Экспорт зерна в 2022 году пережил сложный период, однако участники рынка на Юге смогли приспособиться к новым условиям благодаря диверсифицированным поставкам на новые рынки
Российские аграрии собрали рекордный урожай, свыше 150 млн тонн зерна, в том числе больше 100 млн тонн пшеницы, а в 2022-2023 сельскохозяйственном году Россия экспортирует до 55-60 млн тонн зерна; когда-то это казалось неосуществимым планом, заявил президент России Владимир Путин при оглашении послания Федеральному собранию.
Экспорт зерновой продукции из России в денежном выражении по итогам 2022 года увеличился на 15% по сравнению с показателем за 2021 год, говорится в сообщении Федерального центра развития экспорта «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ со ссылкой на данные министерства. Этому способствовали рекордный объём урожая и большой спрос на российское зерно в странах Ближнего Востока. В 2022 году экспорт зерна переживал сложный период — после начала СВО и ввода антироссийских санкций необходимо было перестраиваться. Основные проблемы экспортёров касались страховки и логистики.
Лидеры закупок отечественной продукции остались прежними: Турция, Египет, Саудовская Аравия, чуть снизил закупки Иран. Аналитики рассказали, как удалось решить проблему и выйти на рост экспорта в сравнении с данными 2021 года. «С октября по текущий момент экспорт сельхозпродукции только растёт, — говорит аналитик Российского зернового союза Елена Тюрина. — Можно уверенно говорить о том, что экспортёры адаптировались к новым условиям, и санкции уже в меньшей степени влияют на поставщиков. Особенно можно отметить, как изменилась номенклатура судов, на которых перевозится российское зерно. Малотоннажные есть, отечественные. Крупнотоннажные — в основном из небольших стран, которые не вводят санкции против России: Панама, Либерия и так далее». Среди новых рынков сбыта российского зерна в условиях санкций Тюрина отмечает Алжир, который отказывается от французского зерна и переходит на отечественные поставки.
По словам регионального директора Agrozan Commoditie Сабины Содиковой, одной из проблем для российского экспорта является «зерновой коридор», так как он перетягивает объёмы поставок на Украину. Украинские трейдеры устанавливают низкий ценник, практически на уровне себестоимости российского зерна. Это лишь одна из проблем, но ожидается, что в этом году у Украины не будет возможности экспортировать зерно в тех же объёмах и на том же уровне.
Главной трудностью для экспортёров, как отмечают аналитики, в 2022 году была проблема со страхованием зерна. Из-за санкций Россия была выведена с рынка перестрахования — из английского клуба страховщиков (LMA). Первое время с этим были большие проблемы, но примерно пару месяцев назад в рамках «зерновой сделки» удалось обеспечить страховую поддержку экспортёрам в зерновой отрасли, рассказывает Содикова.
Финансовая сторона вопроса при сделках с зерном остаётся проблемной. Вариантов для российских компаний осталось два — либо три государственных турецких банка, либо оплата в рублях. Экспортёры отмечают, что даже в дружественных странах банки стали отказывать при проведении оплат с российских сделок, несмотря на то, что американцы вычеркнули из санкционного списка сельхозпродукцию.
В ГК «Концерн “Покровский”» также отмечают среди проблем «скрытые санкции». «Основное влияние на работу российских экспортёров по-прежнему оказывают скрытые санкции, дорогой фрахт и недоступные страховки при подаче судна», — рассказала коммерческий директор ГК «Концерн “Покровский”» Екатерина Кравченко. По её словам, ничего нового в логистических и валютных ограничениях нет. Производитель начал работать с другими направлениями в новых условиях. Дальнейшие темпы роста российского агроэкспорта будут зависеть от мирового спроса и уровня цен на зерно.
Выделение квоты на экспорт зерна на ближайшие полгода ожидается в размере 25 млн тонн. Аналитики расходятся в своих оценках по окончательному объёму поставок, но уверены в одном: закрыть квоту полностью в ближайшие годы не получится.
Сабина Содикова отмечает: «С конца марта по июнь включительно в странах Ближнего Востока будет Рамадан. В это время у жителей этих стран снижается потребность в потреблении зерновых культур и в их реализации. На это накладываются забитые нашим зерном склады в Турции. В Египте рынок тоже насыщен. Максимум, который они смогут вывезти в ближайшие полгода — это 2 миллиона тонн. В лучшем случае в страны западной Африки ожидается экспорт 12 миллионов тонн». В таком случае в России останется много нереализованного зерна на складах.
В связи с санкциями отечественные производители, работающие с сельскохозяйственной отраслью, переживают не лучшее время. По словам директора ООО «Энергия» Владимира Бухтиярова, денег для развития практически не осталось. В первые два-три месяца санкций было особенно тяжело, так как поставлять необходимые запчасти на рынок России стало чрезвычайно сложно. Владимир Бухтияров отмечает, что экспортёры сегодня продолжают снижать цены, а у производителей есть опасения по поводу урожайности в этом году. Долгое отсутствие снега и малый запас влаги могли неблагоприятно отразиться на пшенице. Прогнозы пока строить преждевременно, но если ориентироваться на проблемы прошлого года, то хорошей прибыли и развития ждать не стоит.