В I квартале 2023 года Агентство развития гражданских инициатив Ростовской области объявит новый конкурс среди НКО для реализации социально значимых проектов. По словам директора агентства Ирины Поркшеян, в этом году ставка будет сделана на создание в области сети ресурсных центров для НКО
АНО «Агентство развития гражданских инициатив Ростовской области» в 2022 году отработало первый сезон. Эта структура была создана в регионе для более технологичной работы с НКО. Ранее правительство Ростовской области проводило ежегодный конкурс для НКО — по его результатам можно было получить субсидию до 500 тысяч рублей на реализацию проекта. Однако отчётность за госсубсидию — это очень серьёзно, в этой сфере электронного документооборота ещё не придумано. Главная проблема с НКО сегодня — их низкая активность в подаче заявок на получение финансовой помощи. Показательно, что 4000 НКО Ростовской области в 2022 году подали лишь 178 заявок на конкурс агентства — и это ещё прирост по сравнению с 2021 годом. Проблему низкой активности регион, по словам Ирины Поркшеян, планирует решать за счёт создания сети отраслевых ресурсных центров, которые, в свою очередь, должны расшевелить некоммерческие организации.
— Какие главные выводы о состоянии НКО области вы сделали по результатам первого конкурса? Я правильно понимаю, что агентство во многом было создано для проведения конкурса?
— Да, это была одна из задач, но не основная. Агентство создано как опорный ресурсный центр региона для развития некоммерческого сектора. Сама структура агентства подобна формам заявителей конкурса, а взаимодействие организаций, схожих по структуре, осуществляется гораздо более эффективно. На основе опыта других регионов Общественная палата Ростовской области инициировала создание агентства, губернатор Василий Юрьевич Голубев поддержал инициативу, и правительством региона в декабре 2021 года было принято решение об открытии агентства. Оно было создано для взаимодействия с НКО Ростовской области, оказания им консультационных и информационных услуг, совершенствования процедур конкурса на получение финансовой поддержки для реализации общественно значимых программ.
Главным достижением конкурса-2022 мы считаем электронную версию заявки, которая позволила во многом оптимизировать процесс подачи организациями своих проектов: дополнительно организации-победители получили возможность корректировать смету проекта в случае экономии, используя механизмы Фонда президентских грантов (ФПГ). Помимо фонда, поддержку нашей деятельности оказывает министерство региональной политики и массовых коммуникаций.
— По сравнению с субсидиями правительства Ростовской области, которые действовали ранее, средний бюджет гранта вырос в четыре раза. Насколько НКО региона оказались готовы к такому увеличению фонда поддержки?
— Да, у нас было большое количество организаций, которые подали заявки на 2,5 миллиона рублей. Даже выиграло в итоге больше, чем изначально планировалось. До начала конкурса мы планировали, что в каждом направлении будет определено по одной организации, которые получат по 2,5 миллиона, три организации по 1,5 миллиона и 5 организаций по 500 тысяч. Но из-за большого количества желающих освоить более крупные суммы получилось так, что у нас в некоторых направлениях есть четыре победителя по 1,5 миллиона и 2-3 победителя по 2,5 миллиона. Мы подстраиваемся под те тенденции, которые видим. Но в нынешнем году мы будем рекомендовать организациям всё-таки заходить с меньшими суммами и на меньший срок.
— А какое количество НКО в прошлом году вообще подали заявки? И можно это сравнить с тем количеством НКО, которые есть вообще в Ростовской области?
— По данным Минюста, в нашем регионе более четырёх тысяч НКО. В прошлом году на конкурс было подано 178 заявок, были организации, которые подали две и три заявки. В сравнении с 2021 годом мы видим тенденцию роста количества участников конкурса.
— А можно проговорить требования к проектам разных категорий?
— У нас есть три суммы, на которые может претендовать организация. Первая сумма, до 500 тысяч – это те организации, которые готовы реализовать свой проект за полгода, срок реализации проекта — шесть месяцев. На сумму до 1,5 миллиона могут претендовать те организации, которым полгода и больше, и свой проект они могут реализовывать до 12 месяцев. Те, кто претендуют на 2,5 миллиона, обязательно должны быть победителями либо Фонда президентских грантов, либо Фонда культурных инициатив и других грантодателей. Просто так сегодня зарегистрироваться, а завтра получить 2,5 миллиона не получится. Проекты такого масштаба могут реализовываться до полутора лет.
— Будут ли тематические приоритеты в конкурсе этого года? И когда он будет объявлен?
— Если в прошлом году у нас было девять приоритетных направлений, то в этом году их десять. Они называются очень просто: «Помогай», «Живи», «Дружи», «Создавай», «Развивай», «Гордись» — и так далее. И, соответственно, эти слова тянут за собой внутреннее тематическое наполнение. Все заявки, которые поступят в этом году, предварительно распределятся на 5 грантов по 500 тысяч, 2-3 по 1,5 миллиона, один — 2,5 миллиона по каждому направлению. По итогам прошлого года получилось, что на «Экологию» и «Развитие добровольчества и волонтёрства» подали заявок меньше, чем на «Формирование пространства Ростовской области». Надеемся, что новые направления конкурса позволят уравновесить распределение поданных заявок.
В ближайшее время агентство опубликует новый порядок проведения конкурса, он согласован Фондом президентских грантов и утверждён правительством Ростовской области. Пока дату не называем, потому что предварительно должно состояться заседание конкурсной комиссии, которая утвердит даты начала конкурса и подачи заявок. Но он будет объявлен до конца первого квартала нынешнего года.
Важно, что эта мера поддержки теперь называется не «субсидия на развитие», а «грант губернатора Ростовской области на развитие гражданского общества». Напомню, часть фонда конкурса — это софинансирование ФПГ в рамках регионального конкурса. В 2022 и 2023 году в областном бюджете предусмотрено 50 миллионов рублей на проведение конкурса, ФПГ в прошлом году выделил 35,1 миллиона рублей, в этом году — 36,8 миллиона.
— Когда мы делаем рэнкинги крупнейших НКО, то видим, что позиции СКФО и ЮФО — это последнее и предпоследнее место в России по объёму средств, привлекаемых НКО. Как выглядит Ростовская область с позиции ФПГ?
— Тут самое главное — это вопрос: что важнее — качество или количество? Мы можем в погоне за количеством открывать НКО одно за одним, но это совершенно не будет давать эффекта с точки зрения качества. Что же касается рейтинга финансирования в разрезе федеральных округов, здесь мы стоим на пути становления, налаживания связей с коллегами из других регионов.
— Не хватает «живых» НКО?
— Нет, они «живые» — работают, сдают отчётность ежегодно. Но во многом им не хватает знаний и опыта. Эту проблему мы обсуждали с министерством региональной политики и массовых коммуникаций. И в ходе этого конкурса мы решили поэкспериментировать, с Фондом мы это согласовали. Мы понимаем, что необходимы центры, которые будут повышать уровень квалификации кадрового состав НКО, коммуницировать с ними, в чём-то помогать. В этом году у нас появляется новое направление, которое будет называться «Создавай». Мы хотим пойти по пути создания ресурсных центров для НКО по различным профилям деятельности. В этом году можно будет получить грант до 3 миллионов рублей на создание таких центров. Причём любое НКО, подавая заявку на это направление, обязуется создать новое НКО, которое будет выполнять роль ресурсного центра по тому или иному виду деятельности: культура, казачество, физкультура, здоровье, экология и так далее.
— А зачем создавать новое НКО? Недостаточно на базе имеющейся организации реализовывать программу для организаций из данной сферы?
— Дело в том, что устав ресурсного центра должен содержать определённые позиции. Те НКО, которые уже сейчас есть, не всегда соответствуют понятию ресурсного центра. Они работают для поддержания собственной жизнедеятельности, и им некогда оказывать помощь другим, аккумулировать наработанные практики и передавать накопленный опыт. Поэтому мы решили, что это будет что-то новое, что будет открыто под определённые цели и задачи. Зачастую, когда к нам приходят коллеги из сферы экологии, мы спрашиваем, с кем они общаются, и выясняется, что между собой практически никто и никогда не общается. В идеале должна получиться система отраслевых ресурсных центров, которые, в свою очередь, построят коммуникационную сеть с НКО их профиля, благодаря чему у региона появятся реестры организаций по тому или иному виду деятельности.
— А почему небольшое количество ресурсных центров — это проблема?
— Когда мы составили карту поданных заявок, мы увидели лакуны, где муниципальные районы остались без заявок, без единого выигранного гранта. И мы стали думать, как им помочь. Мы понимаем, что они, как правило, не подают заявки, потому что боятся отчетности. Люди зачастую просто не знают, как эта система работает. Да и найти бухгалтера, который понимает, как отчитывается НКО, тоже непросто. Задача ресурсных центров — поднять уровень квалификации кадров, развить сеть профильных организаций и консолидировать сообщество, чтобы НКО региона начали активней пользоваться инструментами финансовой поддержки.