Винодельческая промышленность юга России спокойно переживает текущий период, довольствуясь ростом спроса на отечественное вино. Наиболее острые вопросы сегодня связаны не с производством, а с туризмом, маркетингом, работой отраслевой ассоциации и питомниководством
Данные об объёме производства вина в России говорят о том, что оно находится примерно на одном уровне с 2017 годом — 43-45 млн дал. Однако по итогам уходящего года Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) ожидает прирост объёмов производства на 7-10% по сравнению с 2021 годом. За первые шесть месяцев этого года в стране уже произведено 19,8 млн дал винной продукции, что на 9,1 % больше, чем годом ранее. С 2022 года в России реализуется федеральный проект «Стимулирование развития виноградарства и виноделия», цель которого — увеличение площади виноградников в плодоносящем возрасте к 2030 году на 35%. Ежегодно на эти цели государство будет выделять 2,4-3,3 млрд рублей. Доступ к госденьгам должны получить больше аграриев.
На фоне сокращения в этом году импортных поставок вина и оборудования для его производства в Россию отечественные виноделы увидели свой шанс. На круглом столе «Виноградарство и виноделие на Юге в новых условиях», который «Эксперт ЮГ» провёл в винодельне «Шато де Талю» в Геленджике, эксперты отрасли высказались о перспективах, которые им видятся сложными, но вполне интересными.
Кропотливая работа по возрождению отечественного виноградарства и виноделия началась в начале 2000-х годов, но только сегодня начинает приносить результат. Так, по данным минсельхоза Краснодарского края, в регионе, по данным на начало ноября, собрано свыше 275 тысяч тонн винограда, что является абсолютным рекордом за всю историю Кубани. По словам начальника отдела по виноградарству и винодельческой промышленности минсельхоза Краснодарского края Симона Черепнина, до этого рекорд был установлен в 1986 году, когда собрали 262 тысячи тонн с 58 тысяч гектаров виноградников. Ценность нынешнего достижения в том, что рекордный урожай собран с вдвое меньшей площади. Прирост производства всей винодельческой продукции за 10 месяцев года составил 17%. Производство вина увеличилось на 11,5%. Сыграли свою роль погодные условия, а также вступление в плодоношение виноградников, заложенных в прежние годы.
2022 год стал для отрасли временем серьёзного вызова, так как снабжение расходными материалами, оборудованием, средствами защиты растений (СЗР), пробками, этикетками и даже бутылками осуществлялось по импортным поставкам. Сегодня эти проблемы преодолены, считает Черепнин, но на первый план вышли другие.
«Во-первых, это земля. С одной стороны, по данным проведённой во всех муниципальных образованиях инвентаризации, у нас имеется 51 тысяча гектаров свободных виноградопригодных земель, — говорит Симон Черепнин. — С другой стороны, всего лишь 10 тысяч из них принадлежат краю и муниципалитетам. Остальная земля находится во владении физических лиц и организаций, при этом она очень медленно включается в оборот. Вовлечение в оборот новых земель — серьёзная задача».
По словам Черепнина, уже есть предложения поднять ставку арендной платы для тех, кто не вводит землю в оборот, чтобы её невыгодно было держать, а также обязать внести эту землю в реестр виноградопригодных земель, откуда она уже «никуда не сможет выскочить» — на ней можно будет выращивать только виноград. Правда, из имеющихся в крае 28 тысяч виноградников всего около 3 тысяч гектаров находится в реестре виноградопригодных земель. Включить остальное в реестр — дело чести для администрации края.
Другой ряд проблем связан с подключением винодельческих предприятий к коммуникациям. «В Темрюкском районе, например, за подключение электроэнергии с предприятия требуют 160 миллионов рублей, за подключение газа — 16 миллионов. Это уму непостижимо!», — сетует Симон Черепнин.
Так же остро, как и раньше, стоит проблема наличия саженцев. Сегодня в Краснодарском крае четыре питомника: это агрофирма «Южная», «Фанагория», Таманский биотехнологический центр и созданный недавно питомник СПХ Раевское. Ещё один питомник закладывает агрофирма «Юбилейная». Однако если по количеству саженцев питомники покрывают объёмы закладки (1,7-1,8 тысячи гектаров виноградников ежегодно), то по количеству подвойных комбинаций они серьёзно отстают. Поэтому большое количество саженцев по-прежнему завозится из-за границы. Соотношение импорта и отечественных саженцев — 70% на 30% в пользу импорта.
По словам Симона Черепнина, в следующем году на 25% будет увеличен размер государственной поддержки виноградарям и виноделам. Также рассматривается вопрос о субсидировании закладки питомников и винодельческого оборудования. Есть и предложение субсидировать складские помещения и производство сельскохозяйственной техники.
По словам исполнительного директора ЗАО «Абрау-Дюрсо» Юлии Пархоменко, руководители винодельческих предприятий видят сложности в снабжении пробками, бутылками, запасными частями для оборудования. На их импорт повлияли введённые в отношении России санкции, а аналогичного российского оборудования и комплектующих пока нет.
«И всё же заводы работают, ведь некоторое оборудование можно получить по параллельному импорту, но логистика теперь сложнее, — признаётся Юлия Пархоменко. — Что касается проблем отрасли, то надо решать по питомникам вопросы, нужно думать о том, где достать пробку. Кто-то ищет пробки в Азии, кто-то пытается идти через Турцию — любые решения, которые могут поддержать предприятие в рабочем состоянии, можно только приветствовать. Также проблемой сейчас является туристическая логистика. Сегодня добраться в Краснодарский край сложнее, чем раньше; тем не менее, мы в абсолютно правильном направлении идём, без раздрая или обмороков».
По словам директора ООО «Гунько» Владимира Гунько, на отечественное вино сегодня большой спрос, а что касается комплектующих, то, помимо параллельного импорта, есть производители из неевропейских стран: «В Краснодарский край приезжала делегация из Китая, которая представляет крупных производителей пробок, этикеток и бутылок. Они готовы закрыть все потребности отечественного виноделия, поэтому с комплектующими проблем не будет».
Проблемный вопрос, по его мнению, только в финансировании отрасли, так как банки из-за длинного инвестиционного цикла не идут на кредитование. «Банки у нас выдают в основном срочные кредиты, поэтому здесь одна надежда на Минфин, — отметил Гунько. — Почему бы не сделать так, как в Европе, где предприятиям, которые решили развивать производство, отдают часть тех налогов, которые они заплатили за последние 10 лет? Это позволило бы быстро закончить инвестиционный цикл и работать, а субсидии — это куча отчётности».
Отечественные технологии в сегодняшних условиях должны выходить на первый план. Речь не только о производстве комплектующих, саженцах, но и о средствах защиты растений и биологических технологиях. По словам Игоря Колесника, руководителя отдела продаж ООО «Био Технология» из Белгорода (крупнейший производитель энтомофагов в странах СНГ), его компания опирается на опыт, который был реализован ещё во времена СССР, когда энтомофаги успешно применялись на виноградниках на площади более 50 тысяч гектаров.
«Мы видим тренд в сторону биологизации, который касается и виноградников, — говорит Игорь Колесник. — Уже есть первые органические виноградники, которые получили органик-сертификат — в Крыму. Там запрещено использование химических препаратов. Наши технологии помогают им в этом — опыт показывает, что наши средства эффективно работают на массивах от 50 гектаров. На виноградниках есть масса вредителей, которых обычно убивают химикатами. Мы предлагаем биотехнологии, способные справиться с различными вредителями — хлопковой совкой, гусеницами, клещами, коричневым клопом. Возможна механизация внесения энтомофагов с помощью квадрокоптеров».
Уже два года, как принят 468-й закон «О виноградарстве и виноделии», вокруг которого было много споров. Тем не менее, как отметили эксперты, закон принёс много выгоды виноградным и винодельческим хозяйствам. По словам генерального директора Ассоциации «Винодельческий союз», исполнительного секретаря Кубанского виноградо-винодельческого совета АВВР Бориса Катрюхина, сейчас в соответствии с законом формируются новые структуры, а также разрабатываются новые подзаконные акты.
«Уже год работает федеральная саморегулируемая организация Ассоциация виноградарей и виноделов России, образованы советы, в том числе и кубанский — это позволит навести порядок в отрасли, — говорит Катрюхин. — Сейчас разрабатываются стандарты нашей виноградно-винодельческой зоны. Вместе с профильными институтами и нашими коллегами мы участвуем в подготовке этих стандартов. После того, как будут утверждены стандарты, каждый член саморегулируемой организации должен будет получить сертификат качества, который подтверждает, что он работает в соответствии с разработанными требованиями».
АВВР выдаёт своим членам сертификат качества установленного образца, подтверждающий членство виноградарского хозяйства и (или) винодельческого хозяйства в АВВР и соответствие производимой ими продукции дополнительным стандартам качества. Документ фиксирует географические, климатические, сортовые характеристики местности, технологические приёмы, которые применяют виноградари и виноделы региона, что определяет, в числе прочего, стилистику вин данной местности. Пока сертификат качества в России получен только донским хозяйством «Эльбузд».
Также на рассмотрении находится законопроект о строительстве туристической инфраструктуры на землях сельхозназначения, что сегодня актуально в плане развития туризма в крае. В постоянном движении, по словам Бориса Катрюхина, находится и принятие закона о винном туризме, который продвигает сенатор от Краснодарского края Алексей Кондратенко. Закон уже поступил на рассмотрение в Госдуму и сейчас находится на экспертизе в правительстве.
22 июня в Госдуму был внесён законопроект, которым вводятся понятия «винный туризм» (энотуризм) и «объекты винного туризма», а также разрешается строить на землях винодельческих хозяйств капитальные и некапитальные сооружения, в том числе для отдыха и временного размещения туристов. Изменения в действующем законодательстве необходимы для расширения возможностей малого и среднего бизнеса. По закону, агротуризмом можно заниматься только на территории виноградников площадью от 10 гектаров.
«Конечно, это удар в печень нам, потому что многие имеют меньше 10 гектаров, — отметил член совета малых виноделов Ассоциации виноградарей и виноделов России Игорь Скорик. — Многие хотят приезжать в гости, пусть это будет даже гостевой домик, либо беседки, дегустационный зал, но это нужно нам. Сейчас планируется сделать допустимую площадь застройки участка не более двух процентов от всей площади. Но этого всё равно мало».
По словам Симона Черепнина, ещё до принятия 468 закона была идея выделить малых виноделов в отдельную категорию, чтобы дать им некоторые преференции перед большими предприятиями. Из 28 тысяч гектаров земли под виноградники малые формы хозяйствования контролируют лишь 1,8 тысячи гектаров, которые производят всего 15 тысяч тонн. К сожалению, пока голос малых виноделен слабо слышен.