подготовленные инструкторы могут распространять опыт внедрения системы бережливого производства, а также обучать сотрудников предприятий.
Главные плюсы для компаний от участия в нацпроекте — оптимизация временных затрат на осуществление какого-либо бизнес-процесса, что даёт экономию ресурсов и повышает производительность. Сегодня тема бережливого производства проникает не только в реальный сектор, но активно осваивается и другими непроизводственными отраслями, а также муниципалитетами. Проект затрагивает смежные предприятия и поставщиков, что позволяет говорить о создании целой экосистемы бережливого производства, рассказывает заместитель генерального директора по проектной деятельности Агентства инноваций Ростовской области Борис Свиридов.
— Борис Сергеевич, как вы оцениваете результаты проекта по повышению производительности труда и каких главных результатов удалось добиться за это время?
— Сегодня мы идём с опережением: под управлением РЦК находится 75 проектов реализуемых, на средних и крупных предприятиях и 25 на предприятиях с годовой выручкой от 100 до 400 миллионов рублей вместо 68 и 24 запланированных на конец 2022 года. В настоящее время работа по реализации проекта продолжается на 26 предприятиях федерального проекта и шести предприятиях регионального проекта. Завершение проектов ожидается в декабре 2022 года и в апреле 2023 года. Кроме того, продолжается отбор предприятий для формирования 12-й волны участников проекта.
В нашем центре трудится 20 человек. Каждый их них прошёл обучение, сертифицирован ФЦК идопущен к самостоятельной работе, а 10 наших сотрудников являются сертифицированными тренерами. Тренер — это тот человек, который несёт знания в сфере бережливого производства при проведении обучения сотрудников и участников национального проекта. На конец ноября нами обучено 1966 сотрудников средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, внедряющих мероприятия национального проекта, и 321 сотрудник предприятий-участников регионального проекта, что значительно превышает плановые показатели.
Главное для нас то, что нацпроект вошёл в экономическую жизнь региона и напрямую влияет на рост производительности труда. Бережливое производство как методология получило известность и активно распространяется. Более того, появляются проекты, основанные на той же методологии — «Эффективный регион», «Сквозной инвестиционный поток».
Отмечу также и высокий спрос на проект со стороны бизнеса, а также поддержку регионов, осуществляющуюся дополнительно к федеральным мерам поддержки.
— Есть ли какие-либо особенности функционирования этой программы в регионе?
— У нас в Ростовской области в рамках нацпроекта мы оказываем адресную поддержку предприятиям с выручкой от 400 миллионов рублей и более, которые представлены в пяти базовых несырьевых отраслях. Это обрабатывающая промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство и торговля. Учитывая потребность МСБ в подобных мерах поддержки, с июля 2020 года те же меры адресной поддержки оказываются предприятиям с выручкой от 100 до 400 миллионов рублей. Это региональный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». Он утверждён в Ростовской области распоряжением губернатора Василия Голубева и финансируется из регионального бюджета. С этими предприятиями работает только РЦК. В рамках нацпроекта мы должны до конца 2024 года реализовать на 140 предприятиях меры адресной поддержки, в региональном проекте — на 40. Некоторые донские предприятия пришли в региональный проект, увеличили благодаря ему производительность и выручку, а потом стали участниками уже национального проекта «Производительность труда». Например, ООО «Алеко Машинери», ООО «Ростовская трубная корпорация», ООО «НАИР».
— Сколько предприятий сегодня приняло участие в программе?
—129 соглашений заключено, по данным на конец ноября. Из них 75 реализуют меры адресной поддержки под управлением РЦК, 34 — под управлением ФЦК, 20 — самостоятельно.
— Как эксперимент отразился на общей динамике производительности труда по региону?
— В среднем по региону время протекания процессов на предприятиях-участниках снизилось на 40 процентов, выработка увеличилась на 29 процентов, незавершённое производство снизилось на 38 процентов. Есть посчитанный экономический эффект в масштабе страны. Так, по данным Министерства экономического развития РФ, половина из 4 тысяч предприятий смогла на треть повысить скорость производства и на 50 процентов — выработку продукции.
Объективности ради надо сказать, что Ростовская область по итогам прошлого года заняла второе место в рейтинге субъектов по повышению производительности труда. Первое место за Краснодарским краем, где и экономика больше, и предприятий задействовано тоже больше. Это показывает, что на Юге правильное отношение к бережливому производству, и мы с соседями задаём сейчас тон для всей страны.
Условно эффект от повышения производительности труда подсчитали в минэкономики области. Участвующие в эксперименте 129 предприятий имеют общий оборот в 150 миллиардов рублей. Рост выработки у них в среднем составляет 30 процентов, так что это около 50 миллиардов рублей.
— Процесс внедрения «бережливого производства» происходит сейчас только в бизнес-структурах?
— Не только. Мы внедряем инструменты бережливого производства в государственных и муниципальных структурах — поликлиниках, больницах, муниципалитетах и т. д. Работаем вместе со специалистами Росатома, который одним из первых в России начал внедрять программы повышения производительности труда у себя на предприятиях, а затем и на предприятиях-поставщиках. Производственные цепочки ведь взаимосвязаны. Помимо развития этой программы, в регионах присутствия Росатома развивается проект «Бережливый муниципалитет». У нас в эту программу вошёл Волгодонск, где находится Ростовская атомная станция. Также отмечу, что по примеру бережливого производства у нас в этом году стартовал проект «Путь инвестора», в рамках которого оптимизируются процессы, которые сопровождают инвестиции: от задумки реализовать собственное дело до конечных документов. Таким образом, можно говорить о создании экосистемы бережливого производства.
— На первоначальном этапе, как вы сказали, в проекте задействовано пять базовых несырьевых отраслей. Какие ещё отрасли могли бы повысить эффективность за счёт подобных программ?
— Сейчас Минэкономразвития готовит предложения по продлению и расширению нацпроекта за рамками 2024 года. Это крайне важно, и мы считаем нужным открыть доступ к проекту и для предприятий из сферы ЖКХ, туризма, санитарно-курортного комплекса и здравоохранения. Количество участников нацпроекта может вырасти вдвое.
— Какие главные трудности с внедрением технологий бережливого производства вы могли бы выделить? Как их преодолевали?
— Сопротивление изменениям есть везде, но мы действительно показали, что система работает. Все противоречия первых дней изменений снимаются, когда становится виден результат. Раньше в большинстве своём инструменты бережливого производства касались в основном заводов, конвейера. Сегодня эти инструменты применяются и в торговле, и в сельском хозяйстве, и это даёт не меньшие результаты. Там такие же встречные потоки, те же узкие места. Нам бы хотелось, чтобы среди участников проекта было больше сельхозпредприятий. Это достаточно консервативная отрасль, связанная с погодными условиями и с так называемым «человеческим фактором». После диагностики вскрывается много вещей, которые неприятны для собственника или директора. Иногда видно, мягко скажем, нерациональное использование имущества и ресурсов предприятия, однако всех всё устраивает, так как есть какой-никакой денежный поток и выстроенная система отношений, и люди боятся менять систему, думая, что всё обвалится. Иногда бывает и так, что в результате анализа рабочих процессов мы приходим к выводу, что какой-нибудь незаменимый, на первый взгляд, сотрудник оказывается ненужным на производстве. Эти открытия не всегда приятны для людей. Но информация ценна для руководства, а изменения в итоге работают — и это главное.
— Уходящий год ознаменовался серьёзными испытаниями для всех — санкционным давлением, разрушением логистических цепочек, а также частичной мобилизацией. Как эти факторы отразились на проведении проекта?
— Некоторые предприятия, безусловно, на время мобилизации лишились ряда сотрудников. Для некоторых также прекратились импортные и экспортные поставки. Ситуация вынудила находить новые варианты, переориентироваться, искать новые ниши. Отмечу, что многие с достоинством преодолели это испытание. Они вошли в наш проект, и дажена фоне всего происходящего оказалисьприятно удивлены от производимого бережливым производством эффекта. При этом у некоторых из них изначально высокая производственная культура.
— Какими, с учётом полученного опыта, вам видятся задачи на 2023 год и более отдалённое будущее?
— Программа продолжается. Нашазадача — привлекать не менее 36 компаний в год, с чем мы, безусловно, справимся. Мы также предложили федеральным властям, исходя из текущей ситуации, обязать все предприятия военно-промышленного комплекса в обязательном порядке войти в нацпроект по повышению производительности труда. Надеемся, что наш опыт будет учтён и все предложения будут услышаны.