Строительство дороги Ростов — Симферополь оживит ранее не задействованную в рекреационных целях территорию северного и западного Приазовья, а также позволит создать на южном побережье новые города
Один из самых значимых межрегиональных проектов последних лет — строительство трассы Ростов — Симферополь через новые регионы России — призван не только связать единой нитью присоединённые недавно территории, но и задействовать потенциал районов Приазовья, которые были незаслуженно забыты на протяжении многих лет. Сейчас в непосредственной близости от новой трассы начинается строительство двух курортных городов, способных принять до 1 млн человек в пиковые сезоны. Особенно значимой дорога станет для Донбасса и восточных районов Крыма, которые предстоит увязать в единый куротно-хозяйственный комплекс. К работам по строительству дороги должны приступить в феврале, новые города начинают строить уже сейчас. Трасса Ростов — Симферополь станет логистическим заделом под дальнейшую экономическую интеграцию новых территорий.
Новая трасса пройдёт по территории трёх субъектов, вошедших в состав России по итогам референдума в сентябре 2022 года: ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Дорога начинается в Ростове (трасса А-280), затем огибает Таганрог с севера и далее идёт на бывшую границу с Украиной (ныне ДНР). По территории ДНР дорога должна пройти через Мариуполь, затем идти на Мелитополь (Запорожская область), далее через населённый пункт Чонгар (Херсонская область) на Джанкой (Крым). Из Джанкоя до Симферополя уже проложена отремонтированная дорога.
Сейчас, по данным ИА «Кубань24», от границы Ростовской области до Мариуполя идёт двухполосная дорога, которая находится в относительно исправном состоянии, так как её отремонтировали ещё летом. Однако далее до Мелитополя дорога становится не только разбитой, но и опасной — риск ракетных обстрелов до сих пор сохраняется, хотя от линии фронта здесь порядка 100 км. Именно поэтому первые участки автодороги построят в Ростовской области и в Крыму. Проект рассчитан на максимальную загруженность, что позволит увеличить пассажиропоток в Крым, а также снизить риски, возникающие с возможным терактом на Крымском мосту.
Проектная документация, по словам врио губернатора Запорожской области Евгения Балицкого, уже готовится. По данным же врио губернатора Херсонской области Владимира Сальдо, дорога будет двухполосной. Новая трасса уменьшит нагрузку на Крымский мост и «закольцует» движение вокруг Азовского моря. Её пропускная способность составит около 30 тысяч автомобилей в сутки. Этот путь из Ростова в столицу Крыма (длиною 640 км) станет короче существующего через Крымский мост и Керчь (750 км) более чем на 100 км.
Сроки реализации проекта и его стоимость пока не называются. Однако, учитывая, что будущую трассу Ростов — Симферополь называют аналогом трассы «Таврида», да и пройдёт она по местности со схожим рельефом, можно подсчитать её примерную стоимость.
Например, как сообщал «Интерфакс» в 2020 году, стоимость строительства «Тавриды» от Керчи до Севастополя протяжённостью более 250 км составила свыше 150 млрд рублей, то есть километр трассы обошёлся в 600 млн рублей. Таким образом, стоимость трассы длиной 640 км может составить 384 млрд рублей. При этом строить «Тавриду» начали в 2017 году, разбив строительство на восемь участков и запуская их по мере готовности. Стоимость строительства восьмого, севастопольского участка «Тавриды» ещё в 2020 году оценивалась в 8,9 млрд рублей, но уже в 2022 году, после подорожания строительных материалов и техники, в 20 млрд. Рабочее движение по восьмому участку трассы по всем четырём полосам будет открыто этой весной.
Здесь нужно оговориться, что часть проектируемой трассы Ростов — Симферополь пройдёт по уже существующим магистралям, причем местами довольно высокого качества, как например, трасса Ростов — Таганрог или Симферополь — Джанкой. Также за последние месяцы отремонтирована дорога протяжённостью 107 км, соединившая Мелитополь и портовый Бердянск в Запорожской области. По словам Балицкого, восстановление дороги идёт высокими темпами, хотя отдельные участки её не видели ремонта на протяжении трёх десятилетий. Также не стоит забывать, что «Таврида» —четырёхполосная дорога, а значит, стоимость двухполосного аналога будет ниже.
Генподрядчик строительства новой трассы, по аналогии со строительством «Тавриды», также может быть выбран без конкурса. Крымскую трассу, напомним, строит зарегистрированная в Вологодской области компания «ВАД», которая до этого получала крупные госконтракты на строительство дорог. Как сообщал «Деловой Петербург», эта компания родом из северной столицы, работает на рынке с середины 1990-х — она вполне может получить и новый подряд. По данным «СПАРК», владельцами «ВАД» являются Виктор Перевалов и Валерий Абрамов.
Экономическая целесообразность строительства подобной трассы не вызывает сомнений, ведь кроме обеспечения товарами жителей полуострова по дороге в Крым смогут добираться и туристы, считает глава аналитического бюро «СОНАР-2050» Иван Лизан.
Перспективной выглядит идея транспортного кольца вокруг Азовского моря. Предполагается, например, что фуры будут заезжать в Крым со стороны сухопутного коридора, а выезжать через Крымский мост — это снизит нагрузку на трассу, так как их движение сейчас происходит в реверсивном режиме. В будущем проект позволит в кратчайшие сроки интегрировать регион в инфраструктуру России.
Южная часть Донбасса, Приазовье и восток Причерноморья долгое время были разделены российско-украинской границей и развивались автономно. Так, например, Мариуполь как крупнейший порт на Азовском море конкурировал с Таганрогом, а Бердянск и Геническ развивались как крупнейшие курортные центры Приазовья в пику российским Ейску и Тамани. Быстрое занятие приазовских городов в первые недели СВО (если не считать боёв за Мариуполь) позволило сохранить эти территории в относительной безопасности и целостности. Они не подверглись массовым разрушениям, однако сегодня нуждаются в модернизации устаревшей инфраструктуры. Так, по оценке Евгения Балицкого, оборудование морского порта и инфраструктура Бердянска изношены примерно на 90%.
Модернизация открывает перед прибрежными городами западного Приазовья и новые возможности с точки зрения развития курортного кластера. Уже сейчас прорабатываются сценарии восстановления Мариупольского аэропорта, а в конце 2022 года президенту Владимиру Путину представили проект «нового города на Арабатской стрелке» — узкой и длинной полосе земли в северо-восточной части Крымского полуострова. Северная часть стрелки от Геническа до административной границы с Крымом входит в состав Херсонской области.
В январе московский девелопер «Самолёт» (один из крупнейших в России) заявил о намерении построить на Таманском полуострове Кубани населённый пункт на сформированном земельном участке площадью в 3 тысячи гектаров. Планируется, что в городе смогут жить от 500 тысяч до 1 млн человек. Строительство начнётся в 2024 году. Проект собираются реализовать в границах Запорожского сельского поселения недалеко от дороги, ведущей к паромной переправе Порт Кавказ и трассы к Крымскому мосту.
Модернизация открывает перед прибрежными городами западного Приазовья и новые возможности с точки зрения развития курортного кластера
Как сообщает портал 93.ru со ссылкой на власти Кубани, в качестве градообразующих объектов в городе предполагается строительство университета, ИТ-парка, бизнес-кластера, медицинского кластера, спортивного кластера, гольф-полей, природных и археологических парков, а также курортных зон с протяжёнными пляжами вдоль побережья Динского залива и Азовского моря. Здесь также откроются гостиницы категории 3-4 звезды.
Ещё один курортный город будет построен в Геническом районе Херсонской области на Арабатской стрелке. Ранее предложение о его строительстве высказал президент России. По мнению Владимира Сальдо, в этом месте хорошие природные условия, а также есть железнодорожное и автомобильное сообщение. На Арабатской стрелке появятся жилые кварталы со всей необходимой социальной инфраструктурой, школами и детскими садами. Помимо этого, там построят здания, в которых будут размещаться правительственные органы. То есть, по словам врио губернатора, город будет не просто туристическим — это будет именно город для жизни, с образовательными учреждениями, спальными районами и прочей инфраструктурой.
Арабатская стрелка — коса в северо-восточной части Крыма на побережье Азовского моря, которая отделяет залив Сиваш от Азовского моря. Длина косы составляет около 113 км, ширина — до 8 км. Её южная часть входит в состав Крыма, а северная — Херсонской области. Сейчас в этом месте расположено четыре небольших поселка — Гениченская Горка, Счастливцево, Приозёрное и Стрелковое.
По мнению Ивана Лизана, весь участок побережья от Мариуполя до нового города на Арбатской стрелке обладает колоссальным курортным потенциалом. В перспективе он может стать единым курортным кластером, в составе которого есть мариупольский аэропорт, а также гостиницы, аквапарки и несколько морских портов (Бердянск, Геническ, Мариуполь). Не считая Мариуполя, здесь нет крупных промышленных предприятий, при этом существуют несколько природных парков. Кроме того, в Мелитополе собираются строить крупный многопрофильный детский медицинский центр, который будет рассчитан на 400 мест, сообщал ранее председатель правительства региона Антон Кольцов.
Во времена Украины эти территории представляли собой бюджетный курорт для непритязательных граждан, а также идеальное место для летнего детского отдыха. После создания необходимой современной инфраструктуры, ключевым элементом которой станет новая дорога, связующая Приазовье с другими российскими регионами, кластер может развиваться уже в рамках единого хозяйственного комплекса, чего он был лишён в годы раздельного развития России и Украины. В перспективе данный маршрут станет достойной альтернативой черноморским курортам Краснодарского края и Крыма, которые сегодня перегружены.