Рост в сфере туризма в России отражается на более чем 50 отраслях. Юг стал главным бенефициаром роста: здесь, по данным Сбера, отечественные туристы тратят каждый пятый рубль. О том, какую роль в поддержке и развитии отрасли играют цифровизация, аналитика и финансы, рассказала зампредседателя Юго-Западного банка Сбербанка Ирина Ткаченко
— Почему вообще банку сегодня важно направление туризма?
— Туризм является одним из фокусных направлений развития в стране, а значит, и для Сбера. В туристической отрасли России заняты свыше 200 тысяч компаний в 40 видах экономической деятельности. Суммарно они формируют около 4 процентов ВВП страны, а расходы россиян на отдых и туризм занимают четвёртую позицию после ЖКХ, транспорта и продуктов (или 9 процентов в структуре трат). Медианные расходы на турпоездку по РФ на одного человека сегодня в два раза ниже зарубежных и составляют около 32 тысяч рублей. По данным СберАналитики, за первые 9 месяцев 2022 года 11 регионов обслуживания Юго-Западного банка посетили 15 миллионов туристов, а их общий объём трат в поездках превысил 128 миллиардов рублей. И ежегодно эта цифра растёт в среднем на 19 процентов. Согласно исследованию Strategy Partners, жители 94 процентов российских регионов считают туризм одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. При этом, более чем в 60 процентах регионов считают, что увеличить объём туристических прибытий на 50 процентов можно уже в ближайшие 3-5 лет.
— Какие точки роста в ы здесь видите?
— Туризм оказывает мультипликативный эффект на многие сферы экономики во всём мире. Есть примеры стран, где он составляет весомую часть ВВП: Турция, Мальдивы, ОАЭ и так далее. Безусловно, растущий после окончания периода пандемии спрос на качественный и разнообразный отдых при поддержке государства стимулирует бизнес на развитие объектов инфраструктуры, торговли, развлечений, транспорта, питания и многих других. Всего отрасль туризма влияет на более чем 50 отраслей и направлений. И мы как банк активно помогаем качественному и количественному росту этой отрасли. Это важный фактор для открытия малого бизнеса или для расширения сферы и регионов работы наших клиентов.
— А какова роль «цифры» в развитии отрасли?
— Цифровизацию на всех уровнях и для всех участников этого рынка я считаю важнейшим драйвером развития отрасли: от BigData-прогнозирования регионами нагрузки на транспортную сеть в пик сезона, до «умных» гостиниц как конкурентного преимущества бизнеса и возможности самим туристам комфортно в онлайне заказывать и получать все нужные услуги. Бизнесу сегодня нужны российские системы управления гостиничным хозяйством, технологии искусственного интеллекта для анализа и управления туристическим потоками, облачные сервисы и многое другое. Сбер уже внедрил десятки сервисов и решений для туристов: от безналичной оплаты товаров и услуг до партнёрского сервиса выгодного бронирования мест размещения, региональных аудиогидов и повышенного числа «СберСпасибо» за траты в поездках.
Мы успешно прошли путь цифровой трансформации бизнеса и создания онлайн-клиентского сервиса. И сегодня мы готовы помочь всем участникам рынка в поиске нужного продукта под конкретную задачу и в его полном внедрении.
— Из чего сегодня, на ваш взгляд, складывается экономика туризма в южных регионах?
— Это три основных показателя: количество посетителей за сезон, средний чек и средняя продолжительность пребывания. Благодаря возможностям технологий Сбера и обслуживанию 107 миллионов розничных клиентов в стране, в том числе с применением Big Data, мы можем оцифровать практически любые показатели для отрасли и дать максимально приближенный к реальности срез. К примеру, сейчас мы видим достаточно интересные тенденции перетока спроса туристов в сторону регионов, где есть авиасообщение. Это, конечно, Ставрополье, Дагестан, Чечня, Северная Осетия-Алания и традиционно Сочи. В прошлом году клиенты Сбера охотнее ездили в отпуск тогда и туда, где действовала система кэшбэка.
— Как давно работаете с отраслью и почему?
— Мы начали развивать это направление в 2020 году сразу по нескольким причинам. Во-первых, Сбер на юге России и в СКФО обслуживает 33 процента этого рынка, а на Ставрополье даже 40 процентов. Мы хорошо знаем «боли» и задачи крупного, среднего и малого бизнеса этой отрасли, потому что работаем с более чем 18 тысячами занятых в ней компаний.
Во-вторых, каждый пятый рубль в стране туристы тратят именно в регионах обслуживания Юго-Западного банка. Традиционно очень востребованы курорты Черноморского побережья, но всё активнее туристы выбирают Дагестан, Адыгею, Северную Осетию и курорты Кавказских Минеральных Вод. Причем всё чаще это не только двухнедельные летние семейные отпуска, но и деловые поездки и туры выходного дня. В объёмах трат безусловный лидер уже много лет здесь Краснодарский край с показателем в 68 процентов. Но мы всё больше видим тенденцию роста спроса на отдых в регионах СКФО и в Калмыкии.
В-третьих, важно отметить, что все региональные правительства стремятся увеличить туристический поток, поэтому очень внимательно собирают аналитику рынка и стремятся отвечать запросам каждого туриста с самым разным уровнем трат в путешествиях.
— Какой кредитный портфель сегодня уже сформирован, какие у него особенности?
— Поддержка отрасли со стороны государства в последние три года «подогревает» интерес инвесторов к вложениям в развитие гостиничной и туристской инфраструктуры. К примеру, только в этом году и только в Краснодарском крае будут введены в эксплуатацию тысячи новых мест размещения. Также к началу сезона на Черноморском побережье ожидается запуск первого в стране крупного отеля с номерным фондом свыше 900 мест, построенного по программе Ростуризма и при поддержке Сбера.
Всего на конец 2022 года отраслевой кредитный портфель Юго-Западного банка превысил 20 миллиардов рублей. При участии Сбера реализуются пять крупных инвестпроектов в Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии на общую сумму 20,3 миллиарда рублей, а малый бизнес в 9 из 11 регионов работы Юго-Западного банка в 2022 году получил отраслевую грантовую поддержку на сумму свыше 500 миллионов рублей.
Важной стала сделка финансирования эко-отеля «Первый» в Архызе за 150 миллионов рублей. Особенностями проекта станут футуристичная архитектура, технология «Умный дом» в каждом жилом модуле, гармонично вписанные в ландшафт леса с вековыми соснами на четырёх гектарах у берега реки Псыш.
Но всё чаще мы помогаем проектам в новых форматах. К примеру, недавно профинансировали на 25 миллионов рублей строительство одного из крупнейших южных глэмпингов. Этот проект в калмыцком Городе Шахмат реализуется за счёт собственных средств компании, а также гранта Ростуризма. Сбер усилил проект финансированием на 25 миллионов рублей. Глэмпинг на 20 номеров и 50 гостей будет открыт уже в этом году.
— Как изменилась структура туристической отрасли и время отдыха на Юге и в СКФО в прошлом году?
— Число туристов было соизмеримо с показателями доковидного 2019 года, а продолжительность пребывания в сравнении с тем же годом снизилась с 7,6 до 6,8 дня. Средний чек тоже снизился примерно на 7 процентов. А вот совокупный среднегодовой темп роста выручки в туристическом секторе вырос на 13 процентов.
«Рост спроса на туристические продукты и сервисы на Юге и в СКФО продолжится из-за высокой стоимости и сложной логистики зарубежных туров. А качество предложения внутри страны растёт»
Есть спрос на туры выходного дня в Дагестан, Ставропольский край и Северную Осетию. В прошлом году одним из факторов роста популярности Кавказа у туристов стала доступность аэропортов в СКФО.
В прибрежные регионы тоже традиционно высокий турпоток. Например, спрос на отдых в Большом Сочи продолжает быть одним из самых востребованных у россиян (+15 процентов). Это связано с тем, что в Сочи доступно авиасообщение, есть разнообразное сегментное ценовое предложение на размещение и достаточно большое число рекреационных мест на любой вкус и кошелёк.
— А если посмотреть шире за несколько лет?
— В последние годы, безусловно, туризм получил серьёзный импульс для развития. Всё чаще такой отдых выбирают те, кто раньше преимущественно отдыхал за рубежом. Больше стало туризма «выходного дня», семейных поездок на несколько дней в городские туры, бизнес-поездок, а также участий в фестивалях, концертах, гастротурах и так далее. Причём активно путешествуют как при самостоятельном бронировании, так и с помощью специализированных агентств.
Например, за последние четыре года совокупный среднегодовой темп роста турпотока в СКФО был очень динамичным. Одними из самых популярных новых направлений для отдыха россиян до 40 лет стали Дагестан и Чечня. Совокупный среднегодовой темп роста турпотока здесь составляет 50 и 31 процент соответственно, а объём выручки компаний туристического сектора — 30 и 27 процентов.
— Какие тренды в туристическом секторе можете отметить на 2023 год?
— Рост спроса на туристические продукты и сервисы на Юге и в СКФО продолжится из-за высокой стоимости и сложной логистики зарубежных туров. А качество предложения внутри страны растёт. Продолжится активный рост турпотока в республики СКФО, на КМВ и в Калмыкию. Здесь за последние четыре года зафиксирован самый высокий среднегодовой темп роста турпотока. В среднем в СКФО приезжало ежегодно на 28 процентов больше туристов, в Калмыкию — на 25 процентов, в Ставропольский край — на 10 процентов. Конечно, возможности размещения здесь пока уступают по уровню сервиса отелям Краснодарского края. Но этот факт становится всё менее решающим при значительных плюсах в виде этно-и гастро-самобытности, санаторно-курортного лечения, живописной природы, более низкого чека на отдых.