ОАО «Гомсельмаш» открыло в Краснодарском крае сборочное производство комбайнов и жаток. Белорусы занимают нишу, из которой ушли зарубежные игроки, и используют шанс закрепиться на юге России. «Ростсельмаш» и «Клаас» получат конкурента в домашнем регионе
Белорусское ОАО «Гомсельмаш» запустило в Краснодарском крае сборку комбайнов и жаток. Как сообщили в кубанской администрации, производство было создано в Усть-Лабинском районе как совместное предприятие с ООО «Комбайновый завод “Кубань”» в рамках ранее заключённого соглашения с губернатором Вениамином Кондратьевым. Судя по всему, получить нового игрока в сфере сельхозмашиностроения для властей Краснодарского края было очень важно в ситуации, когда ряд иностранных поставщиков ушёл, а ставку на развитие «Клааса» делать затруднительно. А вот рыночный смысл появления нового игрока пока неясен, поскольку он пришёл с продукцией, которая на Юге давно присутствует.
Генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков пояснил, что целью открытия мощностей по производству комбайнов является устранение дефицита сельхозтехники на юге России. В рамках соглашения предполагается собрать около 100 единиц сельхозтехники уже до конца 2023 года. При этом пока речь идёт именно о сборке, а не полной локализации. Объём инвестиций не называется, оперативно предоставить эти данные в «Гомсельмаш» не смогли.
«До 2027 года на данной площадке создадим цех по сборке комбайнов, запчастей для них и склад. Также планируем запустить сервисный центр с мобильными ремонтными бригадами. Они будут на выезде обслуживать сельхозпредприятия, что позволит значительно сократить простой техники во время сезонных полевых работ», — приводит слова Александра Новикова пресс-служба Краснодарского края.
По данным системы «СПАРК», ООО «Комбайновый завод “Кубань”» было зарегистрировано в Усть-Лабинске в феврале 2023 года. Основной вид деятельности — производство машин для уборки урожая. Генеральный директор — Дмитрий Еременко, он же указан в качестве учредителя.
Это уже не первое в России совместное российско-белорусское машиностроительное производство, и не первое для «Гомсельмаша». Ещё в 2005 году это предприятие локализовало свое производство комбайнов в Брянске по схожей схеме — путём создания совместного предприятия «Брянсксельмаш».
Представитель машиностроительной отрасли юга России рассказал «Эксперту ЮГ» на условиях анонимности, что момент запуска производства в Краснодарском крае, а также сам выбор этого региона, не случайны: «Размещение на Кубани – это близость к конечному потребителю, здесь всё в целом понятно. Что касается момента, то, с одной стороны, это связано с уходом с нашего рынка зарубежных производителей, с которыми раньше конкурировать было затруднительно. А с другой — положение завода “Клаас” в Краснодаре, который вряд ли будет наращивать объёмы производства. Всё-таки он входит в зарубежную структуру, собственники которой сегодня не слишком настроены расширяться в России».
Собеседник «Эксперта ЮГ» также отметил, что локализация «Гомсельмаша», о которой идёт речь, пока ближе к дистрибуции, чем к настоящему производству, поскольку подразумевается не полный цикл, а только сборка: «К тому же ассортимент у “Гомсельмаша” не слишком широкий, так что закрыть какой-то дефицит этой продукцией вряд ли удастся. Всё это производится и в России, поэтому возможен рост конкуренции на рынке. Но только при условии, что производство на Кубани станет действительно крупным».
В «Ростсельмаше» официально не комментируют появление конкурента на Кубани. Неофициально источник в компании сообщил, что большой угрозы предприятие в этом не видит. По его словам, пока открытие сборки в Краснодарском крае больше похоже на пиар-акцию для привлечения внимания к продукции «Гомсельмаша», чем на реальное производство.
Исполнительный директор по растениеводству агрохолдинга «Степь» Андрей Ширай в разговоре с журналистом «Эксперта ЮГ» пояснил, что с точки зрения сельхозпроизводителя не так важно, где локализовано то или иное производство. И первостепенное значение имеют ценовые и качественные характеристики техники. «Мы уже достаточно давно работаем с белорусской сельхозтехникой, и намерены продолжать это делать, — рассказал Ширай. — И здесь речь не про то, хуже она или лучше западных аналогов. Ситуация сложилась такая, что западные компании от нас ушли. Теперь белорусские производители техники — одни из наших ключевых партнёров, такова реальность. Другой вопрос, что проблем с запчастями для их продукции сейчас и так нет, но, может, после локализации сборки всё станет ещё лучше».
«Я практически уверен, что решение о локализации было принято по настоянию краевых властей», — считает председатель Краснодарского регионального отделения Союза машиностроителей России Игорь Момотов. По словам Момотова, усиление сотрудничества с белорусами, по сути, было вопросом времени. Конкуренция в сфере машиностроения Юга повысится, и предприятиям «Ростсельмаш» и «Клаас» придётся более внимательно следить за ценообразованием. Однако в целом, как подчеркнул Игорь Момотов, с уходом западных производителей в отрасли образовалась слишком большая «дыра», которую нужно заполнять как можно быстрее.