Выход Сбербанка на ранее обособленный рынок Крыма символизирует окончание эпохи, когда санкции считались стоп-фактором для работы в этом регионе. «Эксперт ЮГ» проанализировал специфику крымского рынка и ожидания от его трансформации, которой, видимо, не избежать
В середине января Сбербанк анонсировал свой выход на рынок Крыма. Уже началась установка банкоматов, а в перспективе будет формироваться полноценная филиальная сеть. «Сбербанк сформировал команду и начинает работать на полуострове Крым. В течение года сеть устройств самообслуживания заработает на всём полуострове. Постепенно в 2023 году будут открываться офисы банка, первые из них в крупнейших городах начнут работать в первом полугодии. В течение года будут развёртываться все необходимые услуги и сервисы», — прокомментировали в Сбербанке.
Банковский рынок Крыма сильно отличается от того, к чему привыкли российские финансовые организации. У ряда действовавших на территории Крыма банковских учреждений Банк России после 2014 года отозвал лицензию, а также закрыл представительства украинских финансовых структур. Некоторые организации покинули Крым по собственной инициативе. В частности, краснодарский «Кубань Кредит», несмотря на то, что после 2014 года этот банк, напротив, пытался закрепиться на «освободившемся» рынке. Однако с приходом РНКБ конкуренция в банковском секторе Крыма существенно повысилась.
Ситуация изменилась в марте 2022 года, когда президент России Владимир Путин призвал крупный бизнес и банки начать работать в Крыму. Призыв президента был услышан. В 2022 году на рынок полуострова пришёл Промсвязьбанк. Появление там Сбера существенно повысит конкуренцию.
Напомним, что после 2014 года и проведения референдума о вхождении Крыма в состав РФ Сбербанк официально не осуществлял деятельность на территории республики. До этих событий в Крыму работало украинское дочернее предприятие Сбербанка. При этом банк был вынужден вести судебные споры с украинским АО «Сбербанк» по поводу прав на данное наименование. В 2021 году украинское подразделение было переименовано в Международный резервный банк. В 2022 году украинские власти приняли решение об изъятии активов Сбербанка на территории страны.
Фактически после 2014 года на территории Крыма полноценно действовали три крупных банковских структуры — Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), симферопольский Генбанк, а также петербургский банк «Россия». В 2022 году к ним присоединился Промсвязьбанк, руководство которого подписало соглашение о сотрудничестве с советом министров Республики Крым и правительством Севастополя.
По данным Южного ГУ Банка России, на 1 января 2023 года на территории Крыма банковские услуги оказывают также три филиала кредитных организаций иных регионов, 204 дополнительных офиса банков и филиалов кредитных организаций, пять передвижных пунктов кассовых операций. По сравнению с 2021 годом расширилось присутствие инорегиональных кредитных организаций — открылся один филиал и пять его дополнительных офисов и дополнительный офис ещё одного нового в регионе банка.
По данным «СПАРК Интерфакс», ПАО «Российский национальный коммерческий банк» зарегистрировано в Симферополе. Принадлежит государству. Председателем правления указан Михаил Якунин, на этот пост он был назначен в 2016 году. Со временем РНКБ начал активно открывать офисы в российских регионах. В частности, в ноябре 2019 года была запущена процедура присоединения краснодарского Крайинвестбанка к РНКБ, благодаря чему банк получил филиальную сеть в этом регионе.
В конце 2022 года Михаил Якунин заявил, что уже в 2023 году РНКБ войдёт в группу ВТБ, в данный момент идёт оценка акций. Объединение коснётся и всех дочерних структур Российского национального коммерческого банка. Однако сообщалось, что бренд РНКБ сохранится.
В апреле 2022 года РНКБ, банк «Россия» и Промсвязьбанк стали уполномоченными банками в рамках программы льготного кредитования участников свободной экономической зоны в Крыму. Для каждой организации был установлен лимит субсидии: для РНКБ — 637 млн рублей, «России» — 266 млн, для Промсвязьбанка — 5,8 млн рублей. Выплаты банки должны будут согласовывать с Минэкономразвития.
По данным Банка России, в ноябре 2022 года юридическим лицам и ИП на территории Крыма банки выдали кредитов на 12,7 млрд рублей, ещё на 2,5 млрд — в Севастополе. Для сравнения, в Краснодарском крае аналогичная сумма составила 138,7 млрд рублей, а в Ростовской области — 85,7 млрд. Объём кредитования республики в рамках ЮФО сопоставим с Волгоградской областью, где выдали 17,4 млрд рублей.
Несколько больше доля Крыма в объёме кредитования физлиц. В ноябре 2022 года таких кредитов было выдано на сумму 6,8 млрд рублей, ещё на 2,4 млрд — в Севастополе. В Краснодарском крае при этом банки прокредитовали на 71,7 млрд, а в Ростовской области — на 43,3 млрд рублей.
По словам финансового консультанта, портфельного управляющего Михаила Акопьяна, крупнейшие российские банки в Крым ранее не заходили, поэтому в регионе пока не сформирована работающая система оценки рисков.
«Есть своя специфика — например, большой объём “серого” бизнеса, который не привык работать с финансами так, как к этому привыкли российские банковские структуры. Но самое главное — нет набранной статистики по рискам. Это, по сути, предстоит делать с нуля. Что само по себе означает, что риски эти для банка будут достаточно высокими», — прокомментировал Акопьян.
Младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев отмечает, что банковский рынок Крыма невелик относительно российских масштабов, однако на полуострове уже функционирует ряд банков, на деятельности которых скажется появление нового крупного игрока.
«При выходе в новый регион Сбербанком должно проводиться комплексное исследование местного рынка на предмет действующих продуктов и их условий, а также востребованности банковских услуг различного типа с целью формирования оптимальных предложений населению и бизнесу Крыма», — пояснил эксперт.
По его оценке, если отталкиваться от валового регионального продукта, то экономика республики более чем в три раза уступает экономике Ростовской области, и в пять — Краснодарскому краю. Но стоит учитывать, что Крым является активно развивающимся регионом, в том числе за счёт вливаний из федерального бюджета, что открывает большие перспективы для банковского сектора в части финансирования реализации инфраструктурных проектов.
«Учитывая масштабы деятельности и ресурсы Сбербанка, существенных сложностей при формировании филиальной сети на территории Крыма не ожидается. Но потребуются время и инвестиции для организации бизнес-процессов, поиска сотрудников и налаживания взаимодействия с головным подразделением», — подчеркнул Анатолий Перфильев.
Также эксперты отмечают, что немалая часть рынка кредитования Крыма сегодня может находиться не в банках, а в микрофинансовых организациях, с которыми в той или иной степени придётся конкурировать любой банковской структуре.
«В связи с приходом Сбера я выделила бы инвестиционные преимущества, — говорит Елена Вершицкая, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления КФУ им. Вернадского. — Для инвесторов важно работать с крупным банком, его возможности намного больше, чем у тех, которые работают на территории Крыма. Такого широкого спектра услуг нет ни у одного банка в республике. Для бизнеса и для инвесторов это преимущество».
Также, по её словам, местные банки недавно стали отменять комиссии за различные транзакции, что, по мнению эксперта, может быть связано с приходом Сбера.
По словам директора Института экономики и управления КФУ им. Вернадского Виктора Реутова, в Крыму сформирована достаточно широкая банковская сеть, которая неплохо справляется с возложенными на неё задачами. «Количество отделений и банковских продуктов у нас не ниже, чем в любом другом регионе РФ», — считает Реутов. По его словам, также один из главных вопросов — подготовка кадров для новых банковских офисов.
«Я как директор образовательного учреждения могу сказать, что ключевые моменты — это не обеспечение материально-техническое, а обеспечение кадрами каждого нового отделения банка, — отмечает Виктор Реутов. — Это не продавец, это не охранник, должна быть серьёзная подготовка для ста отделений по Крыму. Это как минимум тысяча человек — обученных, квалифицированных. И следующий момент: по поводу каких-то банковских продуктов, дополнительных, возможно, условий для бизнеса и т. д. Да, это может упростить “материковым” компаниям работу в Крыму. Возможно, станет толчком для прихода сюда других участников рынка ритейла, связи».
Также, по словам Реутова, «все знают», что за Крымской железной дорогой стоят РЖД, а за «Почтой Крыма» — «Почта России». Поэтому процесс «освоения» Крыма со стороны ведущих российских корпораций далее может пойти уже под привычными всем брендами.
Один из финансовых экспертов также сообщил «Эксперту ЮГ» на условиях анонимности, что при условии полноценной интеграции российского банковского сектора в Крыму и Донбассе фактическая роль РНКБ может сильно снизиться. В первую очередь этот банк был необходим для осуществления финансовых операций с юридическими лицами, расположенными на подсанкционных территориях. Поскольку санкции уже перестали быть стоп-фактором для банков, то и значение РНКБ в том виде, в котором он существует сейчас, оказывается под вопросом, считает эксперт.