В нескольких регионах Юга и Северного Кавказа запланированы, а где-то уже стартовали, масштабные проекты по строительству новых терминалов и улучшению сопутствующих систем. И это несмотря на то, что шесть аэропортов остаются закрытыми уже больше года
Новый терминал в Ставрополе будет завершён до конца 2023 года — он обойдётся в 2,7 млрд рублей. ГК «Новапорт» планирует вложить около 11,5 млрд в новый терминал аэропорта Кавминводы. ГК «Аэродинамика» инвестирует 20 млрд в новый международный терминал аэропорта «Краснодар». В Чечне до конца 2024 года построят новый международный терминал аэропорта «Грозный» — в него будет вложено в целом около 4 млрд рублей. Проекты по развитию аэропортовой инфраструктуры есть также в Астрахани, Махачкале, Майкопе, Элисте и даже Сухуме.
Как рассказал гендиректор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, главным фактором, который положительно влияет на перспективы развития аэропортовой инфраструктуры, является постоянно возрастающий спрос на внутренний туризм.
«Развитие внутреннего туризма сегодня, во-первых, поддерживается на государственном уровне, а, во-вторых, обусловлено внешними факторами, а именно санкциями, — считает эксперт.— Переориентация на внутренний туризм — это долгосрочная тенденция, и даже если в какой-то момент санкционные ограничения будут немного ослаблены, это не приведёт к полному восстановлению международных перевозок и возврату российских туристов за рубеж. Поэтому возросшая сегодня популярность российских курортов — это явление долгосрочное, и под это явление нужно перестраивать все необходимые инфраструктурные объекты».
У Юга и Северного Кавказа большой потенциал для развития туризма, но для того, чтобы его реализовать, нужна наземная аэропортовая инфраструктура.
«Уже были заявлены проекты по развитию аэропортовой инфраструктуры в Грозном и Минводах. Нет сомнений, что их реализация необходима, и что они смогут удовлетворить возрастающий спрос на внутреннее авиасообщение», — отметил Олег Пантелеев.
В Чечне до конца 2024 года построят новый международный терминал аэропорта «Грозный». В 2022 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 790 млн рублей, в 2023-м направят ещё 1,3 млрд, в 2024-м — 2,5 млрд.
Как сообщал глава республики Рамзан Кадыров, новый терминал будет иметь форму полумесяца, учитывая «архитектурные, исторические и религиозные традиции чеченского народа».
Также отмечается, что строительство аэропорта — только первый этап масштабной реконструкции в Грозном. Вторым этапом станет создание новой взлётно-посадочной полосы и другой аэродромной инфраструктуры. Здание старого терминала в дальнейшем будет использоваться для приёма и обработки грузов. Как сообщал Минтранс РФ ранее, реализация двух этапов проекта может обойтись в 15,7 млрд рублей.
В Ставропольском крае в этом году начнётся реализация нескольких проектов по развитию аэропортов. Весной ООО «Кредитинвест» (входит в ГК «Новапорт») планирует приступить к строительству нового терминала в аэропорту Минвод. Сейчас компания ищет подрядчика для выполнения работ. Согласно документам закупки, максимальная цена контракта — 11,5 млрд рублей. За эти деньги подрядчик должен построить терминал и диспетчерский пункт, оснащённые инженерными коммуникациями, системами вентиляции и отопления. Общая площадь комплекса составит около 25 тысяч кв. м, максимальная пропускная способность — 1040 пассажиров в час.
Возросшая сегодня популярность российских курортов — это явление долгосрочное, и под это явление нужно перестраивать все инфраструктурные объекты
До конца 2023 года новый терминал появится в аэропорту Ставрополя. Он расположится на территории площадью 6 тысяч кв. м и будет иметь пропускную способность около 300 тысяч пассажиров в год. Общий объём инвестиций в проект составит 2,7 млрд рублей, из которых 500 млн рублей вложит «Кавказ.РФ», сообщили в пресс-службе компании. Отмечается, что комплекс будет оборудован современной инфраструктурой для комфортного обслуживания пассажиров и воздушных судов.
Новый терминал появится и на территории аэропорта «Махачкала» в Дагестане. Как ранее сообщал глава региона Сергей Меликов в интервью РИА «Новости», строительные работы будут проводиться в период 2023-2025 годов, а общий объём инвестиций составит порядка 3 млрд рублей. Также отмечается, что пропускная способность аэропорта увеличится в два раза — до 5 млн пассажиров в год.
Сегодня положительное заключение госэкспертизы уже получила проектно-сметная документация строительства новой искусственной взлётно-посадочной полосы на территории аэропорта «Махачкала». Новая взлётно-посадочная полоса длиной 3 200 м и шириной 45 м будет соединена со старой с помощью трёх рулёжных дорожек.
В Южном федеральном округе самые масштабные проекты по развитию аэропортовой инфраструктуры реализуются в Краснодарском крае.
До конца 2024 года в столице Кубани должен появиться новый терминал международного аэропорта «Краснодар». Как ранее сообщала пресс-служба ГК «Аэродинамика» (управляет аэропортами Краснодара, Сочи и Анапы), объём инвестиций в реализацию проекта составит 20 млрд рублей.
Согласно мастер-плану, аэропортовый комплекс будет состоять из основного здания с полным циклом обслуживания пассажиров, привокзальной площади с подъездными дорогами, перрона для стоянки воздушных судов, который позволит увеличить их количество и транспортную инфраструктуру.
Как отметил вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель, строительство нового терминала — это первый этап проекта по созданию полноценного мультимодального транспортно-пересадочного узла, реализация которого рассчитана до 2042 года.
Кроме того, к 2026 году новый терминал аэропорта построят ещё и в Сочи. Как сообщил директор по развитию инфраструктуры ООО «Аэродинамика» Ренат Сайфуллин, объём инвестиций в проект составит 25 млрд рублей. За эти деньги будут построены новый аэровокзальный комплекс, грузовой терминал, коммерческие и рекреационные зоны. Также отмечается, что новый терминал площадью 40 тысяч кв. м планируется соединить крытой галереей с действующим комплексом. Предполагается, что пропускная способность зоны для российских воздушных линий вырастет с 600 до 1000 пассажиров в час.
По словам главы региона Вениамина Кондратьева, ввод в эксплуатацию новых объектов аэропортовой инфраструктуры позволит аэропорту Сочи обслуживать до 20 млн пассажиров в год.
При этом Олег Пантелеев убеждён, что рост пассажиропотока в южных аэропортах действительно продолжит расти, а расширение возможностей аэропортов критически важно: «Мы видим, что показатели того же Сочинского аэропорта или аэропорта Минвод за минувшие годы росли уверенно, стабильно и очень высокими темпами, и нет особых сомнений в том, что положительная динамика имеет все шансы сохраниться и в будущем».
Вложений в аэропортовую инфраструктуру ожидает и Астраханская область. В середине 2023 года холдинг «Новапорт» планирует приступить к проектированию терминала внутренних воздушных линий. Запланированная пропускная способность — до 400 пассажиров в час. Как рассказал директор компании Сергей Дмитриев в эфире телеканала «Астрахань 24», терминал расположится на территории около 8 тысяч кв м справа от действующего астраханского аэропорта, который будет перепрофилирован под международные перевозки. В 2019 году объём инвестиций, необходимый для реализации этого проекта, оценивался в 1 млрд рублей.
Реконструкция аэровокзала запланирована также в Калмыкии. Как ранее сообщал глава республики Бату Хасиков в своём телеграм-канале, к работам по реконструкции аэропорта «Элиста» приступили в прошлом году. Инвестором выступает компания «Аэропорты большой страны» (совместный проект «Новапорт Холдинг» и «Аэропорты регионов»). На реконструкцию аэропорта будет направлено в общей сложности 200 млн рублей. Известно, что в аэропорту Элисты увеличат количество стоек, откроют автоматизированную транспортную ленту для отправки багажа, приведут в нормативное состояние прилётный зал, увеличат площадь зала ожидания. Как сообщается в официальных релизах, аэропорт будет доступен для маломобильных граждан, а дизайн отразит культурную уникальность региона.
Кроме реконструкции действующего терминала, в Элисте также запланировано строительство нового. По словам главы республики, приступить к работам планируется до 2024 года. Строить терминал будет «Новапорт Холдинг». Планируемый объём инвестиций пока официально не объявлялся, однако на сайте Фонда развития Республики Калмыкия указано, что проект ГК «Новапорт» по модернизации аэропорта «Элиста» будет реализовываться до 2026 года и обойдётся в 1,7 млрд рублей.
Вопрос о необходимости строительства аэропорта поднимался и в Адыгее. Так, власти республики предлагали построить авиагавань в рамках реализации проекта по созданию горного курорта «Лагонаки», который включён в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Напомним, что сегодня в республике гражданский аэропорт не работает.
Как сообщал глава региона Мурат Кумпилов в ходе заседания правительственной комиссии по развитию туризма в РФ, аэропорт мог бы появиться в Майкопе, в районе станицы Ханская. Это бы существенно разгрузило автодороги и позволило в два раза увеличить трафик туристов. Сегодня, по словам главы региона, в Адыгею прибывают около 460 тысяч человек в год. По информации издания «Коммерсантъ», аналитики оценивают объём инвестиций в строительство воздушной гавани в 20 млрд рублей. Однако старт этому проекту пока ещё не дан.
Также сообщалось, что в марте-апреле власти Абхазии и России могут подписать инвестиционное соглашение о реконструкции аэропорта в Сухуме. Пассажиропоток сухумского аэропорта, согласно данным абхазских властей, может составить более 3 млн человек в год. По словам главы республики Аслана Бжании, сегодня уже завершены проектно-изыскательские работы, а в апреле инвестор намерен получить одобрение госэкспертизы. В августе 2022 года аэропорт Сухума посетил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. В ходе этого визита речь, в частности, шла о мероприятиях по возобновлению полётов между Абхазией и Россией.