Более 624 млрд рублей — такова совокупная стоимость 30 крупнейших инфраструктурных проектов, которые реализуются на юге России с госучастием. Эксперты говорят о том, что 2022 год стал прорывным в сфере государственно-частного партнёрства. Юг, правда, в этой теме отстаёт
«Эксперт ЮГ» впервые подготовил рэнкинг инфраструктурных проектов, реализуемых на Юге с государственным участием. По данным платформы «Росинфра», коммерческое закрытие в 2022 году прошли 334 проекта в формах концессионных соглашений и ГЧП с общим объёмом инвестиций 782,5 млрд рублей, из которых 495,7 млрд рублей — частные средства. Национальный центр ГЧП заявляет, что это рекордные показатели за последние три года, причём прирост составляет около 25%.
Сфера инфраструктуры и ГЧП наиболее наглядно показывает ключевую тенденцию в инвестиционном процессе сегодня — не просто рост роли государственных инвестиций в инвестиционном процессе, но их антикризисное наращивание, которое становится для бизнеса убедительным сигналом инвестировать, когда на дворе времена, кажущиеся на первый взгляд наименее благоприятными для этого.
В ЮФО и СКФО на конец 2022 года, по данным Национального центра ГЧП, реализуется 253 проекта с общим объёмом инвестиций 350,1 млрд рублей, из которых 270,3 млрд рублей приходится на средства частных инвесторов. При этом объём коммерческого закрытия в 2022 году вырос почти в пять раз.
На основе данных платформы «Росинфра» выяснилось, что в Южном федеральном округе на начало 2023 года реализуется 186 ГЧП-проектов на общую сумму 238,8 млрд рублей, а в Северо-Кавказском федеральном округе насчитывается 35 проектов на 6,5 млрд. В плане развития государственно-частного партнёрства юг России значительно отстаёт от остальных федеральных округов. Например, в ПФО запущено почти 1000 проектов с объёмом инвестиций 684 млрд рублей.
«Эксперт ЮГ» несколько расширил методологию поиска. В зону нашего внимания попали не только строго ГЧП-проекты, но и инфраструктурные проекты с госучастием — иногда такие относят к квази-ГЧП-проектам (см. методологию исследования). Мы изучили крупнейшие частные проекты с госучастием в регионах ЮФО и СКФО, составили список 30 крупнейших — их общая стоимость составляет 623,4 млрд рублей. Уже эта цифра позволяет сказать, что сфера государственно-частного партнёрства на Юге почти втрое больше, чем видит «Росинфра».
Почти треть (9) всех участников топ-листа — это кубанские проекты с долей в почти 50% от совокупных частных и государственных инвестиций. Ещё шесть мест в рейтинге и 178 млрд рублей имеет в своём списке Ростовская область. Третье место по количеству участников принадлежит Дагестану, четыре проекта республики оценены в 13,2 млрд рублей. Остальные десять строчек поделили между собой восемь регионов юга России — на них приходится примерно одна шестая совокупного портфеля инвестиций в инфраструктуру.
Как отмечают в Национальном центре ГЧП, значительную роль в активизации рынка сыграл запуск ряда мер, направленных на снижение рисков для участников проектов: расширены возможности изменения существенных условий соглашений, что позволяет корректировать сметы, появились возможности заключения соглашений без конкурса. В прошлом декабре принят закон, продлевающий возможность изменять существенные условия соглашений без согласования с антимонопольным органом до 1 января 2024 года. В последние годы был также существенно расширен список различных программ софинансирования. Показательна оценка ситуации в дорожном строительстве: в 2022 году роль государственных инвестиций здесь была максимальной (см. врезку). Инвестиционная активность государства наблюдается и в других сферах, связанных с инфраструктурой, — и эта активность становится наиболее убедительным аргументом для частных инвесторов.
Первое место в рэнкинге крупнейших инфраструктурных проектов юга России занимает комплекс береговой морской инфраструктуры в Геленджике и рекреационный комплекс «Геленджик Марина». Об этом проекте стало известно в 2020 году, когда ФГУП «Росморпорт» и «Морской порт Геленджик» договорились о взаимодействии по проекту строительства комплекса. Инвестор должен будет построить пассажирский порт с проектной мощностью до 19,6 тысячи человек в год. В порту будет создан терминал с причалами для яхт.
«Порт станет составной частью новой туристско-рекреационной зоны города-курорта Геленджика. Реализация проекта позволит повысить туристическую привлекательность Геленджика, а также поспособствует развитию морских транспортных путей прибрежного региона», — отметили в пресс-службе «Росморпорта».
В 2022 году власти города сообщили, что инвестиции в проект составят порядка 100 млрд рублей. Из открытых источников известно, что ООО «Морской порт Геленджик» руководит Владимир Колбин, который является бизнес-партнёром миллиардера Геннадия Тимченко. В то же время учредителями компании-инвестора значатся банк «Россия» и ВТБ, а также ООО «Финансовые системы», аффилированное со структурами семьи министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова. Завершить проект планируется в 2027 году.
Второе место с инвестициями в размере 80 млрд рублей занимает проект строительства курорта «Долина Васта в Сочи». «Интеррос», ВЭБ.РФ и «Васта Дискавери» и Туризм.РФ направят 80 млрд рублей на создание туристического комплекса с отелями, санаториями, горнолыжными трассами, подъёмниками к 2025 году. «Здесь будут построены современные гостиницы категорий 3, 4, 5 звёзд, апарт-отели, бальнеологический пансионат-клиника. 3,5 тысячи номеров в новых гостиницах смогут вместить в себя почти 8 тысяч человек единовременно», — рассказали в пресс-службе администрации Сочи. В свою очередь, Туризм.РФ займётся решением вопросов с обеспечением курорта транспортной и инженерной инфраструктурой.
На третьем месте оказался проект строительства обхода Аксая. Четырёхполосная дорога протяжённостью 35,5 км и более 4,4 км мостовых сооружений будет введена в эксплуатацию уже в этом году. Планируется, что дорога за 77,4 млрд рублей будет эксплуатироваться в платном режиме. Новая трасса будет иметь от четырёх до шести полос, а расчётная скорость движения должна составлять 130 км/ч. Кроме того, будет построен пункт взимания платы с расширением проезжей части с четырёх до 22 полос. Дорожно-транспортный проект реализуется по заказу ГК «Автодор». Подрядчиком выступает «Трансстроймеханизация». Объездная дорога станет частью трассы М-4 «Дон», которая снизит время в пути на юг России. Ввод в строй запланирован на начало лета 2023 года.
Сфера инфраструктуры и ГЧП наглядно показывает ключевую тенденцию — антикризисное наращивание госинвестиций
Модернизация трамвайной сети Ростова заняла четвёртое место. Хотя его реализация находится на стадии подготовки к подписанию концессионного соглашения, основные критерии и задачи проекта уже известны. Всего в обновление трамвайной сети будет вложено порядка 62,5 млрд рублей — это средства ГК «Синара» и федерального бюджета. В рамках договорённости планируется проложить 103 км трамвайных путей, приобрести 61 трёхсекционный трамвай и модернизировать 30 действующих, а также построить два депо. «Синара» будет эксплуатировать трамвайную сеть в течение 25 лет.
Замыкает первую пятёрку крупнейших проектов государственно-частного партнёрства строительство Дальнего западного обхода Краснодара. Заказчиком возведения трассы здесь также выступает ГК «Автодор», а за строительство отвечает АО «Донаэродорстрой». 51-километровый участок будет введён в строй в этом году. Это будет автомагистраль первой технической категории с четырьмя полосами движения. Обход пройдет у станицы Марьянской, обойдёт хутор Копанской, станицы Нововеличковскую и Новотитаровскую и выйдет на 1305-й км трассы «Дон». Проезд по новой дороге будет платным.
Основные направления, где реализуются проекты ГЧП, — это коммунальная, дорожно-транспортная и социальная сферы. В последние два-три года стало увеличиваться число соглашений для строительства и реконструкции туристических объектов. И эта тенденция как раз и подтверждается нашим исследованием. Так, в топ-30 включено семь проектов по созданию туристической и рекреационной инфраструктуры — от горных курортов и комплекса отелей с яхтенной мариной до реконструкции санатория, построенного в 30-е годы XX века.
По данным эксперта по инфраструктурным проектам Романа Чуракова, на соглашения с механизмами ГЧП приходится пока около 3,5% от общего количества проектов. Однако эта доля будет расти. Так, например, в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства» сообщается, что до 2024 года планируется поддержать более 450 проектов. Федеральные власти намерены выделить 293 млрд рублей на софинансирование проектов с общей суммой частных вложений в размере 456 млрд рублей. Основным соинвестором здесь является корпорация «Туризм.РФ». Госкорпорация участвует и в финансировании проектов, которые были включены в рэнкинг «Эксперта ЮГ».
В частности, в ближайшее время госкорпорация планирует приступить совместно с частными инвесторами к созданию туристско-рекреационных кластеров «Абрау-Утриш» и «Новая Анапа». «Мы определили, что корпорация “Туризм.РФ” будет активным участником реализации проекта. По предварительным расчётам, инвестиции составят около 250 миллиардов рублей», — отметил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко, говоря о перспективах проекта в Анапе.
На втором месте рэнкинга оказался проект по созданию всесезонного горного курорта «Долина Васта» в Сочи.
Кроме того, госкорпорация заключила соглашение с НАО «Красная Поляна» для развития всесезонного эко-курорта «Лагонаки» в Адыгее. Всего к концу 2024 году планируется проложить 36 км горнолыжных трасс, открыть отели на 3 тысячи номеров и организовать иную туристскую инфраструктуру в горах республики.
«Проект является примером комплексного развития территории, а такие задачи всегда требуют участия широкого круга региональных, федеральных и международных заинтересованных сторон, бизнеса, властей и общественных организаций, и без объединяющей и централизующей функции “Туризм.РФ” его реализация была бы невозможна», — подчеркнул акционер НАО «Красная Поляна» Александр Ткачёв.
Также с участием государственной компании ведётся развитие туристического кластера в Абрау-Дюрсо, неподалёку от Новороссийска. Корпорация совместно с ПАО «Абрау Дюрсо» стала учредителем компании-оператора туркластера — «Визит Абрау», которой предстоит инвестировать около 15 млрд рублей в отели, глэмпинги, рестораны и аквакомплекс. Первый четырёхзвёздный отель в рамках проекта, Abrau Light Resort & SPA на 111 номеров, будет открыт в нынешнем году.
Алексей Андреев, генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан»:
— В дорожном строительстве в 2022 году всё было более чем неплохо — по некоторым фронтам отрасль отчиталась об абсолютных рекордах. Так, по всей стране дорожники уложили 176 миллионов квадратных метров асфальта, Росавтодору был выделен беспрецедентный объём финансирования в размере более триллиона рублей. Если говорить об инвестициях в региональные дороги, то объём трансфертов региональным бюджетам в 2022 году составил 390 миллиардов рублей — это на треть больше, чем в предыдущем году. Федеральные власти намерены и дальше поддерживать дорожное строительство на столь же, если не на более высоком, уровне. В соответствии с пятилетним планом дорожного строительства в 2023-2027 годах должно быть построено 1 631,7 километра новых и реконструированных дорог — на эти цели предусмотрено финансирование в размере 1, 1 триллиона рублей.
В дорожном строительстве государственные инвестиции в 2022 году были на максимуме. Так, за счёт федерального бюджета продвигается стройка века — скоростная магистраль М-12 «Восток». К 2030 году магистраль протянется до Владивостока, строительство потребует порядка 600 миллиардов бюджетных средств. В связи с реализацией крупных магистральных проектов в федеральном бюджете всё меньше денег остаётся для обходов крупных городов и других региональных и муниципальных проектов. Поэтому было бы эффективно для поддержания заданных темпов задействовать ресурсы банковской системы, в том числе через механизм частной концессионной инициативы.
Национальный центр ГЧП заявляет, что в 2022 году наблюдались рекордные показатели по заключенным с инвесторами соглашениями за последние три года, прирост — около 25%
Дорожное строительство на юге России пока ещё отстаёт от среднероссийских темпов. Очень много денег, ресурсов, техники, специалистов требуется для завершения названных крупных проектов. Много инвестиций уходит в развитие транспортных узлов Дальнего Востока — всё же это самый удобный доступ к «фабрике мира», в которую входят Китай, Южная Корея, Япония, Индонезия, это ключ к изучению и освоению богатств Арктики.
В рэнкинг вошли проекты с применением механизмов государственно-частного партнёрства, включая квази-ГЧП соглашения. География проектов — регионы Южного и Северо-Кавказского федерального округов. В топ-лист попали проекты за последние пять лет. Исключением является модернизация трамвайной сети Ростова, соглашение о которой планируется подписать до лета 2023 года.
Информация для составления рэнкинга была взята из отчётов и ответов региональных ведомств, курирующих инвестиционную сферу, базы данных платформы «Росинфра» и комментариев официальных представителей власти и государственных структур.
Исследование носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке, стоимость проектов могла быть изменена в связи с корректировками в соглашениях. Редакция будет благодарна за дополнения и уточнения.