В 26 лет Кристина Базиленко ушла из найма и создала бренд домашней одежды. Сейчас у неё быстрорастущее производство, которое шьёт для крупных российских производителей. Следующий этап — свой бренд. «Эксперт ЮГ» поговорил с Кристиной о её деле и молодёжном предпринимательстве
Кристина Базиленко — индивидуальный предприниматель и руководитель швейного и вязального производства «Эталон», которое занимается разработкой женской одежды для известных российских брендов и дизайнеров. Свое предприятие девушка открыла в 26 лет, а уже спустя несколько лет выиграла региональный этап конкурса «Бизнес-успех» в номинации «Народный предприниматель».
Базиленко говорит, что её фабрика — одна из крупнейших в Ростове-на-Дону. Она специализируется на полном цикле производства, ежегодно здесь выпускают более 250 тысяч изделий. Сейчас же предпринимательница планирует открыть свой бренд в целях увеличения масштабности производства и повышения прибыли.
— Расскажите, с какой динамикой развивается ваш бизнес.
— Наше производство было основано в 2017 году. На данный момент оно развивается с двойной-тройной динамикой ежегодно. Это значит, что за 6 лет существования фирмы мы выросли в 50 раз. Сегодня у нас есть три производственные площадки, более 250 единиц производственного оборудования, 2,5 тысячи квадратных метров площадей. В год мы производим более 250 единиц готовой продукции. Безусловно, объёмы продаж ежегодно увеличиваются. Инвестиции в производственной мощности за последний год составили более 23 миллионов рублей, и мы не планируем на этом останавливаться.
— Где у вас в бизнесе сейчас точки роста? Как выглядит ассортимент? Изменился ли он за последнее время?
— Расширение производства — главная точка роста для нас, для этого есть все возможности. В прошлом году мы открыли вязальный цех, на который сейчас делаем большой упор. Сегодня работает и второе швейное производство, мы стремимся расширять его. «Эталон» — площадка для развития российских дизайнеров, компания занимается разработкой и производством новых коллекций. Весь наш ассортимент зависит непосредственно от заказчика.
— Есть ли у компании стратегия?
— Конечно, у нашей компании есть несколько стратегий развития — на год, три и пять лет. Основная задача — продолжать сохранять темпы роста, поскольку на данный момент лёгкая промышленность переживает удачные времена подъёма. У нас есть все возможности расширяться на рынке, развивать собственную производственную площадку. Основные цели для нас — сохранить и расширить команду, привлечь как можно больше молодёжи в наше дело, обучать швей с нуля.
— Какие у вас сегодня основные каналы продаж? Как планируете развивать систему сбыта?
— Основной канал продаж — сети российских брендов. Мы являемся производителем и разработчиком одежды для отечественного бренда Charmstore, который представлен более чем в 30 городах России. Кроме того, планируем запустить свой бренд, будем делать акцент на вязаном трикотаже. В этом году у нас появились для этого все ресурсы, чтобы вкладывать силы и время.
— Почему вы решили запустить собственный бренд?
— Создание собственного бренда поможет нам расширить ассортимент компании, укрупниться, упрочит позиции на рынке одежды и, безусловно, снизит зависимость от сторонних заказчиков. Мы накопили большой опыт создания женской одежды, что поможет нам на практике.
Мы хотим показать, что российские производители могут предлагать покупателям качественную одежду по приемлемым ценам. Думаю, что мы вышли на тот уровень, когда собственный бренд уже необходим.
— Кто ваши основные конкуренты? В каких сегментах наиболее острое противостояние?
— Рынок, безусловно, конкурентный и интересный. Из-за ухода иностранных брендов и импортозамещения локальные бренды развиваются невероятно быстрыми темпами. Именно поэтому мы открываем дополнительные производства — чтобы дать возможность российским дизайнерам работать с отечественными производствами. Однако мы конкурируем со странами ближнего зарубежья, поэтому из-за расхождений в налоговом законодательстве и разницы в размере оплаты труда не всегда можем полностью заменить иностранные компании. Часть заказчиков понимают эту ситуацию, так как качество наших изделий выше. Партнёры могут приехать к нам на производство, проконтролировать работу. Кроме того, отсутствие торговой марки — один из минусов, который мы стремимся устранить, торговая марка помогла бы в развитии. Я уверена, что в 2023 году мы этот вопрос решим.
— Как вы пришли в бизнес?
— Мой путь к бизнесу начался с того, что я ушла из крупнейших компаний области и всерьёз задумалась о том, чем бы действительно хотела заниматься. Сначала я открыла бренд домашней одежды, который мы создавали на сторонних производствах. Затем открыли собственный небольшой цех на 50 рабочих мест площадью 50 квадратных метров. Это и стало началом основного бизнеса, которым я занимаюсь сейчас.
Я нахожусь в процессе постоянного обучения. Буквально в прошлом месяце закончила обучение в «Сколково», сейчас начинаю смену в московском РАНХиГС. Стараюсь прививать команде эту любовь к развитию.
— Какие главные сложности должен преодолеть предприниматель?
— Например, в тебя никто не верит, у тебя нет известного бренда, поэтому очень трудно сформировать надёжную команду. Знаний и навыков тоже недостаточно. Это всё приобретается опытным путем. Со временем, конечно, становится легче.
Ещё одной проблемой для меня была ответственность за людей, поскольку с первых дней у меня появлялась команда, за которую я ручалась. Нужно было перестроиться на более быстрый темп принятия решений, мышления, что отличается от работы в корпорации.
— Были ли у вас образцы для подражания? Как вы учились предпринимательству?
— Нет, у меня не было образцов для подражания. Единственное, кем я хочу стать, — лучшей версией себя. У меня нет предпринимательского образования, но я постоянно обучаюсь и совершенствую свои навыки. Основные уроки, которые бы я вынесла из предпринимательской деятельности, касаются работы. Важно не бояться брать на себя ответственность, уметь рисковать, планировать, сохранять холодный рассудок в любых ситуациях, особенно в такое нестабильное время, как сейчас. Быть не просто руководителем, но и человеком: команде важна ваша забота.
Мне кажется, что предприниматель должен обладать всеми знаниями мира, иначе он не выживет в современных условиях. Основным, конечно, является знание финансов, того, как функционирует организация и как устроены денежные потоки. Важны навыки управления персоналом, его мотивации. Основной совет — верить в себя и свою идею. Важно не бояться претерпевать неудачи, подниматься и пробовать ещё раз. Нужно помнить, что вы не одни, все проходили этот путь, поэтому если получилось у других, то и у вас тоже обязательно получится.
— Помогает ли государство молодым предпринимателям? Как вы считаете, эффективна ли эта поддержка для вашего бизнеса?
— Да, безусловно. Когда я начинала свой бизнес, я не знала тех мер поддержки, которые существуют сейчас. Например, есть возможность льготного кредитования, бесплатные обучающие курсы в центре «Мой бизнес». Сильна грантовая поддержка, особенно в научной и ИТ-сфере. Существует лизинговая поддержка, позволяющая приобрести нужное оборудование. Важна элементарная информационная помощь в регистрации ИП и других юридических и бухгалтерских услугах. Мы активно пользуемся господдержкой.
— По вашему мнению, как можно было бы лучше помогать молодым предпринимателям?
— Я считаю, что сейчас созданы прекрасные условия для развития предпринимательства, особенно среди молодёжи. В прошлом году у меня был опыт общения со школьниками выпускных классов в рамках программы Минэкономразвития. Мы проводили обучающие встречи по предпринимательству. Я также общалась со студентами ЮФУ, моего родного вуза. В этом году, оказавшись в ЮФУ, я увидела, как много есть программ для молодых предпринимателей, благодаря которым они могут развивать свои таланты: от наставничества до грантов на старт производства. Вопрос не в том, как можно помогать, — мер на сегодня достаточно. Вопрос в том, кто ими воспользуется. Предпринимательское сообщество занимает максимум 10 процентов от общего населения, это нормально, этот путь не для всех.
Возможно, не хватает масштабных образовательных форумов, на которых эксперты делились бы своим опытом. Важно, чтобы начинающие предприниматели имели возможность представлять свои стартапы, искать инвесторов среди действующих бизнесменов. Я бы хотела привлечь как можно больше молодёжи в нашу сферу. Показать, насколько это необычно и интересно, объяснить, что за предпринимательством — будущее.