Попытки реального сектора, науки и государства создать внятную систему воспроизводства кадров привели к появлению госпроекта Передовых инженерных школ. «Ростсельмаш» много лет на разных уровнях стремился привлечь внимание к проблеме качества и количества инженерных кадров, а теперь совместно с ДГТУ будет готовить кадры по новым лекалам
В 2030 году, согласно постановлению Правительства РФ, на базе вузов создадут 30 Передовых инженерных школ (ПИШ), которые совместно с крупными предприятиями-партнёрами должны подготовить и трудоустроить инженерную элиту нового поколения. «Ростсельмаш» совместно с Донским государственным университетом (ДГТУ) создал такую школу в Ростове-на-Дону. Называется она «Институт перспективного машиностроения “Ростсельмаш”». Заявка партнёров была отобрана вместе с ещё 30 из 90 поступивших. Её отличительная черта в том, что она предполагает выпуск готовых «инженерных команд», а не отдельных хорошо образованных «технарей». Такой подход значительно сократит время выполнения разработок, повысит их качество, считают на предприятии. «Ростсельмаш» уже заложил в своем бюджете финансирование этого проекта до 2030 года.
Согласно постановлению Правительства РФ, Передовые инженерные школы должны выполнить несколько ключевых требований. Обязательно наличие партнёра — предприятия реального сектора экономики регионального или федерального уровня. Наряду с «Ростсельмаш» в партнёрстве со «своими» вузами выступили такие крупные отечественные компании, как «Яндекс», «Ростех», РЖД, КамАЗ, «Синара». Серьёзность намерений предприятия должны подтвердить утверждённым планом собственного финансового участия в создании и функционировании ПИШ. Размер участия тоже установлен в постановлении: от 20% до 35% от размера государственного взноса.
Также необходимо подготовить специалистов в отраслях, которые испытывают дефицит кадров. Это микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия, машиностроение — критически важные для страны направления. При этом необходима подготовка профессорско-преподавательского состава. Сегодня многие преподаватели читают лекции, созданные десятки лет назад, основанные на теоретической базе, либо на решениях и продуктах, которые сейчас уже даже не выпускаются предприятиями. «Ростсельмаш», например, за последние 15 лет создал более двух десятков продуктов, а в ближайшие пять-семь лет выпустит ещё 90, часть из которых относится не к агросектору, а к дорожно-строительной технике. Ни одна образовательная дисциплина в текущем формате не подготовит студента к тем задачам, которые на него свалятся при трудоустройстве в развивающуюся компанию.
Школы должны включать в себя экспериментальные лаборатории, цифровые фабрики и технопарки, опытные производства с современным оборудованием, вычислительными системами и прикладным программным обеспечением. Важно и то, что часть обучения будет проходить на производственных площадках предприятий.
Количество же выпущенных и трудоустроенных на предприятиях ключевого партнёра Школы должно составить не менее 50 человек изначально, а нарастающим итогом к 2030 году составить не менее 1335 человек.
Как рассчитывают в правительстве, эффект от программы будет виден в 2024-2025 годах, когда первые выпускники попадут на предприятия России. Всего же к 2030 году инженерные школы выпустят более 40 тысяч специалистов.
Юридически ПИШ создаётся в рамках Постановления правительства РФ как структурное подразделение вуза — «Институт передового машиностроения “Ростсельмаш”». Его финансирование осуществляется за счёт гранта в размере 1,177 млрд рублей, а также средств, выделяемых бизнесом. Инициированный проект вызвал большой интерес у правительства Ростовской области, которое также участвует в финансировании проекта, сообщили в компании «Ростсельмаш».
Указанные задачи и беспрецедентный объём финансирования со стороны бизнеса требуют нового подхода к управлению данным образовательным учреждением, считает директор по персоналу «Ростсельмаш» Денис Радионов. Создание нового института одобрил учёный совет ДГТУ, но управление ПИШ осуществляет специальный комитет, в который входят топ-менеджеры «Ростсельмаш», заместитель губернатора Ростовской области, ректор вуза и два проректора. Как отмечают в компании, такой состав обеспечивает мощнейший ресурс для реализации любых решений без бюрократических проволочек, а также эффективный инструмент для ориентированных на бизнес подходов в образовательной деятельности. Возглавил Школу руководитель технического центра «Ростсельмаш» Юрий Алексаков, что само по себе показательно: предприятие делает на этот проект серьёзную ставку.
Все эти решения и сам концепт образовательной деятельности получили высокую оценку Правительства РФ. ИПМ «Ростсельмаш» вошёл в число 10 из 30 отобранных проектов, которые были приглашены на личную встречу с президентом РФ Владимиром Путиным в сентябре этого года, Школу на ней представлял Юрий Алексаков.
Большинство молодых инженеров, которые в процессе обучения не уделяли внимания практике по специальности и не были вовлечены ни вузом, ни самим предприятием в «трудовые будни», далеки от той рабочей ситуации, в которой они оказываются. Ни функционально, ни по знаниям, ни психологически они не подготовлены к работе, где «сроки», «качество», «себестоимость» — понятия не теоретические, считает Денис Радионов. Он отмечает, что компания за последние семь лет только инженеров-конструкторов наняла порядка 500. А ещё нужны инженеры-технологи и на их базе инженеры по качеству, сервису, руководители производственных подразделений.
«С 2021 года и на ближайшие годы “Ростсельмаш” только в Технический центр минимум по 100 человек ежегодно готов нанимать, — говорит Радионов, — А учитывая то, что мы не берём всех подряд, то даже количественно сейчас местные вузы не справляются с такой заявкой».
В то же время подготовка молодого специалиста непосредственно под руководством сотрудников предприятия способна значительно сократить время на его адаптацию.
«Более 15 лет в компании действует программа “Кадры для отрасли”, задача которой — “привозить” талантливую молодёжь из вузов других городов. Также мы активно ведём набор и готовых инженеров по всей России, чтобы обеспечить выполнение стоящих перед нами бизнес-целей. Это решение и сегодня имеет свои плюсы, но в текущих масштабах нашей деятельности и развития уже не видится оптимальным», — добавляет Денис Радионов.
По его словам, создание ПИШ позволит в наборе персонала развернуть пропорцию 80 (специалисты из других регионов) на 20 (специалисты из местных вузов) в обратную сторону. Образовательная модель ИПМ «Ростсельмаш» предполагает, что весь (а не какое-то количество с курса) выпуск продолжает работать в компании, либо остаётся в Школе для научно-исследовательских работ, но, опять же, в рамках задач компании.
Уже с третьего курса Школы все учащиеся разбиваются на мини-команды из пяти-семи человек, которые закрепляются за конкретным ведущим инженером-конструктором, который, в свою очередь, ставит перед ними практические задачи. Они выполняются весь семестр. В результате молодые инженеры приходят в Технический центр «Ростсельмаш» уже глубоко сплочёнными командами, которые знают всю специфику инженерных задач компании.
«А главное — они будут не одинокими профессионалами, а уже на “генном” уровне окажутся настроены на решение сложных вопросов в группе, — говорит Денис Радионов. — Таких групп у нас будут десятки, и мы сможем их объединять между собой в зависимости от масштабов новых проектов».
Образовательный цикл предваряется стажировкой преподавателей ДГТУ в конструкторских бюро «Ростсельмаш». Специалисты же «Ростсельмаш», которые будут работать со студентами, проходят обучение в ДГТУ, чтобы научиться правильно строить образовательную программу. Этими навыками сегодня обладают очень немногие руководители, что приводит к плохой вовлечённости молодежи, считают в компании «Ростсельмаш».
При этом студенты будут получать «ростсельмашевскую» стипендию в размере от 30 тысяч рублей, а потом, по промежуточным результатам обучения, она может вырасти. Во второй половине дня можно проходить стажировку на заводе и получать ещё больше.
Сейчас в ИМП «Ростсельмаш» учатся 40 человек, которые были отобраны из потенциальных 1300 соискателей. С 2023 года Школа прирастёт 1-м, 2-м и 5-м (1 годом магистратуры) курсами.
«Важно отметить, что учащихся мы набираем на шестилетний образовательный цикл по формуле “четыре плюс два”, где четыре года — это бакалавриат, а два года — магистратура: только за этот срок можно подготовить хорошего инженера. Существующая сегодня возможность в стандартной образовательной системе стать инженером с высшим образованием через получение диплома бакалавра нас не устраивает, — говорит Денис Радионов. — Условная “мощность” Школы — 600 обучающихся единовременно, что является её существенным плюсом, так как мы сможем сконцентрироваться на каждом студенте и на качестве образовательного процесса».
Едва ли не главная цель акционеров «Ростсельмаш» — подготовка таких команд инженеров, которые смогли бы разработать единую модульную масштабируемую платформу зерноуборочных комбайнов, а также развить линейку тракторов и дорожно-строительной техники, проектируя до пяти новых продуктов ежегодно. Именно эту задачу и должен решить совместный проект ДГТУ и «Ростсельмаш» в идеале к 2030 году. Это задача мирового уровня.
Подготовленные в институте инженеры-конструкторы будут разрабатывать узлы и агрегаты, которые затем будут применяться в производимой «Ростсельмаш» технике. Компания продолжает воплощать в жизнь заявленные ранее продуктовые и инвестиционные проекты, включая строительство двух заводов — по производству тракторов, а также по выпуску коробок переключения передач, мостов для техники и трансмиссий. Инженеры гарантировано смогут применить полученные знания и при воплощении в жизнь масштабной инвестиционной программы предприятия, которая предполагает создание в Ростове-на-Дону тракторного завода, производства дорожно-строительной техники, завода по производству трансмиссий, мостов и редукторов, а также завода по производству навесной и прицепной техники в Таганроге.
Программа развития ПИШ действует до 2030 года, и «Ростсельмаш» заложил бюджет именно до этого срока. Однако бюджет программы со стороны государства заложен лишь до 2024 года. «Всё-таки два и даже три года недостаточно, чтобы решить задачи такого уровня, надеемся, что софинансирование со стороны государства продолжится и после этой даты, — комментирует Денис Радионов. — Именно такая форма взаимодействия позволит государству вовлекать больше подготовленных инженерных команд в реальный сектор, получая настоящую инженерную элиту, которая сможет ответить на любой вызов экономики и мировой конкуренции».